Открытое занятие в 1 классе
Тема: «Что значит быть вежливым человеком?»
Цель: формировать этические нормы поведения.
Задачи:
- познакомить с этическими нормами поведения;
- дать представления о вежливом общении;
- воспитывать потребность употреблять слова вежливости в повседневной жизни.
Форма-проведения: игра-путешествие.
Оборудование: экран, компьютер, презентация «Что значит быть вежливым человеком», видеоролик «Учимся вежливости», рисунок – солнышко с лучиками, сигнальные карточки «Да-нет», сердечко для игры, шкатулка с пожеланиями, шарики.
Ход мероприятия
I. Организационный момент:
-Ребята, вас приветствует солнышко. Давайте и мы поприветствуем его.
Руки поднимите вверх как лучики. Все дружно скажем:
- Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими – ты нас научи!
- Все друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!
II. Формулировка темы занятия.
- Солнышко приготовило для вас вопросы. Давайте узнаем, о чём вас спрашивает солнышко (снимают лучики с вопросами)
1.Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? (Ответ: здравствуйте).
2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой?
(Ответ: помоги, пожалуйста).
3. Какое слово произносим, когда прощаемся? (до свидания)
4. Что мы говорим, когда просим прощения? (извините)
-Что объединяет эти слова? (это - добрые, волшебные, вежливые слова)
-Как называют людей, которые говорят вежливые слова?
-Определите тему нашего разговора. ( Вежливые люди)
- Верно. Мы поговорим о вежливости, о самом важном качестве воспитанного человека. (Слайд 1.)
III. Целеполагание. (Слайд 2.)
1) - Я приглашаю вас в путешествие, где ждут нас необычные встречи и открытия. Игра нас в путь зовёт, друзья! Чтобы открыть дверь в игру, нужно произнести клятву вежливости: (Слайд 3.)
Клянемся вежливыми быть,
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свидания –
Нет в мире лучше звания!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Клянёмся добрыми мы быть,
Про лень и грубость позабыть,
Учиться этикету, науку помнить эту!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Видимо, клятвы мало, дверь не открывается. В народе говорят: «Вежливость все двери открывает» Давайте проверим: (Слайд 4.)
Добрые слова
1) Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
2) Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
3) Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух нужны.
Хором: Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Вот и открылась дверь. (Слайд 5.)
- Как вы думаете, кто живёт за сказочной дверью? (добрые, воспитанные, гостеприимные, вежливые) В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости.
- А что такое Вежливость? (Это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться)
Историческая справка
"Вежливость " — произошло от древнерусского слова "вежа" — означало «знаток», «ведать – знать», вежливый – знающий как себя вести.
- Здесь живут только воспитанные жители. Они всегда добры, приветливы, улыбчивы, повсюду слышны волшебные слова. А вы их знаете?
- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я читаю небольшой отрывок стихотворения, а вы должны хором закончить фразу.
1)Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
2) А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
3) К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
4) Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
5) Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
6) Рыжая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
7) Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
8) Дал Ивану царь Евсей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
9) Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья!)
10) Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
11)На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
12) Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
13) Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...» (так добры!)
Нужно
знать как дважды два
Все …(волшебные слова)
- Почему эти слова называют «волшебными»? (улыбку, добро, они могут помочь, если…)
- Как называют людей, которые используют в своей речи «волшебные слова»? (вежливые, воспитанные)
- В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (Для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
Физкультминутка для глаз
«Вежливые слова»
Работа в группе.
-Правила вежливости зародились в древности. Этикет определяет, как вести себя за столом, как дарить подарки, как общаться, не обижая других, уметь слушать, не перебивая собеседника. Нужно воспитывать вежливость в себе с детства. Давайте познакомимся с тем, что обозначают некоторые вежливые слова .У вас на столе карточки, соберите вежливое слово. (Слайд 6.)
Спасибо - спаси вас Бог!
Пожалуйста - «пожаловать вниманием».
Извините - снимите с меня вину.
Здравствуйте - «будьте здоровы».
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – отчего зависит сила волшебных слов? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос. (Слайд 7.)
Дети показывают инсценировку стихотворений
Анализ речевой ситуации, описанной И. Кашежевой:
Через день мой день рожденья,
У меня есть предложенье:
Твержу дяде Коле,
Прошу дядю Рому,
Подружек по школе,
По классу второму,
Шепчу тете Рите,
Позвав её в угол:
«Вы мне не дарите,
пожалуйста, кукол.
Подарите мне тигренка полосатого,
Удивленного, смышленого, усатого!»
В школу нас бы провожал он,
И с работы он встречал бы,
Встречал дядю Колю,
Подружек по школе,
По классу второму,
Встречать успевал бы
И папу, и маму
И мне подавал бы по-дружески лапу.
«Подарите мне тигренка полосатого…»
- О каком радостном дне в жизни каждого человека идет речь? Вежливо ли просить приглашенных гостей на день рождения приносить определенный подарок?
- Кто-нибудь из вас знает, что такое комплимент? (Верно, это приятные, любезные, добрые слова в адрес какого-нибудь человека.)
