О ПРОГРАММЕ
Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают у них в тот период жизни, когда в жизни происходят существенные изменения – например, посещение детского садика. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к общению с большим количеством людей, смог принимать правила взаимоотношений между всеми участниками общения.
Представленные в данном игровом пособии игры и упражнения помогают решать именно эти задачи: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, определить причины его возникновения, и последствия его проявления, и как следствие - развитие эмоциональной сферы детей, успешная адаптация к новые условиям жизни.
клавиша «НАЧАТЬ» - позволяет играть последовательно, согласно сюжету сказки
Клавиша «УЧИМСЯ» - ПОЗВОЛЯЕТ ВЫБИРАТЬ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЕ ЗАНЯТИЕ: радость, грусть, обида, злость, страх.
РАСКРАСКА – подборка раскрасок по каждой теме, которые позволят даже самым маленьким детям принять активное участние в игре.
СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ – консультативная информация для родителей, освещающая проблемы обучения и воспитания детей 2-6 летнего возраста.
ИГРЫ ДОЖЕНЬКИ – набор развивающих упражнений для детей в возрате от 2,5 до 5 лет, четыре уровня сложности для каждого упражнения
ВЫХОД – выход из игры
Меню пользователя
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
УЧИМСЯ
МУЗЫКА
НАЗАД
ВПЕРЕД
ДИКТОР
МЕНЮ
СЛАЙД ШОУ
РАСКРАСКА
Данный режим рассказывает об эмоциональных состояниях, помогает научиться выражать свои и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
С помощью этого режима можно включать или выключать автоматическую смену слайдов
Данный режим позволяет включать и отключать музыкальное сопровождение игр-занятий
Использование данных кнопок позволяет листать слайды вперед и назад
Данный режим позволяет выключать рассказы-объяснения диктора, и предоставляет возможность рассказывать обо всем самостоятельно. Включать объяснения диктора можно с помощью этой же кнопки
Нажимая на любые кнопки клавиатуры или мышки можно раскрасить картинку. Следующий слайд появляется после того, как закрашен предыдущий.
С помощью этой кнопки можно вернуться в меню программы.
Листать страницы далее
Повторить игру
Вернуться к выбору игр
В одном городе жили два брата художника. Когда-то они очень любили друг друга, вместе рисовали красивые картины, которые радовали всей горожан. Но потом что-то произошло со старшим братом, он стал злым, стал забирать все карандаши и краски у своего брата, и даже портить его рисунки.
Посмотри на картинку и отгадай, где нарисован Добрый художник, а кто из них – Злой. Нажми на изображение художника и каждый из них споет тебе песенку.
СЛАЙД ШОУ
МУЗЫКА
НАЗАД
ВПЕРЕД
ДИКТОР
МЕНЮ
Добрый художник рисовал только добрые картинки, от которых становилось радостно на душе и хотелось петь и танцевать, а Злой художник рисовал злые, плохие картины, от которых портилось настроение.
А знаете, как называются состояния людей, когда им весело или грустно? Это – НАСТРОЕНИЕ. Настроение – это, на что настроен человек внутри себя.
Когда человеку радостно, то он очень рад всех видеть. Очень-очень! Ему хочется смеяться, улыбаться всем вокруг, и даже немного хочется пошалить.
Когда у человека такое настроение, то он похож на…на солнышко, так и светится весь от радости.
Скажите, а рядом с таким человеком остальным весело и грустно?
Весело, он как бы согревает всех своими веселыми лучиками.
А бывает, ч то человеку очень грустно, или он чем-то разозлен, то настроение становится хмурым, как тучка, из которой идет дождь.
Давайте нарисуем на других листочках, тучки, которые будут обозначать, что у человека плохое, грустное настроение.
А бывает, что настроение и не радостное, и не плохое - оно нормальное, спокойное настроение. Такое… как будто из-за тучки солнышко выглядывает.
Итак, мы теперь знаем, как определять настроение у себя и других людей. Подумайте и определите, какое настроение у братьев художников. Посмотрите на картинку, рядом с братьями нарисованы вот такие картинки-значки, подведите стрелку к картинке, которая соответствует настроению, и нажмите длинную клавишу на клавиатуре. (Активизировалась картинка, соответствующая настроению).
