Интеллектуальная игра
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология».
Задачи урока:
1. Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение самостоятельной работы со словарями;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
• развитие творческих, речевых способностей учащихся;
• формирование логических умений;
• развитие умения формулировать проблему;
3. Воспитательные:
• воспитание интереса и уважения к родному языку;
• воспитание ценностного отношения к слову;
• развитие коммуникативных УУД:
• создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
• взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
• обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»;
• работа с текстами художественной литературы.
Метапредметные:
• формирование ценностного отношения к русскому языку,
• формирование нравственных ценностей.
Личностные:
• воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
Мир фразеологизмов.docx
Интеллектуальная игра
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме
«Фразеология».
Задачи урока:
Образовательные:
1.
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умение самостоятельной работы со словарями;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
2.
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
3.
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и
заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие
уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
обобщение и систематизация знаний по теме «Лексика»;
работа с текстами художественной литературы.
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом,
корректировать их.
Форма проведения: командная игра
Участники: учащиеся 6го класса
Материалы: сигнальные карточки, список заданных фразеологизмов;
листы бумаги; ручки
Ход мероприятия: Учитель. Мир фразеологических оборотов широк и многообразен. Но
знаком нам с вами. Представьте себе на минуту человека, которому в басне
Крылова «Демьянова уха» окажутся непонятными выражения : МОЙ СВЕТ;
СЫТ ПО ГОРЛО; ЕШЬ ДО ДНА; НЕ ДАВАЛ НИ ОТДЫХУ, НИ СРОКУ;
БЕЗ ПАМЯТИ; НИ НОГОЙ.
Нетрудно заметить, что эти фразеологические обороты настолько
неотделимы от басни, что без них замечательное творение И. А. Крылова
простонапросто перестало бы существовать.
Лучшие произведения художественной и публицистической литературы
многим обязаны именно фразеологии.
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её
выразительной, яркой, образной.
Несомненно, знание фразеологии – необходимое условие овладения
русским языком.
Наша сегодняшняя игра и позволит оценить ваши познания в этой
области.
Итак,
мы начинаем нашу интеллектуальную игру
«Мир
фразеологизмов».
1ый конкурс «Как об этом говорят?»
Учитель. Подберите подходящие по смыслу фразеологизмы к
следующим ситуациям.
Правила конкурса: право ответа получает та команда, которая быстрее
поднимет сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает 1
балл.
1
2
Очень много людей в тесном помещении. (Как сельдей в бочке).
Хорошо, свободно, непринуждённо себя чувствовать. (Как рыба
в воде).
3
в колесе).
Быть в постоянных хлопотах, суетиться. (Вертеться, как белка
4
5
6
Ничего не действует на когото. (Как с гуся вода).
Очень быстро бежать. (Лететь как стрела).
Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться. (Сидеть
как на иголках).
7
Проливной дождь, ливень. (Льёт как из ведра). Всё видно очень отчётливо. (Видно как на ладони).
Тщательно, заботливо охранять чтото. (Беречь как зеницу ока).
8
9
Подводится итог конкурса.
2ой конкурс «Что это?»
Учитель. Я каждой команде задам по две загадки. За правильный ответ
вы получите 1 балл.
1
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его
всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (Нос)
2
Её заваривают, затевая какоелибо неприятное, хлопотливое дело,
а потом расхлёбывают, распутывая это дело, её не сваришь с тем, с кем
трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.
(Каша)
1
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чегото не
понимают; не бельё, а их развешивают. (Уши)
2
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается
бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить
неразлучных друзей. (Вода)
1
Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в
поле, когда ктонибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто
их не ценит. (Ветер)
2
Его проглатывают, упорно не желая о чёмто говорить; он хорошо
подвешен у человека, который говорит бойко; за него тянут, настойчиво
заставляя высказаться. (Язык)
3ий конкурс «Кто больше?»
Учитель. Ребята, в русском языке много фразеологизмов, содержащих
в своём составе названия различных животных. И сейчас вам предлагается за 5
минут записать как можно больше таких фразеологизмов.
(Волком смотреть, собаку съел, козёл отпущения, как с гуся вода,
белая ворона, пуганая ворона…)
За каждый фразеологизм 1 балл. 4ый конкурс «Слово плюс слово – пословица готова» (домашнее
задание).
Учитель. Пословицы и поговорки, как вы знаете, также относятся к
фразеологизмам. Пословицами и поговорками называют краткие народные
изречения. Они могут иметь и прямое, и переносное (образное) значение
(например, кашу маслом не испортишь).
Дома вы должны были подобрать как можно больше пословиц и
поговорок об учении, знаниях, и сейчас пришло время проверить ваше
домашнее задание. Команды должны по очереди называть пословицы;
побеждает команда, последней назвавшая пословицу. Конкурс оценивается 3
баллами).
5ый конкурс «Наше творчество».
Учитель. Как мы уже говорили, фразеологизмы делают нашу речь
яркой, образной, выразительной. Насколько вы умеете свою речь сделать
таковой, покажет последний конкурс «Наше творчество».
Команде будет предложено 10 фразеологизмов, с которыми за 8 минут
вам предстоит составить небольшой рассказ. За этот конкурс вы можете
получить от 1 до 5 баллов.
Русским языком сказано; как об стенку горох; хоть кол на голове
теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; кашу
маслом не испортишь; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился;
воду в ступе толочь.
Подведение итогов. Литература:
1
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Шанский Н. М. Учебный
фразеологический словарь русского языка. Л., 1984.
2
Волина В. В. русский язык. – екатеринбург: Издво «АРГО»,
1996. – 496 с. (Серия «Учимся играя»)
3
Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой: Материалы для
внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2е изд., испр. и
доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
4
На берегах Лингвинии: Занимат. Задачник по рус. яз.: Книга
для учащихся / Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и
др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит.,
1996. – 286 с.
Игру «Мир фразеологизмов».
Игру «Мир фразеологизмов».
Игру «Мир фразеологизмов».
Игру «Мир фразеологизмов».
Игру «Мир фразеологизмов».
Игру «Мир фразеологизмов».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.