ИГРЫ - МЕНЯЛКИ.

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры-менялки Правила.docx

                                                     ИГРЫ - МЕНЯЛКИ.

 

                                            Игра – менялка «СРАЖЕНИЕ».

         Два игрока, (или две пары игроков) садятся друг против друга. Логопед раскладывает перед ними равное количество (по 7 – 9) коррекционных картинок - «солдатиков» с нужным звуком. 

       Первый игрок «бросает» игральный кубик, определяя, какое количество картинок он может забрать из «армии» соперника. Но поскольку Правила запрещают игрокам брать картинки в руки - их передвигает логопед, причем только в том случае, если игрок четко произнес корригируемый звук в каждой фразе. Например:

        «Я взял в плен «лыжи», «лук» и «лодку» - при автоматизации звук [Л] или 

 «Я беру «рыбу» и «рака» - если закрепляются навыки произношения звука [Р].    

        Следующий ход делает игрок, сидящий напротив.  В соответствии с показаниями кубика он «берет в плен» определенное число любых «солдат» (т.е. картинок) «армии противника».  При этом он может вернуть себе и своих бывших «солдат».

        Побеждает игрок (пара игроков), сумевший полностью «разбить армию противника».            Если игра затягивается, то логопед дает ее участникам возможность сделать по одному ходу (заранее предупредив их о том, что этот ход будет последний) и выясняет, кто завершил игру с наилучшим результатом.

 

Примечания:

1.   Если в игре четверо или шестеро участников, то последовательность ходов должна быть перекрестной, а именно: после хода первого игрока первой команды в игру вступает первый игрок второй команды, затем – второй игрок первой команды и т.д. Это важно учесть, поскольку при обычной последовательности ходов (по часовой стрелке) игра может завершиться через пару ходов.

 

2.   Вместо или наряду с коррекционными картинками во всех играх - менялках могут использоваться карточки со слогами.

 

Игра – менялка  «ПОДАРКИ».

     Правила игры такие же, как в игре «Сражение», но «соперники» не отбирают, а дарят друг другу «свои» картинки – «подарки».  Дарящий «бросает» игральный кубик, затем, в соответствии с его указаниями выбирает определенное количество «подарков» в своем ряду и четко говорит, например: «Возьми соль, самолет и санки».   Игрок, принимающий подарки, вежливо отвечает: «Спасибо, ты самый заботливый» Затем участники диалога меняются ролями. В этой игре проигравших не бывает.

 

Примечание:  

При коррекции звуков [Р], [Рь] желательно использовать слова: «дарю», «прими», «благодарю», «как приятно», «ты добрый», «щедрый» и т.д.

 

Игра – менялка   «ЗОЛОТОЕ И ПРОСТОЕ».

      На большом листе золотой фольги (это главное игровое поле) логопед раскладывает коррекционные картинки с вырезанными фрагментами. Игроки получают свои игровые поля -  белые листы меньшего размера.

     Первый игрок «бросает» игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, выбирает определенное количество картинок, лежащих на золотом игровом поле. Поскольку игрокам брать в руки картинки запрещается, это делает логопед. А игрок только комментирует происходящее, например: «Была лодка золотой - стала белой.  Было платье золотым, а стало белым» и т.д. Логопед переносит карточки с вырезанными силуэтами с главного - золотого игрового поля на белое поле игрока только в том случае, если все корригируемые звуки были произнесены им правильно. В игру вступает следующий участник, а первый игрок тем временем обводит простым карандашом силуэты полученных картинок и дорисовывает не прорезанные мелкие детали.     

         Когда все коррекционные картинки с золотого поля будут разыграны, участники игры подсчитывают результаты и определяют победителя. Раскрасить картинки на своих игровых полях дети могут либо в финале игры, либо в свободное время.

 

Примечание:

Для того, чтобы изготовить картинки для этой игры, надо перевести по контуру на белые карточки соответствующего размера коррекционные картинки из Приложения, а затем вырезать крупные детали получившихся силуэтов.

 

Игра – менялка «КРАСКИ».

крас         Правила такие же, как в игре «Золотое и простое», но вместо белых игрокам предлагаются индивидуальные поля разных цветов. Так, при автоматизации навыков произношения звуков [Л] и [Ль] можно предложить детям желтое, голубое, светло зеленое, лиловое малиновое, фиолетовое поля.

