ИГРА – ВИКТОРИНА «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ!
педагог - организатор
Семкина А.В
ЦЕЛЬ: экологическое воспитание детей, расширение кругозора, эрудиции.
ЗАДАЧИ:
-расширить знания детей о птицах, используя игры, загадки, викторины;
-активизировать познавательную деятельность детей;
-воспитание гуманного, бережного отношения к пернатым друзьям, природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, где вас ждут интересные игры и конкурсы. А вот то, чему посвящено наше мероприятие, спрятано в загадке. Послушайте ее и постарайтесь ответить.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)
Да, ребята, наша игра-викторина посвящена птицам и я надеюсь, что после нашего мероприятия, ваши знания о пернатых наших друзьях расширятся.
Наша игра будет проходить в виде соревнования между командами, и я прошу вас занять места за столиками.
Итак, у нас образовалось три команды. Осталось придумать название для каждой команды.
Ведущий 2: Ой…! Ой…! Ребята, я совсем забыла. Сегодня на наш адрес пришло три телеграммы. Угадайте, кто их нам прислал?
1.Конкурс «Почтовый ящик»:
Телеграмма 1: «У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи, но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (Команда, первой угадавшая как называется птичка, получает название – Синички.)
(Ставите таблицу с названием команды)
Телеграмма 2: «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я? (Дети угадывают название следующей команды – Щеглы.)
Телеграмма 3: «Нас называют «северными попугайчиками». Мы искусно лазаем по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для нас зима тоже трудное время. Питаемся мы семенами хвойных деревьев, а зимой их много. У нас необычный клюв и мы им ловко достаем семена из еловых шишек. (Название третьей команды Клесты)
Ведущий 1: Наступила весна. Хотя в марте, зачастую, в наших краях еще лежит снег, но день уже длинней и начинается прилет птиц. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Они возвращаются, а значит - весна, и «вновь смеется луг», и жизнь идет своим чередом. Самыми первыми прилетают к нам грачи. Недаром в народной пословице говорится: «Грачи прилетели – на крыльях весну принесли».
Ведущий 2. Конкурс «Птицы - наши друзья!»
Сейчас проверим, много ли вы знаете о птицах? В конце игры мы определим команду победительницу. (задаете вопросы поочереди командам)
1.Какие птицы совсем не летают? (страусы, пингвины)
2.Птенец, какой птицы не знает своей матери? (птенец кукушки)
3.Назовите птицу, которая может спать во время полета? (аист)
4.Кого называют царем птиц? (орла)
5.Какая птица самая большая в мире? (страус)
6.Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
7. Клюв, какой птицы - настоящий мешок? (у пеликана)
8.Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (филин, сова)
9.Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края на зимовку? (перелетные)
10.Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (грачи)
11.Что птицам страшнее – холод или голод зимы? (голод)
12.Какая птица умеет говорить человеческим голосом? (попугай)
13.Какие птицы ловят насекомых на лету? (ласточки, стрижи)
14.Какую пользу приносят птицы? (защитники лесов, полей, садов и огородов)
Ведущий 1: Конкурс «Когда так говорят?»
1.Короче воробьиного носа (Очень маленький)
2.Как с гуся вода (Безразлично, всё нипочём)
3.Курица лапой (Неразборчиво, неряшливо)
4.Стреляный воробей (Опытный, бывалый человек)
5.Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам)
6.Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом)
7.Ворона в павлиньих перьях. (Зря старается казаться лучше, чем он есть)
8.Считать ворон. (Глядеть по сторонам, лодырничать)
9.Белая ворона. (Сильно отличаться от других)
10.С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине)
Ведущий 2: Дети, приведу вам несколько примеров, а знаете ли вы:
- что кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков;
- грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений;
- семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых;
- скворец за сутки может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, т.к. очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами;
- ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов;
- степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.
Ведущий 1: Конкурс "Из какой мы сказки?"
(Кто быстрее поднимет руку)
1.С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями)
2.С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»)
3.Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
4.В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
5.Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
6.С какой птицей дружил Винни Пух? (Сова)
7.У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
8.Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
9.Какая птица помогала Герде из сказка Г.Х Андерсена выбраться из замка?
Ведущий 2: Это интересно знать
«Птицы – синоптики»
-Воробьи дружно чирикают зимой - к оттепели.
- Воробьи веселые, подвижные- к хорошей погоде.
-Ворона перед переменой погоды хрипло каркает.
Синицы порхают под окном- к холоду.
- Если птицы жмутся к домам - к снегу, туману, ненастью.
- Снегирь зимой поет на снег, вьюгу, слякоть.
Ведущий 1: Конкурс: «Восемь птиц»
В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.(раздаете текст и они отыскивают название птиц).
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Ведущий 2: Птичьи рекорды А знаете ли вы Что:
продолжительность жизни:
Сова – 60 лет
Ворона- 120 лет
Щегол – 23 года
скорость полета:
Щегол-38 км /час
Сорока- 56 км/ час
Голубь- 62 км /час
высота полета
Голубь- до 100 метров
Ворона -до 2500 метров
Хищники -от 100 до 4000 метров
Ведущий 1: В этих хаусно - расположенных буквах скрываются названия птиц . Отгадайте их.