Однажды Злой художник сильно рассердился и отправил Доброго Художника в лес за хворостом. А на улице был сильный мороз. Долго он бродил по лесу, и никак не мог найти хворост. А вы видите, по какой нужно идти дороге, чтобы найти хворост? Дорога очень петляет, помогите Доброму художнику по ней пройти, отмечай стрелкой, куда нужно идти дальше.
Добрый художник тебя благодарит. Теперь он вернется домой и Злой его брат не будет так сильно сердиться.
Но послушайте, кто-то плачет в лесу. Вы видите кого-нибудь, кто мог бы плакать? Да, вот - это маленький ежик. Посмотрите, как он дрожит – он очень замерз.
Давайте отгадаем, кто же плачет. Послушайте и запомните, какой звук произносит животное (повтор).
Теперь послушайте, кто-то прячется за елкой, такой звук произносит это животное? Нет. А кто это – это белка.
Кто-то прячется за сугробом, послушайте, такой звук произносит это животное? Нет - это снегирь.
А сейчас? Да, это такой звук. Давайте посмотрим, кто там спрятался. – Это ежик.
Ежик поблагодарил Дорого художника и пообещал выполнить любое желание.
Когда художник пришел домой, он растопил печку, и начал рисовать. Он нарисовал девочку, добрую и славную. Добрый художник любил детей и мечтал о дочке. Художник нарисовал какие-то отделные детали портрета. А ты с омощью мышки попробуй собрать его.
И вот чудо - девочка ожила (это ежик выполнил желание Доброго художника) и стала играть. Посмотри, в какие игры любит играть Доженька (так придумал назвать свою дочку Добрый художник – он переделал слова - добрый ежик).
НАЙДИ ДОМИК
ДЛЯ ИГРУШКИ
СМЕШНЫЕ ПЕСЕНКИ
ВЕСЕЛЫЕ РОЖИЦЫ
Ребенок подводит курсор к картинке с игрой, нажимает ее, и новое окно с игрой появляется на экране
Эта игра называется «СМЕШНЫЕ ПЕСНИ»
СЛУШАЙ МОЮ ПЕСНЮ И ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ ДВИЖЕНИЯ:
Поднеми- ка палец в воздух
Голова, коленки – ноги
Если весело живется хлопай так
Хлопай в ладоши
Где же большой палец?
Ежик поет песню и поазывает определенные движения, а ребенок повторяет за ним, разучивая песню.
Эта игра называется «Веселые рожицы»
Игра «Веселые рожицы» позволяет ребенку освоить понятия «Семья», «Возраст», «Пол», познакомиться с миром эмоций человека. Игра построена по принципу конструктора, что позволяет развивать наблюдательность, фантазию, память, усидчивость. Чем раньше ребенок научится понимать состояние окружающих, тем легче будет он адаптироваться к любому окружению, находить общий язык со сверстниками и с взрослыми.
Для ознакомления с понятием «Пол» предлагается игра: «Собери портрет мальчика», затем предлагается собрать портрет девочки, изменяя прическу, либо вводя любые «украшательства».
Игра, которая позволит познакомится с понятием «Возраст», начинается с демонстрации портретов мальчика, дяденьки и дедушки. Ребенку предлагается преобразовать портрет мальчика в портрет дяденьки, а дяденьку в дедушку, а из дедушки снова сделать мальчика.
Понятие «Семья» закрепляется при конструировании портретов мамы, папы, сестры, брата, дедушки или бабушки.
Далее те же портреты ребенок может превратить в доброго или злого, удивленного или испуганного.
Еще один вариант игры: собрать портрет по заданному описанию (удивленная бабушка, напуганная сестра...)
Отметь значком те игры, в которые ты тоже очень любишь играть, и те игры , которые тебе просто нравятся , и те – которые тебе совсем не нравятся .
ВЕСЕЛЫЕ РОЖИЦЫ
НАЙДИ ДОМИК
ДЛЯ ИГРУШКИ
СМЕШНЫЕ ПЕСНИ
Перед вами портрет Доженьки. Посмотрите внимательно на лицо. Покажи с помощью стрелки:
Выше всего расположены…
Ниже всего расположен…
Между глазами находится…
Зеленого цвета…
Золотистого цвета…
Теперь посмотрите на себя в зеркало.
