Данная игровая программа предназначена для организации внеучебной работы по духовно-нравственному воспитанию, адресована детям 9-11 лет. Данный сценарий поможет учителям начальных классов сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Мероприятие учитывает познавательные интересы младших школьников, ориентировано на развитие творческих и актерских способностей.
Цель: Познакомить детей с традициями празднования Светлого праздника Пасхи.
Работа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
(возраст детей, на которых рассчитана данная работа – 9 11 лет )
Рудич Оксана Федоровна,
учитель ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
2017
Нижневартовск
Цель: Познакомить с историей возникновения традиции празднования Светлого
праздника Пасхи.
Задачи:
1.
играми, сопровождающими этот праздник.
Познакомить детей с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами,
2.
3.
Познакомить с историей возникновения традиции крашения яиц к Пасхе.
Создать условия для детей духовного и культурного наследия
христианского праздника Пасхи.
4.
Воспитывать уважение к русским православным традициям.
Совершенствовать творческие способности.
5.
Оборудование: Веточки вербы, краски, кисточки, самовар, чашки, сладости для
чаепития.
ПАСХАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
"Кто построил этот дом?"
Е. Королева
Дети читают поочередно, расположившись вокруг глобуса.
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки? В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Все.
Ну конечно, это Бог.
Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.
Чтоб Его не огорчать,
Душу надо освящать,
Зла не делать никому
И послушным быть Ему.
1 учащийся:
Из страны далекой ласточки летят,
Весело щебечут, людям говорят:
"Люди, пробудитесь! К вам весна идет,
А с весной и Пасха радость вам несет.
Радость, что из гроба наш Спаситель встал! Детям Он и взрослым избавленье дал!"
"Он воскрес из мертвых! вся земля поет.
И опять на землю скоро Он придёт".
Воспевайте, люди: "Наш Христос воскрес!"
Есть спасенье людям, и надежда есть!
Ведущий.
Я поздравляю вас с самым светлым и радостным праздником — Пасхой. Пусть
сегодня звенят колокола, пусть звучат песни, пусть все веселятся. В России
Пасху называли Велик день, Светлый день. У крестьян существовало поверье,
что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение.
Дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха была очень
большим праздником, длившимся неделю, и вся эта неделя была заполнена
различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято было
поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и
обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешалось всем (мужчинам,
парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный
колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Приглашаем вас на праздник.
Маша и Аня сидят на лавочке, играют с тряпичной куклой. Рядом
стоит стол. На столе вербы, краски, кисточки, самовар, чашки.
Звучит тихая музыка. Вбегает Настя. ***
Настя: Маша, Аня идите сюда скорее! Посмотрите, что я нашла!
Маша: Ой, целое лукошко яиц!
Настя: Это, наверное, наша Рябушка снесла. Вот подарок к Пасхе!
Маша (рассматривая). Какие они все беленькие, гладкие. Вот держу в руках я
свежее яйцо, смотрю внимательно с думой на него: ни костей, ни перьев, ведь в
яичке нет.
Аня: Как же так бывает?
Где найти ответ?
Птичка вдруг выходит
из яйца на свет!
Настя: В этомто и чудо:
Бог так сотворил,
Что яйцо сырое в птичку обратил.
Аня: Та же сила Божья прах наш соберет.
И из праха снова тело оживет.
В этом нам порукой чудо из чудес:
Первенец из мертвых
Сам Христос Воскрес!
Маша: На кресте он умер –
Так он нас любил,
Что за нас за грешных,
Кровь свою пролил.
Маша: Настя, а давайте раскрасим эти яички!
Настя: Зачем?
Маша: С давних пор яичко, красное, как кровь,
Нам напоминает про Христа любовь.
Аня: Всегда на Пасху яички красят. Давай и мы бабушке пасхальный подарок сделаем.
Настя, Аня, Маша садятся за стол и делают вид, что расписывают
яйца и кладут на тарелку.
Аня: Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька.
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка.
Маша: Ну, а я подружке Оле
Разрисую всё фасолью –
Будет ей жених богатый,
Симпатичный, конопатый.
Настя:А я соседским близнецам
Нарисую солнце.
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце.
(Входит бабушка с миской и ложкой, месить тесто).
Бабушка: Во вы где пострелята! Ох – ох Пасха на дворе, а нам разговеться – то
не чем! Чтото с Рябушкой нашей случилось. Уже целую неделю нет ни одного
яичка.
Аня: Да, что ты бабушка! Не может быть!
