ИГРЫ - ВЫЧИТАЙКИ.
Прототипом «Игры - вычитайки» является вовсе не карточная, а «каменная» игра - древнекитайская игра с камнями «Ним».
Игры - вычитайки, помимо своей основной задачи (автоматизации навыков произношения корригируемого звука в словах) помогают детям «играючи» освоить элементарные приемы выделения характерных свойств и качеств предметов, а также способы их классификации
Игра – вычитайка «РАССУЖДАНСЫ»
Пара игроков (или две команды, в каждой из которых по 2 – 3 игрока) садятся с двух противоположных сторон игрового стола.
Для проведения игры логопед отбирает 20 – 25 коррекционных картинок, 12 – 15 из которых раскладывается на столе, остальные картинки остаются в резерве.
Участники игры поочередно выбирают среди лежащих на столе картинок по одной, две или три картинки, аргументируя свой выбор. Например, первый игрок четко называет три коррекционные картинки:
- Рубашка, куртка и сарафан - одежда
Только в том случае, если корригируемый звук «Р» произнесен правильно, логопед убирает названные игроком картинки в отдельную стопку - «банк».
Предположим, следующему участнику игры удается объединить общим признаком только две картинки:
- Сковорода и рубль - круглые.
Третий игрок выбрал самовар и ведро - потому что в них можно наливать воду.
А четвертый заметил, что шарфик и червяк - длинные.
Общими могут быть самые разные свойства, качества и функции предметов, такие как: форма, цвет, размер, вес, вкус, материал, «съедобность», способность расти, летать или не тонуть и многое, многое другое.
Можно объединить предметы, названия которых:
- звучат одинаково (омонимы: «лук» - овощ и «лук» - оружие),
- рифмуются (паронимы: «лак» и «рак»).
Больше трех
коррекционных картинок за один раз выбирать нельзя. Если же ребенок
затрудняется в определении объединяющих признаков предметов, он может назвать
одну любую картинку.
Впрочем, хорошо освоив правила, наиболее продвинутые игроки научатся разыгрывать простейшие комбинации и даже специально «придерживать» картинки на столе, объединяя вместо трех две или вовсе называя одну картинку.
Дело в том, что вознаграждение* в каждом туре достается тому игроку, которому удастся убрать в «банк» последнюю картинку (последнюю пару или тройку картинок).
Выигрыш каждого игрока считается достоянием всей команды, поскольку если в игре принимает участие больше двух человек, только командный вариант игры позволяет сделать ее комбинационной.
Игрок, получивший вознаграждение в одном туре начинает розыгрыш картинок в следующем туре.
Перед началом каждого тура логопед снова раскладывает на столе картинки из «банка», заменяя одну или несколько из них резервными картинками для того, чтобы сломать сложившиеся стереотипы объединяющих признаков и дать материал для поиска новых связей.
Закончить игру и подвести итоги логопед может после любого тура, но перед началом заключительного тура обязательно следует предупредить игроков о том, что этот тур будет последним.
Примечание:
В качестве вознаграждения игрокам в каждом туре можно вручать игрушечные монетки или тематические фишки (см. Игры – богатейки).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.