ИГРЫ - СОБИРАЛКИ

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры-собиралки Правила.docx

ИГРЫ - СОБИРАЛКИ

 

        Казалось бы, что может быть интересного в выкладывании из картинок обыкновенного прямоугольника?  Но попробуйте назвать этот прямоугольник ковром –самолетом!  Или плотом. Тем более, если смастерить такой плот, например, в конце занятия по мотивам русской сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»:

                                         Сделаем в сказке конец мы счастливым!              

                                         Пусть на плоту очень крепком, красивом              

                                         Трое таких необычных друзей                                

                                         Переплывают широкий ручей.  

                                                                                                                                               

И, конечно ж, вы не забудете похвалить детей в конце игры:

 

                                           Плот очень прочным у нас получился!

                                          Всё потому, что никто не ленился.

                                          Нет здесь насмешливых, злых «Пузырей»

                                          Нет тех, кто рад неудачам друзей.

 

А еще построить такой плот удалось, потому что строили его вот по таким правилам: 

 

                                                 Игра – собиралка «МАСТЕРА»

         В зависимости от сюжета логопедического занятия можно предложить детям выстроить из картинок пирамиду, домик, пароход, гриб, рубашку с рукавами, муравейник и многое другое.

В качестве примера, рассмотрим вариант строительства «плота».

         На краю стола лежит «куча» ¹ коррекционных картинок, количество и содержание которых определяет логопед.   Картинок должно быть не менее 20 штук, чтобы из них можно было выложить прямоугольную или квадратную фигуру. Каждый игрок поочередно «бросает» игральный кубик (см. Примечание к играм - шагалкам) и, в соответствии с его указаниями, называет определенное количество картинок, лежащих в «куче».  Из четко названных игроком картинок логопед «строит» плот.

        Но если у игрока на игральном кубике выпадает «3», все выложенные коррекционные картинки возвращаются в «кучу». Все игроки при этом четко скандируют:

                                                    Выпадает «тройка»  –

                                                     Рушится постройка!

   Удовольствие от участия в коллективной работе получают все «строители», но особенно тот игрок, который помог завершить «строительство».

msotw9_temp0msotw9_temp0

msotw9_temp0

Рубашка из 27 картинок     Дворец (дом) из 15 и 21 картинки         Кораблик из 31 картинки

                                             

Примечания:

1. Задачу игроков можно усложнить, если коррекционные картинки в «куче» разложить хаотично, так, чтобы они слегка перекрывали одна другую.  Участникам игры придется по видимым частям изображений догадываться о том, что нарисовано на этих картинках.

 

2.  Когда в процессе шитья «рубашки» на игральном кубике выпадает «тройка», игроки скандируют:    

                          -  Выпало «Три» - рубашку пори!

 

3.  Наряду с коррекционными картинками в играх-собиралках могут использоваться пиктограммы с оральными образами гласных звуков или   карточки со слогами

         В играх – собиралках дети могут выкладывать из коррекционных картинок не только коллективную, но и каждый свою фигуру или постройку.

 

 

Игра – собиралка  «ДОМИКИ».

      До начала игры логопеду необходимо подготовить «дополнительные детали» - вырезать из цветного картона по одной треугольной крыше для каждого игрока.  Под этими крышами они будут строить свои домики. 

      На край стола выкладывается «куча кирпичей» т.е.  коррекционных картинок, содержание которых определяет логопед.   Картинок должно быть в восемь раз больше, чем игроков и, кроме того, 5 – 10 резервных «кирпичей».

     Участники игры поочередно «бросают» игральный кубик (см. Примечание к играм - шагалкам) и, в соответствии с его указаниями, называют определенное количество любых картинок, лежащих в «куче кирпичей».

         Четко названные коррекционные картинки логопед   отдает игрокам, каждый из которых выстраивает под своей крышей домик размером 3 Х 3 картинки с «окном» (без картинки) в центре.