Бабушка: Правда, не несет чтото Рябушка яйца. Я уж вас огорчать не хотела.
(печалиться).
Маша:(изза спины) Бабушка! Христос Воскресе!
(протягивает спрятанное яйцо из – за спины).
Бабушка: Воистину Воскресе! Мои дорогие а где же вы яйца взяли?
Настя: И я бабушка хочу тебя поздравить Христос Воскресе!
(протягивает яйцо).
И Рябушка постаралась тебя обрадовать. Ведь мы под лавкой нашли целое
лукошко яиц. Аня: И от меня прими яичко. Христос Воскресе!
Бабушка: Воистину Воскресе!
Настя: Мы решили тебе Пасхальный подарок сделать, Рябушка яйца снесла, а
мы их расписали с любовью и радостью к Светлому празднику – Пасхе.
Бабушка: Ну порадовали вы меня старую. Давайте вместе чайку попьем, но
прежде помолимся перед вкушением пищи.
(Рассаживаются под столом, собираются пить чай)
Бабушка:А теперь мои внученьки, хочу я вам поведать откуда берет начало
этот Светлый праздник.
(внучки на перебой просят бабушку рассказать празднике, бабушка медленно
начинает рассказ).
Расскажу я вам сейчас
Замечательный рассказ.
Давно это было,
Прабабушка моя говорила,
Как Мария Магдалина
Яйцо Царю Тиберию подарила.
Оно было всё бело,
Оно было все кругло
Подносила, подарила
«Христос Воскрес» — говорила.
А Тиберий принимал
Подарок не отвергал,
Говорил, что верить буду,
Если сам увижу чудо.
Он яйцо в руках держал,
Сам с собою размышлял:
«Пусть яичко покраснеет
Тогда в Воскресенье – я поверю». Яйцо будто услыхало
Алым цветом запылало
У Тиберия в руках, —
Ужас был в его глазах.
Вот так чудо! Вот так чудо!
Спорить я с тобой не буду.
Это чудо из чудес!
Христос воистину Воскрес!
Дети: Ой, как здорово!
Бабушка: С праздником Пасхи исстари связано много самых светлых и добрых
традиций. К празднику пекли куличи, делали из творога пасху, красили яйца и
освещали их в церкви. Яйцо стало символом Пасхи. К яйцу всегда относились с
особым почитанием – в нем зарождается жизнь.
Аня: Бабуля, а почему последняя неделя перед Пасхой
называется Страстной седмицей?
Бабушка: Потому что на этой неделе мы вспоминаем о последних
днях земной жизни Иисуса Христа. Его страданиях и крестной смерти. Каждый
из этих дней получил название«Великого».
Понедельник, Вторник и Среда посвящен воспоминаниям последних бесед
Иисуса Христа с народом и учениками.
Аня:А в четверг что же?
Бабушка:В четверг мы вспоминаем Тайную Вечерю Иисуса Христа со своими
учениками.
Маша:А что же в пятницу тогда?
Бабушка: Ой внученьки, Великая пятница – это самый скорбный день, ведь
именно в этот день совершились распятие и Крестная смерть Спасителя.
А вот в субботу Страстной Седмицей – день пребывания тела Господа Иисуса
Христа во гробе.
Настя:А в воскресение – что уже Пасха? Бабушка: Да, в воскресение мы отмечаем торжество из торжеств величайший из
всех праздников Пасху – Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса
Христа.
Бабушка: (Обращаясь к зрителям – детям).
Дорогие дети, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и
подарить яйцо со словами:«Христос Воскрес»! пожелать здоровья, счастья,
мира. Радуйте своих родителей добрыми поступками и праведными делами!
Ведь иГосподь после своего Воскресения заповедовал всем:«Радуйтесь!» и пусть
ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа! Христос
Воскрес!
Все дети: Воистину Воскрес!!!
Внучки: Бабушка, а Пасха длилась всего один день?
Бабушка: Нет, внученьки, первый день Пасхи в воскресение обычно проводили
дома, в кругу семьи. Со второго дня (а Пасху празднуют в течение недели)
начинались народные гулянья. И хороводы водили, и пляски устраивали и
конечно играли в игры, помните я вам рассказывала о народных, обрядовых
играх? Вот и поиграйте теперь с ребятами.
Дети делятся на группы (при входе в зал получали геометрические
фигуры: круг, квадрат и т.д.) и отправляются по заданному маршруту.
1 станция.