(Поиграйте с ребенком в аналогичную игр, только теперь перед зеркалом. Попробуйте пофантазировать с вопросами).
Доженьке очень приятно, что ты любишь играть в ее игры. Давай посмотрим на ее лицо, и попробуем догадаться: радостное оно или нет.
Посмотрите, когда человек радуется, уголки губ поднимаются вверх. Лицо словно расцветает улыбкой. Около глаз собираются морщинки. Глаза светятся, словно в них сияет солнце, и они чуть-чуть прищурены.
Но Злой художник узнал про наше веселье, и сильно-сильно разозлился. Он так громко закричал, что портрет Доженьки рассыпался. Бедная Доженька, бедный Добрый художник. Что же им делать? Ты поможешь им? Спасибо, что согласился.
Чтобы собрать портрет Доженьки сначала выберем глаза. Для этого посмотри внимательно на рисунки глаз слева. Вспомни, какие глаза были у Доженьки когда она радовалась. Отметь этот рисунок стрелкой.
Добрый художник и Доженька благодарят тебя и предлагают вместе с ними раскрасить картину.
Нажимай на любые кнопки клавиатуры или мышки, и раскрась картинку. Нравится ли тебе картина, которую ты нарисовал? Какое у тебя настроение? Выбери значок.
Сюжет: Доженька играет на полянке с зверями
Внимательно рассмотри лица зверей, с которыми играет Доженька на лесной полянке. Кто из них веселее всех? Как ты догадался, что тебе подсказало верный ответ?
А чье настроение отличается от других? Какое оно? Как ты думаешь, почему? (у белочки поломался самокат – колесо потерялось). Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы у белочки настроение улучшилось? Ты поможешь ей?
Белочка тебя благодарит и предлагает поиграть вот в какую игру: если тебе весело и у тебя очень хорошее настроение, то нажимай на клавиши быстро-быстро, и картинка закраситься в яркие-яркие цвета; если у тебя спокойное, ровное настроение, то нажимай на клавиши медленно, и картинка закраситься в спокойные цвета. Итак, какое у тебя настроение? Нажимай на клавиши.
Пока Доженька катается по морю на своем кораблике, Добрый художник пошел рисовать новый мультик для детей. А Злой художник уже тут как тут, стоит кричит-пугает Доженьку:
-Ага! Попалась!
Посмотрите какое некрасивое лицо у Злого художника – вообще, когда мы сердися, то становимся злыми и некрасивыми: брови хмурые, сильно сдвинуты к переносице, глаза «колючие», ноздри раздуваются, рот сжат и искривлен – некрасиво.
Злой художник так кричал, что море все сильнее и сильнее бушевало, того и гляди, кораблик с Доженькой погибнет. Добрый художник прибежал – надо спасать Доженьку. Нужно нарисовать что-то такое, что поможет Доженьке перелететь это страшное бушующее море. Посмотри на картинки, которые нарисовал Добрый художник и выбери то, на чем Доженька может перелететь море.
Стрелка последовательно указывает на предметы, а диктор комментирует – можно ли на этом перелететь.
СТРАХ
Доженька уцепилась за воздушный шарик и полетела над морем. Но Злой художник кричит-ругается, волны морские еще выше поднимаются. Страшно маленькой девочке. Посмотри какое у нее выражение лица: глаза широко открыты, округлены, полны страха, брови приподняты, рот открыт.
СТРАХ
Но и Добрый художник тоже напуган, успеет ли долететь маленькая девочка, не достанут ли ее волны. Давай мы соберем портрет напуганного Доброго художника, вспомни, когда человек пугается у него : глаза широко открыты, округлены, полны страха, брови приподняты, рот открыт. Выбери с помощью стрелки подходящие брови, глаза, рот.
-Держись, Доженька! – крикнул Добрый художник и нарисовал безопасное место, куда могла бы приземлиться девочка.
Найди безопасное место для Доженьки.
Стрелка последовательно указывает на картинки, а диктор комментирует – насколько это место является безопасным.
Пока Доженька добиралась до безопасного места, Добрый художник нарисовал ей добрых друзей, а злой художник нарисовал ей врагов – различных злюк и вреден.