Раздаете таблицы по командам , по
ручке, они заполняют их)
-Йбеорво (воробей)
-Олейсов (соловей)
-Укшуакк (кукушка)
-Онкжвоаро (жаворонок)
- Акгла (галка)
- Аинсци (синица)
- Аргааг (гагара)
- Евтерте (тетерев)
- Уатокрпак (куропатка)
- Тслаьбаро (альботрос)
- Акчйа (чайка)
- Раново (ворона)
- Ингвипн (пигвин)
- Ялдет (дятел)
Ведущий 2: Следующий наш конкурс называется «Тройное решето» (по трем подсказкам узнать птицу)
1.– Маленькая, серенькая, подвижная птичка. Стоит этой птичке увидеть горсть крошек или россыпь зерна, как она, прежде всего, издает призывное «Чив…, чив…», которое служит приглашением к обеду для всех окрестных собратьев. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (это воробей)
2.– У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит большими шагами, клюв крепкий, большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело серое. Нравятся блестящие предметы.
(это ворона)
3.– Отличается от других птиц пестрой окраской оперения. Верхняя часть тела черная, а низ белый. Темя и затылок у самок – черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен. Эту птицу называют «лесным доктором». (это дятел)
4.–Обитатели таежных лесов. В начале зимы в большом количестве появляются в центральных областях нашей страны. Нижняя часть тела у самцов – кирпично-розовая, спина – пепельно-серая, верх головы, крылья и хвост блестяще-черный. У самок красный цвет замещен буровато - серым.
- У этих птиц снежное имя. (это снегири)
5.– Ловкая, подвижная, суетливая птица. Голова, крылья, хвост – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Эту птицу считают очень болтливой.
(это сорока)
6.–Отличается чрезвычайной подвижностью и ловкостью. Голова, шея, полоса вдоль груди, подхвостье – черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто – зеленая или голубовато-серая. Брюшко чаще желтое, а щеки и пятно на затылке – белые. В солнечный день звонко поет: «Синь…, синь…, синь…» (это синичка)
Молодцы, все правильно!
Ведущий 1: Ребята, ответьте на вопрос:
Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края?
(ответы детей)
Правильно, перелетные.
«Куда это птицы улетают каждую осень?»- издавна спрашивал себя человек.( Дать детям из трех блоков сообщение)
1 воспитанник. Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол). Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов, а есть птицы, которые улетают в теплые края, а некоторые остаются на зимовку в наших краях.
2 воспитанник . С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Ребята, каких птиц видели во дворе зимой? ( воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.
3 воспитанник. В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточки, стрижи, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
Ведущий 2: Переходим к следующему конкурсу, который называется
«ИЗ КАКОЙ МЫ СКАЗКИ?»
1.Кто снес яичко, не простое, а золотое? (курочка-ряба)
2.С какими птицами летала лягушка-путешественница? (с дикими утками)
3.Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (лебедем)
4.В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г.Х.Андерсена? (в диких лебедей)
5.Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)
6.Какая птица, когда стучали в дверь, спрашивала «кто там»? (галчонок)
7.Назовите имя вороны из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»?
(каркуша)
Ведущий 1: Следующий конкурс называется «Построй скворечник».
Дети выполняют аппликацию, чья команда быстрее и аккуратнее выполнит задание. (Подведение итогов игры – викторины)
Ведущий 2: Наша конкурсная программа подошла к концу. Я надеюсь, что сегодняшний праздник вам понравился, и вы узнали много нового и интересного о птицах. Я благодарю команды за хорошую игру. А напоследок, мне хотелось бы, еще раз напомнить вам, дети, как хрупок этот мир. Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Каждый год все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Вы должны помнить об этом и не обижать наших пернатых друзей. Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь их! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2 воспитанник. С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Ребята, каких птиц видели во дворе зимой? ( воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами.
3 воспитанник. В прошлом, когда птичьи перелеты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают… на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.
Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.
Сейчас известно: как ни далек, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья. Куда же летят птицы?
Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточки, стрижи, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию. А некоторые утки, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелеты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!
1 воспитанник. Птиц на свете очень много – около 9000 видов. Есть птицы очень большие, есть крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например, пингвины. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие лишь на берегу моря. Одни питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые питаются животными. А есть и те, которые едят только растительную пищу: В основном ягоды и семена (дятел, щегол). Одни селятся в дуплах, другие вьют гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов, а есть птицы, которые улетают в теплые края, а некоторые остаются на зимовку в наших краях.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Онкжвоаро |
|
Аинсци |
|
Аргааг |
|
Евтерте |
|
Уатокрпак |
|
Тслаьбаро |
|
Акчйа |
|
Раново |
|
Ингвипн |
|
Ялдет |
|
Онкжвоаро |
|
Аинсци |
|
Аргааг |
|
Евтерте |
|
Уатокрпак |
|
Тслаьбаро |
|
Акчйа |
|
Раново |
|
Ингвипн |
|
Ялдет |
|
Онкжвоаро |
|
Аинсци |
|
Аргааг |
|
Евтерте |
|
Уатокрпак |
|
Тслаьбаро |
|
Акчйа |
|
Раново |
|
Ингвипн |
|
Ялдет |
|
Синички
Клесты
Щеглы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.