ИГРЫ РАЗУМА
Оценка 4.7

ИГРЫ РАЗУМА

Оценка 4.7
docx
20.08.2024
ИГРЫ РАЗУМА
ИГРЫ РАЗУМА.docx

ИГРЫ РАЗУМА

 

Цели:

 

·        ознакомить детей с логическими задачами и способами их решения;

·        формировать позитивное отношение к умственному труду;

·         побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию;

·        воспи­тывать умение работать в группе.

 

Оборудование:

 

ü сделать ксерокопии страницы с логическими задачами (по од­ной на парту);

ü тетрадные листки для решения задач (положить на парту каж­дому ученику).

План классного часа

 

       I.            Интерактивная беседа по теме «Почему нам нравятся детективы?»

    II.            Демонстрация «Как решать логические задачи».

 III.            Игры разума.

IV.            Заключительное слово.

   V.            Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного  часа

 

      I.            Интерактивная беседа по теме «Почему нам нравятся детективы?»

 

           Воспитатель.  Ребята, ни для кого не секрет, что самые популярные книги и фильмы - это детективы. Как вы ду­маете, почему?

 

          Примерные ответы детей:

 

ü Потому что в реальной жизни сейчас тоже много преступлений.

ü Потому что там есть захватывающий сюжет.

ü Читатель или зритель как бы участвует в расследовании, может  догадаться, кто преступник.

ü Интересно следить за ходом расследования, за поиском преступника.

ü Нравится, когда побеждает справедливость, преступник наказан. В жизни не всегда справедливость торжествует.

 

           Воспитатель.  Действительно, многие любят активы именно за то, что в них есть какая-то логическая задача: ответом в конце. Такие логические задачки в повседневной жизни людям приходится решать нечасто. А мозг человека постоянно тре­бует материала для работы, буквально жаждет пищи для ума. Мозг че­ловека - это очень мощный инструмент. Но если им не пользоваться, этот инструмент может заржаветь, прийти в негодность. Мозг - он как нож: чтобы он сохранял остроту, его тоже нужно грамотно использо­вать - точить и править. И оттачивать мозг лучше всего на решении логических задач.

 

   II.            Демонстрация «Как решать логические задачи»

 

          Воспитатель.  Сегодня мы и будем решать такие задачи - назовем это играми разума. Это игры для ума. Они развивают наше мышление, логику, интеллект. Логические задачи, с которыми вы сегодня познакомитесь, лучше всего решать с по­мощью таблиц. У вас на партах лежат листочки с условиями задач. С первого взгляда эти задачи могут показаться неразрешимыми. Но не торопитесь сдаваться - поработайте головой. Сейчас я покажу вам, как можно решить первую задачку (читает условие): «В бу­тылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас |и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимо­над и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Квас находится: 1) в бутылке; 2) стакане;3) кувшине; 4) банке; 5) бутылке или кувшине».

 

                      Для начала рисуем такую таблицу:

 

 

 

Бутылка

 

Стакан

 

Кувшин

 

Банка

 

Молоко

 

 

 

 

Лимонад

 

 

 

 

Квас

 

 

 

 

Вода

 

 

 

 

 

           Затем внимательно читаем условие и ставим в соответствующих ячейках значок «минус» или «плюс».

 

      (Читает условие, объясняет действия, один из учеников ставит минусы и плюсы в таблице на доске.)

 

1.     Вода и молоко не в бутылке (ставим минусы в соответствующих ячейках).

2.     Сосуд с лимонадом стоит между кувшином (значит, в кувшине не лимонад - ставим минус  и сосудом с квасом (значит, в кув­шине не квас - ставим минус).

3.     В банке не лимонад и не вода (ставим минусы).

4.     Стакан стоит около банки и сосуда с молоком (значит, в стакане и в банке не молоко - ставим минусы).

5.     После этого сразу видно, что в строке «Молоко»  только одна  свободная ячейка - «Кувшин» (ставим плюс).