Ведущий:
Гуляния молодежи шли на открытом воздухе: парни и девушки плясали, водили
хороводы, затевали игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце
деревенской улицы. На середину лужка выходил молодецзапевала и с помощью
других начинал песню, приглашая всех присутствующих молодцев. Затем таким
же образом вызывали девиц. После этого, взявшись за руки, они образовывали круг, который двигался то в одну, то в другую сторону, и пели. (Дети образуют
круг и поют хороводную песню «Уж мы сеяли ленок»).
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы сеяли, сеяли ленок,
Уж мы сеяли, приговаривали,
Чеботами приколачивали:
— Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок,
Лен, мой лен,
Белый лен.
Мы пололи, пололи ленок,
Мы пололи, приговаривали…
(Далее строки куплета и припева повторяются, так во всех строфах).
Уж мы рвали, мы рвали ленок…
Уж мы мыли, мы мыли ленок…
Мы трепали, трепали ленок…
Уж мы мяли, мы мяли ленок…
Уж мы пряли, мы пряли ленок…
Уж мы ткали, мы ткали ленок…
Песню исполняют живо, в быстром темпе, стоят в кругу и изображают те
действия, о которых поется — сеяли, пололи, рвали… и т.д. На слова «Ты
удайся, удайся, ленок…» выпрямляются, берутся за руки, стоят в кругу,
притопывают (правойлевой, левойправой ногой в ритме четвертных долей в
песне). На слова «Лен, мой лен…» останавливаются, поют медленно,
серьезно, как бы заклиная лен.
2 станция. Ведущий:
На Пасху существовал обычай загадывать желания, стоя в церкви на заутрене —
утренней службе. Девушки, конечно же, просили о женихах. А еще на Пасху
играли в прятки. Ктонибудь из взрослых ранехонько выйдет, бывало, в сад с
большой сумкой подарков, а вернется с пустыми руками… Куда же все
подевалось? Тутто и настает черед юных кладоискателей. Праздничным
воскресным утром, едва открыв глаза, они уже бежали в сад. Кто больше найдет
подарков? Кто ловчее? Наши родители тоже приготовили вам сюрприз. В классе
спрятаны подарки. Командам дается 3 минуты на их поиски. Кто найдет больше
спрятанных подарков? Начали!
В качестве подарков можно использовать шоколадки, конфеты и другие
сладости, ручки, фломастеры и другие приятные мелочи.
3 станция.
Ведущий:
К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100—200
яиц. Их раздавали приходящим похристосоваться детям. В первый день
праздника ими разговлялись сами всей семьей. После праздничного завтрака
новая игра… В руках у ребятишек пасхальные яички — жалко их просто так
кушать…
ИГРА – ХОРОВОД.
Катись, катись яичко.
Вед. А сейчас все встаньте в круг.
Бабушка: У меня есть для вас сюрприз.
(Достает «чудесный мешочек»).
Вот вам загадка. Угадайте, что у меня в «чудесном мешочке»?
«Красно катается – всему миру
чудо освещается»!
Правильно, яйцо пасхальное.
(достает красное яйцо) Поиграем с ним.
Дети встают в большой просторный круг. Водящий отдает яйцо по кругу,
передают друг другу пока играет музыка, когда музыка останавливается, у кого
в руках оказалось яйцо выбывает из игры.
ВОЛЧОК.
На полу ребята крутят яйца. Игра проводится в парах. Чьё яйцо дольше
прокрутится. Победитель награждается медалью «Крутой»
ПЕРЕКАТИ ЯЙЦО.
Задание на ловкость. Нужно перекатить яйцо из левого рукава одежды в правое.
Кто быстрее?
СБЕЙ ПРИЗ.
Вокруг него на ровном месте (на полу) раскладываются конфеты призы. Кто
собьет приз, забирает его. Дети с расстояния 1м на полу катят яйца в сторону
конфетпризов, если яйцо заденет приз – игрок забирает его себе.
ПОСПЕШИ ВЗЯТЬ ЯЙЦО.
На полу разложены пять яиц. Играют шесть детей. Пока звучит музыка, дети
танцуют вблизи яиц. Как только музыка прервется, дети должны успеть взять
яйцо. Кому не достанется – покидает игру. Ведущий убирают одно яйцо, игра
продолжается до победителя.
«Малечинакалечина» (пасхальная игра) Участвуют по 1 человеку от команды.
Каждый игрок берёт в руки веточку вербы примерно длиной 2030 см. Все
играющие произносят такие слова:
Малечинакалечина,
Сколько часов
Осталось до вечера?