Как ты думаешь, кто здесь добрый, а кто злой? См след слайд
Последовательно подводит стрелку к каждой картинке. Картинка увеличивается на весь экран. В правом углу появляется портрет доброго художника, в левом – злого. При рассмотрении портрета делается акцент на брови, глаза, рот. Ребенок делает выбор, объясняет почему, рамка портрета «выбранного» художника начинает светиться. Далее возвращается в общий список, и выбирается следующий портрет, он опять увеличивается на весь экран и т.д.
Доженька приземлилась на острове, но… Здесь никто не разговаривает на понятном ей языке. Что же делать?
Оказывается выразить свои мысли и чувства: добрые или злые, нам помогают движения рук – жесты.
жесты
ПОМОГАЮТ ЧТО-ТО ИЗОБРАЗИТЬ
ПОМОГАЮТ ВЫРАЗИТЬ МЫСЛИ И ЧУВСТВА
МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА ЧТО-ТО
Жесты могут заменять речь:
Рукопожатие выражает доброжелательные, дружеские отношения
Даша без слов, жестами подзывает к себе малыша, и он прекрасно понимает язык ее рук
Вот человек поднял для приветствия руку
А этот человек просит его извинить
Обрадовалась Доженька, что может общаться со всеми жителями острова, настроение у неее стало радостным: смотрит и радуется солнцу , пальмам, желтому горячему песку под ногами, синему небу над головой. Раскрась картинку, нажимая на любые клавиши клавиатуры.
Это нарисована семья Доженьки. А твоя семья – какая?
Но пока мы раскрашивали картинку, Злой художник нарисовал каких-то странных человечков: они прозрачные и сделаны их каких-то прутиков, и у них нет ни кистей рук ни лиц. Как же догадаться о настроении этих людей?
Оказывается, о настроении людей, об их состоянии может рассказать походка, то как они двигаются. Давай рассмотрим рисунки странных человечков и по их позам попробуем догадаться, что происходит в каждой ситуации.
Добрых художник нарисовал волшебную палочку, чтобы сделать этих человечков настоящими. Дотронься волшебной палочкой до человечка и помоги им ожить. Только посмотри, опять Злой художник нам мешает, у расколдованного человечка не видно лица. Выбери какая рожица-отгадка подходит к картинке, выдели ее стрелкой, и человечек будет окончательно расколдован.
Теперь давай расколдуем всех остальных: выдели мышкой заколдованную фигурку и подведи стрелку к изображению животного. Как только ты всех расколдуешь, животные с тобой поиграют в прятки.
Доженьк подошла к сердитым животным и спросила: «Почему вы такие злые?»
Мы не злые, с нами просто никто никогда не играл.
Давайте я вас научу веселой игре, которая называется «Дом настроения». Этажи в этом доме – значок-настроение. Посмотри внимаильно на первый подъезд. Рассели крокоддилов и обезьян так, чтобы веселое настроение было у всех на третьем этаже, нормальное-спокойное – на втором, а плохое- на первом.
Весело стало на острове: все играют, веселяться. Но вот посмотри, кажется кто-то «заигрался»
Как ты думаешь, какое выражение лица станет у Доженьки. Выбери его с помощью мышки.
Доженька расстроилась, она обиделась. Обижаются – это когда что-то происходит не так, либо тебе что-то портят, либо делают тебе больно, либо не получается то, что ты хотел бы.
Итак, Доженька жила вместе со своими друзьми на острове. Но по вечерам, когда все ложились спать, она с грустью смотрела на море: где-то там, далеко живет ее папа. Но папа – Добрый художник тоже очень тосковал по Доженьке. Посмотри внимательно на портрет грустного Доброго художника, обрати внимание на глаза, бровти, рот. Теперь портрет исчез, а вместо него отдельные детали: выбери те, которые подходят для выражения грустного лица и собери портрет художника.
А бывает ли тебе грустно? Из-за чего тебе может стать грустно? А твоей маме? А папа твой бывает грустным? А бабушка?
Посмотри на картники и придумай, что могло произойти с героями, что у них испортилось настроение. А теперь ты можешь заглянуть в нее, для этого нажми на лупу
Добрый художник решил не грустить, а сделать так, чтобы Доженька была с ним. Для этого он достал остаток волшебного карандаша и нарисовал что-то такое, на чем можно переплыть через огромное море, при этом Злой художник это даже не заметит.
Выбери то, на чем Доженьк
может добраться до дома.
