Игры «Познавательные КТД»
Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
«Вечер – путешествие»
Цель: Передача знаний, впечатлений о той или иной стороне окружающей жизни.
Используется прием ролевой игры в путешествие, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в увлекательной форме. Такое дело развивает любознательность, ум, находчивость, творческое воображение.
Вечер – путешествие можно проводить в одном классном коллективе или в целой параллели. Взрослые занимают позицию старших товарищей, выступают в роли ведущих или советников.
Вечер-путешествие – хорошее средство объединения взрослых и ребят (старших и младших) в общем творческом деле.
Примерные темы для вечеров:
· «Наш город (поселок, район, край…)» — путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города;
· «По родной стране» — путешествие по городам, рекам, и т. д.;
· «Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам, по одной параллели земного шара и т. п.;
· «Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) — животные, птицы, растения, погода и климат, времена года и т. п.;
· «Все работы хороши — выбирай на вкус» — путешествие по профессиям;
· «Путешествие в мир искусства» и т. д.
«Защита фантастических проектов»
Познавательное дело, в ходе которого группы демонстрируют подготовленный ее проект об одной из сторон жизни в будущем, отвечают на вопросы, обосновывают свои предложения.
Заранее намечаются темы проектов. Каждая микрогруппа выбирает свою тему и разрабатывает проект.
Темы фантастических проектов:
· Дом будущего;
· Наш город будущего;
· Транспорт будущего;
· Школа будущего;
· Освоение космоса;
· Освоение океанов и морей;
Каждая группа оформляет свой проект в схемах и рисунках. Все проектные работы заранее вывешиваются для всеобщего ознакомления. Важно если на вопросы о проекте отвечает ни один ученик, а вся группа.
Защита фантастических проектов дает возможность выявлять познавательные интересы, знания, мечты ребят, делиться этими знаниями и мечтами; развивает творческое воображение, пробуждает и усиливает интерес к различным сторонам общественной жизни, к чтению научно-популярной литературы.
«Собрание-диспут»
Цель: поставить перед участниками спорный жизненно важный вопрос, выявить и сопоставить разные точки зрения, найти правильное решение.
Собрание - диспут важное средство нравственного воспитания, укрепления содружества младших и старших поколений.
Для диспута собирается одна тема и формулируются вопросы по данной теме. Тема сообщается всему коллективу для подготовки мнений, позиций, точек зрения по данному вопросу.
Лучше обсуждать последовательно один вопрос за другим. Главное в таком диспуте умение слушать и аргументировано доказывать свою точку зрения. В конце диспута принимается общее решение.
Темы для собраний – диспутов:
· Равнодушию бой;
· Что ты сделал для коллектива;
· Правила хорошего тона;
· Традиция коллектива.
«Устный журнал»
Цель: обмен опытом, знаниями, интересами в различных сферах жизни, решение задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Дело – обозрение, которое представляет собой серию выступлений на различные темы внутришкольной жизни. Может выпускаться систематически, например раз в месяц, или эпизодически к определенному мероприятию.
Варианты работы с устным журналом (альманахом).
1. Каждый микроколлектив вместе со своими старшими друзьями выпускает по очереди (например, раз в две недели) номер устного журнала для своего класса.
2. Каждый старший классный коллектив или — лучше — союз старшего и младшего классов по очереди выпускает номер устного журнала для школы.
3. Классный коллектив или союз классных коллективов подготавливает устный альманах (например, к празднику) и выступает с ним перед другими классами (младшими, параллельными) и вне школы.
4.Устный альманах выпускается сводным отрядом («творческим объединением») любителей из одного или разных классов — для школы, пионерского лагеря, для участников слета, для окружающих людей, например, во время турпохода, рейда или десанта.
Темы и жанры устного журнала:
· «Что? Где? Когда?»
· «Новости»
· «Что такое хорошо и что такое плохо?»
· «Сатиристическая»
· «Наши мамы, наши папы, наши старшие друзья»
· «Герои и подвиги»
· «Наш край, прошлое, настоящее, будущее»
· «Удивительное рядом»
· «Спортивная»
· «Поэтическая»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.