Игроки ставят веточку на ладонь или на любой палец руки. Пальцами другой
руки поддерживать калечину нельзя. Чтобы ветка не упала, необходимо делать
балансирующие движения и рукой, и всем телом. Как только дети поставят
веточки, ведущий начинает считать: «1, 2, 3…, 10» и т.д. Выигрывает тот, кто
продержит ветку дольше.
Ведущий может давать детям разные задания: например, игроки должны ходить,
приседать, поворачиваться в разные стороны, вокруг себя.
4 станция.
«Бег в мешках»
Вот – дорожка. Вот – мешки.
Выходите, смельчаки!
Тот, кто дальше убежит,
Тот тогда и победит.
Участники команд прыгают в мешках определённое расстояние от старта до
финиша. Кто закончит прыжки первым, тот и победит.
5 станция.
«Пасхальные приметы»
Очень сложная задача,
Ничего труднее нет.
Приглашаем упражняться В составлении примет.
Задача участников: правильно составить приметы, части которых написаны на
карточках разного цвета (начало/конец приметы).
1. На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету;
2. На Пасхальный дождь добрая рожь;
3. Если на Пасху будет пасмурная погода – лето будет сухое;
4. Если на второй день Пасхи ясная погода – лето будет сухое.
6 станция.
Что в кулич положим мы
Для разогрева отлично подойдет игра с ответами «да» или «нет». Хорошая игра
для деток, чтобы проверить их знания, из чего же состоят Пасхальные куличи.
Они громко кричат "Да!", если считают, что в Пасхальный кулич этот
ингредиент положить можно. Если нельзя – то еще громче кричат "Нет!":
Я в кулич кладу корицу,
Мед туда же будет литься,
Ванилина порошок
И овса большой мешок,
Огурцов насыплю я.
а вот бабушка моя
Сыпала туда муку,
Яйца будут наверху.
В куличе нужна вода,
Ром туда кладут всегда,
А еще изюм, цукаты,
Гвозди, молотки, лопаты,
Творог, масло, простоквашу,
А еще молитву нашу, Соль и сахар, и цемент.
И кулич готов в момент!
7 станция.
«Потешный ряд»
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят.
Нука, встаньте, силачи, в потешный ряд!
Ставится скамейка. Равное количество игроков от команд садятся на неё лицом
друг к другу и пытаются столкнуть друг друга. Кому это удаётся, тот и
победитель.
8 станция.
Пасхальная викторина
– А сейчас проверим ваши знания в пасхальной «сладкой» викторине, почему
сладкой, догадались? (за правильный ответ – конфета)
•
Как на Руси называли Пасху? (Светлое Воскресение, Велик день, Христов
день, Царь день)
•
Имя Матери Спасителя? (Мария)
•
•
Сколько учеников – апостолов было у Христа? (12)
Один из них стал предателем. Как звали его? (Иуда)
В какой день недели Христос был предан, в какой распят, в какой –
•
воскрес? (среда, пятница, воскресенье)
Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и сказала: «Христос
•
воскрес!» Что при этом она преподнесла ему? (яйцо)
Так появилась традиция красить яйца. А знаете ли вы, как называются
•
яйца, окрашенные в один цвет? (Крашенки)А если на общем фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета? (Крапанки)
были яйца, расписанные от руки сюжетными или орнаментальными узорами, они
А ещё
называются? (Писанки)
•
Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или
Великая седьмица, посвящённая страданиям Иисуса Христа)
Заключение.
Ведущий:
Куличи так хороши!
Поедим мы от души!
Самовар урчит
И как дед пыхтит:
Пейте, пейте чаёк,
Детки, сладенький!
Приглашаем всех к столу выпить чай с куличами, которые испекли наши
хозяюшки со своими мамами и бабушками.
Проходит чаепитие.
Концовка праздника:
Дорогие ребята!
Пусть всех весенний ветер дразнит.
Жить без веселья нам нельзя.
Не уходи из сердца, праздник!
До новых праздников, друзья!
Используемая литература:
Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль,
1.
Академия развития, 2000. 2.
3.
Коган М.С. Посиделки. – Новосибирск, 1997.
Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники. –
Владимир, 1995.
4.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и
забавы для детей. – М., Сфера, 1998.
5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М., Новая школа,
1997.
http://scenary.at.ua/load/scenarii_scenarii/scenarii_pashu/paskha_scenarij_prazdnika/
5610887
http://kultrabotnik.ru/archives/113
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Игровая программа «ВСТРЕЧАЕМ ПАСХУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.