Узнал Злой художник, что у его брата – доброго художникка остался еще один волшебный карандаш. Рассердился, и коварно заманил его в чулан, запер на замки и стал устанавливать свои злые порядки в городе. Посмотри, какой он злой, некрасивый. Собери портрет Злого художника, обрати внимание, какие у него брови, какие глаза и рот.
ГЛАЗА
БРОВИ
РОТ
Вот такой он злой сидит один-одиношенек: никто с ним не хочет ни дружить, ни общаться.
А тем временем Доженька и ее друзья вернулись домой. Странным им показался город6 мрачный, холодный и грязный (люди так боялись Злого художника, что не выходили из своих домов).
Помоги маленьким героям навести порядок в городе: нажимай на «мусор» и он отправится в мусорный бак, старые и некрасивые дома ты можешь перекрасить.
Искала, искала Доженька – нет никого. Вдруг она увидела ежика (того самого!), который ей и рассказал все и про чулан, и коварство Злого художника. Надо спасти отца. Но она слишком мала, а замки и ключи к ним огромны. Ты поможешь открыть 3 двери чулана? Посмотри внимательно и найди подходящий ключ к каждому замку.
Ура, все спасены, все снова вместе! И даже Злой художник ничего не сможет сделать с такой радостью- он просто сбежал в колючий холодный лес!
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились:
художниками
докторами
1. Выбери правильный ответ: герои сказки – братья были
Ура, все спасены, все снова вместе! И даже Злой художник ничего не сможет сделать с такой радостью- он просто сбежал в колючий холодный лес!
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились:
Воздушном шарике
Самолете
3. Доженька перелетела через бушующее море на
Ура, все спасены, все снова вместе! И даже Злой художник ничего не сможет сделать с такой радостью- он просто сбежал в колючий холодный лес!
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились:
чулан
В цирк
4. Злой художник заманил брата в
Обитатели острова
На чудном острове живет много разных животных. Посмотри вот некоторые из них:
Эти животные умеют разговаривать. Послушай: попугай Аро разговаривает так________, тукан __________, гривистые волки __________, скалистые питоны _________.
Запомни как разговаривает каждое животное.
Теперь посмотри, обитатели острова спрятались. Попробуй догадаться, кто где прячется по их голосу.
СБОР УРОЖАЯ
ПОМОГИ ЕЖИКУ СОБРАТЬ СПЕЛЫЕ ФРУКТЫ.
На деревьях через определеный интервал созревают (сначала становыятся зелеными, далее жлтыми , затем красными и большими) яблоки, задача ребенка с помощью мышки или клавиатуры передвигать ежика так, чтобы яблоко поподало ему на иголки. В правом верхнем углу экрана демонстрируются набранные очки-яблоки.
После окончания игры появляется заставка: ИГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ / ЗАКОНЧИТЬ ИГРУ.
При выборе «Играть еще раз» - прогрмма, учитывая результаты преддыдущей игры предлагает другой уровень сложности.
В правом нижне углу значок позволят вернуться в меню игры «Сбор урожая»
НАЧАТЬ
ПАРАД ЕЖИКОВ
Каждый год ежики отмечают праздник волшебников. Внимательно посмотри на то, в каком порядке они идут на параде. Подумай, какой ежик должен занять место вопросительного знака и найди его среди других трех участников парада
НАЧАТЬ
Тюбики с краской
В этом задании ты познакомишься с разными красками, узнаешь название каждого цвета и научишься отличать из друг от друга. Начни с самых простых и известных тебе цветов: красного, желтого и зеленого.
НАЧАТЬ
Картинки
Внимательно рассмотри все картинки с изображением чудовища. Найди вторую половинку того изображения, которое расположено сверху. Если т ы правильно подберешь картинку, то чудовище споет тебе песенку или станцует танец.
НАЧАТЬ
По острову идут 5 чудовищ разного цвета, постепенно небо темнеет, а чудовища становятся серыми, в нижней части экрана появляются тюбики с краской, ребенок должен вспомнить, какого цвета были чудовища и соответственно их раскрасить.
СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (руководство)
РЕДАКТИРОВАТЬ
НАЗАД
ВПЕРЕД
ПЕЧАТЬ
МЕНЮ
В данном разделе Вы можете получить психологическую консультацию по вопросам обучения и воспитания детей 2-6 лет. Для этого нужно нажатием кнопки консультации, активизировать перечень тем, содержащихся в пособии.
