«Антистрессовые игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Одна из важнейших задач воспитателей и педагогов дошкольных образовательных организаций - создание таких условий, которые воспринимаются каждым ребенком как безопасные. Только чувство защищенности может помочь ребенку адаптироваться к новой для него жизни в детском саду.
Адаптация рассматривается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма к окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек-среда» И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева).
Как отмечает И.Б. Куркина «…адаптация-это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения. Инстинкт самосохранения предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций. Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции воспитателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией».
Существуют современные сборники дидактических игр, которых акцент делается преимущественно на сенсорном и речевом развитии детей раннего возраста, но в адаптационный период педагоги и родители детей раннего возраста сталкиваются с проблемами поведенческого характера (плач при расставании с родными, страх остаться одному в незнакомой обстановке)
Елена Евгеньевна Кривенко изучив опыт различных педагогов систематизировала и описала различные игры, способы и методы, позволяющие перевести ребенка из ситуации эмоционального напряжения в состояние комфорта и радости. Основное условие успешности проведения антистрессовых игр - это искреннее желание и готовность взрослых играть и общаться с детьми. Представим Вашему вниманию игры на все случаи жизни: где бы и когда ни возникла необходимость успокоить ребенка, вы всегда можете подыскать подходящую игру. Многие из предметов и материалов, рекомендуемых для организации игр, могут быть легко найдены среди предметов повседневного обиходы - это прищепки, губки для мытья посуды, ложки и кружки, детские игрушки.
Игры-забавы
« Забей гвозди»
Задачи: развитие координации движений, внимания, точности, моторики рук. Снятие эмоционального напряжения.
Описание: Смысл игры заключается в том, чтобы ребенок забил гвозди молоточком и, перевернув игрушку, продолжил забивать их снова.
«Пузырчатая упаковка»
Полиэтиленовая упаковка с небольшими выпуклыми пустотами, заполненными воздухом, которую используем для сохранности хрупких грузов при транспортировке, стала любимым развлечением не только малышей, но и взрослых. Ученые выяснили, что щелканье пузырьков упаковки оказывает успокаивающей эффект за счет реализации свойственных человеку деструктивных импульсов. Проще говоря, это безвредный способ выразить стремление к разрушению чего-либо. Также существует мнение, что процесс уничтожения пузырьков требует от человеческого мозга определенного уровня концентрации, однако такого, который не утомляет, но достаточно отвлекает от происходящего вокруг.
«Боулинг»
Расставьте на полу кегли или пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить кегли. По мере того, как ручки малыша будут крепнуть, и он будет толкать мяч сильнее, вы сможете усложнить игру: наливать в бутылки воду, понемногу увеличивая объем, - так их будет труднее сбить.
Игры с мыльными пузырями
«Пускание мыльных пузырей»
Цель: помочь детям адаптироваться к новым для них условиям детского сада
Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения
Описание: Воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит: (а дети ловят пузыри) Выдуваем пузыри,
Как воздушные шары.
Пузыри летают,
Хлопают и тают
На губах и на щеке,
На полу и потолке.
Подрастают и блестят,
Раздуваются, дрожат.
Раз-с горошек!
Раз-с орех!
Три-поднялся выше всех!
Подвижные (моторные) игры
«Прыжки»
Дети, испытывающие тревогу, интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им неважно, где прыгать: на батуте, на кровати или диване. Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.
«Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада
Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Описание: педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! (прыгают на двух ногах)
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! (руки поднимают вверх, вниз)
И немного покружились! (кружатся на месте)
Мы немножко отдохнем
И опять играть начнем.
«Бубен и погремушки»
Хлопай ладошкой (один ребенок ударяет в бубен, остальные дети слушают)
В бубен посмелей.
Всем ребятишкам
Станет веселей.
Наши погремушки (все дети играют на погремушках, ребенок с бубном слушает)
Тоже заиграли.
Мы друзей позвали
Вместе заплясали.
Игра с синельной проволокой
Оборудование: синельная (или шенильная) проволока, дуршлаг.
Синельная проволока совершенно безопасна для фантазии ребенка. Детям предлагается вставить синельную проволоку в отверстия дуршлага. Это игра подходит для детей от 1 года до 2 лет. Для детей 2-3 лет можно игру усложнить-предложить вставлять или выдергивать проволоку определенного цвета.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка
Сенсорная адаптационная юбка - это необычное пособие для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная юбка состоит из большого количества деталей.
Релаксационные игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.