- Давайте потренируемся правильно произносить волшебные слова, иначе говоря, сделаем друг другу приятный комплимент (похвалите товарища…) и подарим хорошее настроение. Вы будете передавать друг другу сердечко, произнося комплимент. Давайте я начну первой…
Условие:
1) обращение только по имени;
2) сказанное должно быть приятно слушающему человеку.
- Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после сказанного не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Давайте это делать чаще и правильно.
2) - Воспитанный человек не только использует в своей речи волшебные слова, но и ведёт себя очень вежливо. А что вы скажете о наших следующих героях? Давайте послушаем басню С. Михалков «Бараны»
По крутой тропинке
горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек
белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути.»
Черный брат ответил:
«Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко
печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
- Почему случилась беда с баранами, можно ли их поведение назвать вежливым? Как они должны были поступить?
Есть таблица умножения,
А мы решим задачи на правила уважения.
- Я предлагаю вам несколько ситуаций, найдите ошибки и скажите, в чём дети были неправы.
Игра «Вежливо - невежливо». (Слайд 8.)
(Если вежливо - зелёный сигнал разрешает, невежливо – красный запрещает).
Поздороваться при встрече.
Помочь подняться в автобус старушке.
Толкнуть прохожего и не извиниться.
Взять билет в автобусе.
Войти в здание и не снять шапку.
Поднять упавшие вещи однокласснице.
Не уступить место старшим в транспорте .
Говорить “Спасибо” за подарок .
Выкрикивать на уроке.
Перебивать во время разговора.
Помогать родителям.
-Молодцы, дети!
- Можно ли научиться вежливости? Вежливости можно и нужно учиться.
- Зачем в жизни надо быть вежливыми и хорошими людьми? (Чтоб все люди жили спокойно, дружно, весело, уважали друг друга; чтоб был мир на земле)
- Как вы думаете, трудно ли быть воспитанным? (ответы детей) - Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь, для этого надо иметь доброе сердце, быть очень внимательным к окружающим людям. - А вы внимательные? Сейчас проверим.
Физкультминутка. Видеоролик «Вежливые слова»
- В страну Вежливости очень часто хотят проникнуть другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех воспитанных жителей в невеж. А вот, кажется, и они… (Г.Остер «Вредные советы»)
1) Если
ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
- Укажите ошибки и расколдуйте мальчиков.
(Ни с
кем не поздоровался, от всех отвернулся, невежливо ни с кем не разговаривать)
(мальчик снимает с головы кепку и говорит «Извините,» Простите,
пожалуйста»!)
2) Если
друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома -
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
(невежливо
оставлять подарки себе, торт есть самому, съесть все конфеты, )
3) Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
"Стой! Сдавайся! Руки вверх!"
-
Давайте объясним ребятам, что значит, быть вежливым.
- ВЫВОД: Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Поэтому, в жизни нужно соблюдать правила вежливости и тогда вас обязательно назовут Воспитанным человеком. ( Слайд 10.)
Стихотворение «Важные правила».
1.Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу.
2. Не дразнись, не
зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдёшь себе друзей!
3.Придумано кем-то красиво - За помощь благодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить.
4.« До встречи! До свидания!»
Скажи всем на прощание,
Завтра будем мы опять Улыбкой новый день встречать!
5.Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг, Назовут хорошим.
- Спасибо ребята за важные правила.
- Правила вежливости знайте и всегда их выполняйте.
IV. Итог.
– Наше занятие подошло к концу.
- Какие правила вежливости вы запомнили?
- Почему в жизни надо быть вежливым воспитанным человеком? (Чтоб все люди жили спокойно, дружно, весело, уважали друг друга; чтобы был мир на земле). - В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним правила вежливости: (Слайд 8.)
1. Здоровайся при встрече.
2. Не груби, даже если сердит.
3. Проявляй доброжелательность к людям.
4. Уважай окружающих.
5. Старайся быть хорошим верным другом.
6. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
-Ребята, сегодня мы с вами вспомнили, что такое вежливость. А знаете ли вы, что 21 ноября отмечался Международный день приветствий, а 11 января – Всемирный день «спасибо» (Слайд 9).
( Слайд 10.)
На улице, дома, в общественном месте
Будь вежлив со старшими, помни о чести.
В театре, трамвае, кино
Веди себя скромно, прилично, умно!
V. Рефлексия.
- Я принесла вам волшебную шкатулку. Эту шкатулку мы наполним волшебными словами и оставим у нас в классе, для того, чтобы рядом снами жили доброта, счастье и тепло и радость. А если кто-то забудет эти слова, то мы откроем шкатулку и вспомним. (Солнышко совершило чудо - связало все бусинки …) Шарики и шкатулка (15 штук)- кладём и называем волшебные слова, которые запомнили на занятии: 15 слов, а затем произойдёт волшебство... Ой, посмотрите, ваши волшебные слова стали единым целым…. (Звучит музыка….) Вы слышите? Это из шкатулки…
Список использованной литературы:
1.Дик Н. Ф. Классные часы в 1-4 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
2.Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Под ред. М. И. Рожковой. – М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
3. Методический журнал «Практические советы учителю», №6, - Ростов н/Д: Изд-во ИПК и ПРО, 2011 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.