Для того чтобы просмотреть текст, содержащийся в данной теме, нужно найти его либо в дереве текстов, подведя к нему стрелку мыши, щелкнуть один раз левой кнопкой мыши. При этом строка с названием текста станет синего цвета, а в правом окне появится текст, а вверху на правом рабочем экране - три панели управления: 1-ая – будет указывать местонахождение данного текста относительно подраздела; 2-ая - панель «Редактирование», а 3-я – панель инструментов для редактирования, с помощью которых текст выводится и редактируется. При этом активизируется кнопка "Печать", используя которую можно распечатать выбранный текст.
Окно с текущим текстом закрывается с помощью кнопки , расположенной в правой части строки с кнопками панели «Редактирования». Также возможен переход по раздела с помощью команд «вперед/назад», расположенных в верхней рабочей области экранов.
СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (руководство пользователя)
ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА
РЕДАКТИРОВАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР ПЕЧАТЬ ВЫХОД
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК
В 2 ГОДА
В 3-ГОДА
В 4-ГОДА
В 5 ЛЕТ
В 6 ЛЕТ
ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ:
ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ
ПОХВАЛА
ДЕТСКИЙ САДИК
РЕБЕНОК ИГРАЕТ
ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Последовательность действий взрослого:
Проговаривание чувств, желаний, потребностей ребенка – шаг активного слушания («Я вижу, что ты хочешь…», «Тебе наверное нужно…», «Мне кажется ты расстроен…»). Такое проговариваение является первым шагом установления взаимопонимания и диалога между взрослым и ребенком. Признание чувств и желаний ребенка в качестве первого шага является еще и признанием ценности личности самого ребенка, его прав на собственные внутренние переживания, что будет способствовать укреплению доверия и сотрудничества между ребенком и взрослым. Кроме того, объективирование в речи взрослого чувств ребенка, позволит ему лучше осознать свои эмоции, ослабить эмоциональное напряжение.
Формулирование ограничений и запретов в ясной, понятной ребенку форме. Например, если В ы говорите ребенку, залезшему на стол: «Так высоко забираться нельзя», то ребенок будет убеждать Вас в том, что это вовсе не высоко. Альтернатива: «Столы не для того, чтобы на них залезали», либо показать указатель (условно может быть изображен на стене) до какой высоты и куда можно залезать.Ограничение вводится в безличной форме: «Нельзя делать то-то…», «Игрушки не ломают…», вместо «Ты не должен делать…».
Предложение альтернативы запрещенному действию или другой привлекательной для ребенка активности. Значение этого шага состоит в том, что он раскрывает перед ребенком принципиально новый способ поведения: альтернативу исследования проблемной ситуации и поиска новых путей ее разрешения взамен уже закрепленного «неправильного» поведения. Предложение альтернативы – это своего рода обучение ребенка эффективному способу разрешения конфликтных ситуаций, где нет «победителей и побежденных» (T.Gordon). Но предлагая альтернативное действие нужно помнить, что их не должно быть более трех: «Нельзя делать то, но можно это или это». Предлагая ребенку слишком большое количество альтернатив, взрослый может спровоцировать новый конфликт: ребенок может запутаться между выбором действий, и как следствие – нарушение запрета.
Правило предъявления запретов:
Ограничения и запреты должны быть незыблемыми и не пересматриваться в зависимости от обстоятельств. Например, если во время драки между детьми взрослый скажет: «Петя, нельзя драться с Мишей (девочками, младшими…)», то ребенок этот запрет может воспринять буквально – нельзя драться с Мишей, но можно с Таней… С этих позиций правильно использовать безличную краткую форму «Драться нельзя». Ограничения или запрет, предъявляемый в момент его фактического нарушения, ни в коем случае не должны подвергаться обсуждению или сопровождаться солидной аргументацией. Само обсуждение или дискуссия по поводу вводимого запрета «зашумляет» содержание вводимого ограничения, может вызвать у ребенка подозрение, что вы и сами не слишком уверены в справедливости вводимого запрета, либо может оказаться просто недоступным для восприятия маленькими детьми (особенно леворукими мальчиками).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.