6.     В кувшине не может одновременно находиться молоко и вода (ставим минус в столбике «Кувшин»).

7.     В столбике «Банка» только одна свободная ячейка - «Квас» (ста­вим плюс).

8.     В строке «Квас» две пустые ячейки - «Бутылка» и «Стакан» (ста­вим минусы, так как квас находится в банке).

9.     В строке «Вода» одна пустая ячейка - «Стакан» (ставим плюс).

10. В столбике «Стакан» одна пустая ячейка - «Лимонад (ставим минус, так как в стакане вода).

11. В столбике «Бутылка» осталась одна пустая ячейка «Лимонад» (ставим плюс).

 

        После этого сразу становится понятно, какие напитки находятся в сосудах. А значит, задача решена. Таблица приобретет такой вид:

 

 

 

Бутылка

 

Стакан

 

Кувшин

 

Банка

 

Молоко

-

-

+

-

Лимонад

+

-

-

-

Квас

-

-

-

+

Вода

-

+

-

-

 

III.            Игры разума

 

           Воспитатель.  А теперь попробуем сами ре­шить такие задачки - дадим поиграть нашему уму.

 

          (Дети решают задачи. Желающие могут объяснить решение 1 -2 задач у доски.)

 

1

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимона­дом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Квас находится:

1)    бутылке; 2) стакане; 3) кувшине; 4) банке; 5) бутылке или кувшине

 

2

Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый; синяя фи­гура лежит между ромбом и красной фигурой; треугольник не синий и не зеленый; квадрат лежит между треугольником и белой фигурой.

Из зеленой бумаги вырезан...?

 

3

В лагерь приехали три друга: Миша, Володя и Петя. Каждый из них имеет одну из фамилий: Иванов, Семенов, Герасимов. Миша не Гераси­мов, отец Володи инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова слесарь. Фамилия Володи:

1) Иванов; 2) Семенов; 3) Герасимов; 4) Иванов или Семенов; 5) Семенов или Герасимов

 

4

Боря, Витя, Гриша и Егор встретились на олимпиаде. Ребята приехали из разных городов: один - из Твери,  другой - из Омска, третий - из Том­ска, а четвертый - из Казани. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Казани и ни один из них никогда не был ни в Твери, ни в Томске. Гриша играл, а одной команде с мальчиком из Твери, а про­тив них обычно сражался приятель из Казани. Егор и мальчик из Твери увлекались игрой в шахматы. Город, откуда приехал Витя:

1) Тверь; 2) Омск; 3) Томск; 4) Казань; 5) определенно сказать нельзя

 

5

В оркестр приняли на работу трех музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе. Из­вестно, что: Смит самый высокий; играющий на скрипке меньше рос том играющего на флейте; играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиц­цу; когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их; Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое. На каких инструментах иг­рает каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

 

6

Три дочери писательницы Дорис Кей - Джуди, Айрис и Линда - тоже очень талантливы. Они приобрели известность в разных видах ис­кусств - пении, балете и кино. Все они живут в разных городах, поэто­му Дорис часто звонит им в Париж, Рим и Чикаго. Известно, что:

- Джуди живет не в Париже, а Линда - не в Риме;

- парижанка не снимается в кино;

- та, которая живет в Риме, певица;

- Линда равнодушна к балету.

Где живет Айрис и какова ее профессия?

 

7

В поезде Москва - Ярославль едут пассажиры Иванов, Петров, Си­доров. Такие же фамилии имеют машинист, электрик и кондуктор бригады поезда. Известно, что: 1) пассажир Иванов живет в Москве; 2) кондуктор живет на полпути от Москвы до Ярославля; 3) пассажир, однофамилец кондуктора, живет в Ярославле; 4) пассажир, живущий ближе к месту жительства кондуктора, чем другие пассажиры, точно втрое старше кондуктора; 5) пассажиру Петрову в тот день исполни­лось 20 лет; 6) Сидоров (из бригады) недавно выиграл у электрика пар­тию на бильярде. Какая фамилия у машиниста?