до2до1         Но если у кого-либо из игроков на игральном кубике выпадает «3», все «кирпичи» его постройки возвращаются в «кучу», а участники игры при этом четко скандируют:

-         Выпадает «тройка» -

Рушится постройка.

   Победителем становится тот игрок, который первым построит свой домик. При желании, после завершения строительства стандартного домика, он может приступить к возведению второго этажа.

 

Примечание: 

Логопед может усложнить задание, предложив каждому игроку выбирать «свои кирпичи»:

    -     либо с конкретным звуком, например: одному – со звуком [С], другому – со звуком [Ш], третьему – со звуком [З], четвертому – со звуком [Ж] и т.п.

    -     либо с одним и тем же звуком в разных позициях, например, одному - со звуком [Л] в начале слова, другому - со звуком [Л] в середине слова, третьему – со звуком [Л] в конце слова.

 

Игра – собиралка  «ЦВЕТЫ».

цв     Дополнительными деталями в этой игре являются цветочные серединки, вокруг которых вместо лепестков каждый игрок будет раскладывать коррекционные картинки.

Так же, как и в игре-собиралке «Домики» количество коррекционных картинок (до начала игры лежащих на краю стола) должно в 8 раз превышать число игроков. 

        И, как обычно в играх - собиралках, «тройка» (в этой игре будем называть ее «трёшкой») является роковым числом:

                                                Выпадает «трёшка» -

                                                Ест цветочек мошка.

     Победителем становится тот игрок, который первым соберет цветок из восьми «лепестков». 

 

                         Игра – собиралка  «ВОСЕМЬ   ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

       Для этой игры придется разрезать по диагонали несколько коррекционных картинок с изображением неодушевленных предметов. Таким образом, квадратная коррекционная картинка с изображением, «лампы», например, превратится в два равнобедренных треугольника с «половинками лампы». Эта нехитрая операция даст возможность чрезвычайно расширить изобразительные возможности игр-собиралок. Количество треугольных полукартинок должно в 8 раз превышать число игроков.

В соответствие с правилами игр – собиралок дети поочередно «бросают» игральный кубик, четко называют соответствующее количество коррекционных (в данном случае треугольных) коррекционных картинок, из которых выкладывают заданную фигуру.

          Если на игральном кубике

                                        выпадает «тройка» - рушится постройка!

         Эта игра наиболее эффективна в работе по автоматизации навыков произношения звука [Л], поскольку позволяет удвоить количество звуков [Л] в названии каждой коррекционной картинки: 

    «полулавка», «полулак», «полулодка», «полулук» и.т.п.

    -  или несколько проще: «пол лавки», «пол лака», «пол лодки» и.т.п.

Эта игра может с успехом использоваться в работе по дифференциации звуков [Р] – [Л]:

     «полурама», «полуруль», «полурубль», «полуранец» и.т.п.

тоИ, наконец, игра – собиралка «Восемь треугольников» предоставляет логопеду неоценимую возможность параллельно закреплять навыки произношения двух звуков, одним из которых является звук [Л], например:

   - «полушарик», «полушарфик», «полушапка», «полушкаф» и.т.п.

Каждый участник в процессе игры создает свою фигуру по чертежу, выставленному на наборном полотне.  Чертеж может быть одним для всех игроков, тогда все фигуры получатся одинаковыми. 

      Если же логопед предложит сразу несколько чертежей, то каждый участник игры сможет выбрать один из них по своему желанию.

а7а6а1а5а4а2

      

    Иногда половинчатые картинки смущают детей. Они пытаются совместить разрезанные половинки, нарушая тем самым пропорции создаваемой фигуры. Во избежание этого предложите детям при получении карточек из рук логопеда сразу переворачивать их чистой стороной вверх и строить однотонную фигуру. А для того, чтобы у детей появилось желание работать с перевернутыми треугольниками, можно обклеить их с обратной стороны яркой или блестящей самоклеящейся пленкой.