        А в процессе закрепления навыков произношения звука [Р] игроки могут взять поля розового, красного, оранжевого, серого и черного цветов. Главного поля в данном случае не потребуется, т.к.  коррекционные картинки с вырезанными силуэтами можно будет разложить непосредственно на столе (будет считаться, что они прозрачные), а игроки в процессе игры будут упражняться в произнесении фраз такого типа:

                         -   Прозрачная рубашка превращается в красную.

 (или в оранжевую, черную и т.п. – в соответствии с цветом индивидуального игрового поля)

 

Игра-менялка «КАРАНДАШ И ЛАСТИК»                                                  

       В игре принимает участие 2 ребенка: один из игроков исполняет роль «Карандаша», другой – роль «Ластика». Педагог раскладывает на столе карточки в виде прямоугольника: 6 рядов по 3 карточки, из них в трёх верхних рядах карточки должны лежать рисунками вверх, а в трёх нижних - рисунками вниз. Таким образом, верхняя часть этого игрового поля с рисунками - территория «Карандаша», а в нижней его части перевернутые карточки, якобы на них рисунки бесследно стёр «Ластик».

       Первый игрок, предположим, «Карандаш» переворачивает любую карточку «Ластика» рисунком вверх.  При этом все «чистые» карточки, которые окажутся между разрисованными (по прямой), переворачиваются рисунками вверх. «Карандаш» радостно и четко комментирует:

                           -   Нарисую розу, мухомор и кенгуру …

     Затем в игру вступает «Ластик». Он выбирает любую карточку «Карандаша», поворачивая ее рисунком вниз. Теперь все «разрисованные» карточки, оказавшиеся между «чистыми», переворачиваются рисунками вниз.  «Ластик» отвечает «Карандашу», предположим, так:

                     -  Я сотру рыбу, корзину, ракету и забор …

     Педагог может закончить игру, не дожидаясь пока «Карандаш» или «Ластик» одержит полную победу, перевернув на «свою» сторону все карточки соперника. Но, прерывая игру, педагог должен заранее предупредить игроков, что у каждого из них остается по одному последнему ходу. Затем по количеству разрисованных и «чистых» карточек определяется, кто сильнее: «Ластик» или «Карандаш»

Совет:   Для того, чтобы игровое поле не теряло своей формы, педагог может сам переворачивать названные игроками карточки. При этом «Карандашу» придется указывать пальцем только на первую перевернутую рисунком вниз карточку.

 

Игра – менялка «ЧЬЕ СЛОВО ДЛИННЕЕ?»

         В игре принимают участие два игрока или две команды (по 2 – 3 игрока в каждой).  Соперники (команды) сидят за столом друг против друга.  Логопед тасует колоду выбранных им по своему усмотрению коррекционных картинок 1 и сдает каждому игроку по 5 – 6 штук.  Эти картинки игроки держат в руках. 

       Первый игрок раскрывает и четко называет одну свою картинку. Его соперник делает ответный ход, стараясь выбрать у себя картинку со словом, количество звуков (или слогов)2 в котором больше, чем в слове соперника.

      Тот, чье слово окажется «длиннее» забирает себе обе картинки и начинает следующий ход. В случае равных результатов проводится переигровка, т.е. игроки раскрывают еще по одной картинке и тот из них, у которого в этот раз слово окажется «длиннее», забирает себе все 4 картинки.

      «Трофеи» - картинки, полученные в процессе игры, в данном туре больше не разыгрываются. Игроки раскладывают их на столе перед собой, наглядно демонстрируя, кто ведет в счете.  

         При командной игре пары соперников поочередно разыгрывают по одной паре картинок. В случае отсутствия у одной пары игроков картинок, необходимых для переигровки, свои картинки выкладывает другая пара игроков. «Трофеи», полученные отдельными игроками в ходе игры, считаются достоянием всей команды. Победа присуждается игроку или команде, собравшей у себя наибольшее количество «трофеев».  

                                                             

    Примечания:

1.  В колоде могут быть парные и повторяющиеся картинки.

2.  Подсчитывать и сравнивать следует что-то одно: либо количество звуков, либо количество слогов в словах.