 

8

Три одноклассника, Влад, Тимур и Юра, встретились через 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой - физиком, а третий - юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего - регби. Юра сказал, что на туризм у него нет вре­мени, но его сестра - единственный врач в семье, - заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги. Забавно, но у дво­их из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен. Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?

 

 

IV.            Заключительное слово

 

           Воспитатель. Наш классный час подходит к концу. Но игры разума продолжаются. Я не даю ответов на эти за­дачки, попробуйте поломать голову дома, может быть, ваши роди­тели смогут вам помочь. В таких играх не нужны дополнительные стимулы в виде призов и наград - самой большой наградой в них является радость решения, когда хочется, как и Архимед, восклик­нуть «Эврика!».

 

   V.            Подведение итогов (рефлексия)

 

          Воспитатель. Удалось ли вам испытать ра­дость открытия? С чем можно сравнить это чувство?

 

Примерные ответы детей:

ü Радость открытия - это приятно, но и азарт во время решения тоже сильное чувство.

ü Чувствуешь себя Ломоносовым!

ü Такой прилив сил - начинаешь верить в себя.

ü Чувствуешь себя победителем.

ü Хочется сказать: «Yes

 

Дополнительный материал

Ответы

2.

 

 

Квадрат

 

Круг

 

Ромб

 

Треугольник

 

Белая

-

-

+

-

Красная

-

-

-

+

Синяя

-

+

-

-

Зеленая

+

-

-

-

3.

 

 

Миша

 

Володя, отец -инженер 6 класс

 

Петя

 

Иванов, отец-слесарь

 

+

 

-

 

-

 

Семенов

 

-

 

+

 

-

 

Герасимов,

5 класс

 

-

 

-

 

+

 

4.

 

 

Тверь

 

Омск

 

Томск

 

Казань

 

Боря

-

+

-

-

Гриша

-

-

+

-

Витя

+

-

-

-

Егор

-

-

-

+

 

5.

 

 

Скрипка

 

Флейта

 

Альт

 

Кларнет

 

Гобой

 

Труба

 

Браун

-

-

+

+

-

-

Смит

-

+

-

-

+

-

Вессон

+

-

-

-

-

+

6.

Париж

 

Рим

 

Чикаго

 

 

 

Пение

 

Балет

 

Кино

 

-

-

+

Джуди

+

-

-

+

-

-

Айрис 

-

+

-

-

-

+

Линда

-

-

+

7.

 

 

Иванов (Москва)

 

Петров (20 лет, Ярославль)

 

Сидоров

 

Машинист

-

-

+

Электрик (не Сидоров)

+

 

-

 

-

 

Кондуктор (ме­жду Москвой и Ярославлем)

-

 

+

 

-

 

8.

 

 

Влад

 

Тимур

 

Юра

 

Профессия

юрист

врач

бег

Увлечение

регби

турист

физик

 


 

ИГРЫ РАЗУМА Цели: · ознакомить детей с логическими задачами и способами их решения; · формировать позитивное отношение к умственному труду; · побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию;…

ИГРЫ РАЗУМА Цели: · ознакомить детей с логическими задачами и способами их решения; · формировать позитивное отношение к умственному труду; · побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию;…

Но если им не пользоваться, этот инструмент может заржаветь, прийти в негодность

Но если им не пользоваться, этот инструмент может заржаветь, прийти в негодность

В кувшине не может одновременно находиться молоко и вода ( ставим минус в столбике «Кувшин»)

В кувшине не может одновременно находиться молоко и вода ( ставим минус в столбике «Кувшин»)

Володи инженер. Володя учится в 6 классе

Володи инженер. Володя учится в 6 классе

Три одноклассника, Влад, Тимур и

Три одноклассника, Влад, Тимур и

Тверь Омск Томск

Тверь Омск Томск
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024