ИГРЫ - ВЫЧИТАЙКИ.

  • docx
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры-вычитайки Правила.docx

ИГРЫ -  ВЫЧИТАЙКИ.

 

            Прототипом «Игры -  вычитайки» является вовсе не карточная, а «каменная» игра - древнекитайская игра с камнями «Ним».

      Игры - вычитайки, помимо своей основной задачи (автоматизации навыков произношения корригируемого звука в словах) помогают детям «играючи» освоить элементарные приемы выделения характерных свойств и качеств предметов, а также способы их классификации

 

Игра – вычитайка  «РАССУЖДАНСЫ»

 

      Пара игроков (или две команды, в каждой из которых по 2 – 3 игрока) садятся с двух противоположных сторон игрового стола. 

      Для проведения игры логопед отбирает 20 – 25 коррекционных картинок, 12 – 15 из которых раскладывается на столе, остальные картинки остаются в резерве.  

         Участники игры поочередно выбирают среди лежащих на столе картинок по одной, две или три картинки, аргументируя свой выбор.  Например, первый игрок четко называет три коррекционные картинки: 

                  -    Рубашка, куртка и сарафан - одежда 

        Только в том случае, если корригируемый звук «Р» произнесен правильно, логопед убирает названные игроком картинки в отдельную стопку - «банк».

          Предположим, следующему участнику игры удается объединить общим признаком только две картинки:

                   -   Сковорода и рубль -  круглые.       

   Третий игрок выбрал самовар и ведро - потому что в них можно наливать воду.

А четвертый заметил, что шарфик и червяк - длинные.

 

            Общими могут быть самые разные свойства, качества и функции предметов, такие как: форма, цвет, размер, вес, вкус, материал, «съедобность», способность расти, летать или не тонуть и многое, многое другое.

Можно объединить предметы, названия которых:

        -    звучат одинаково (омонимы: «лук» - овощ и «лук» - оружие), 

        -    рифмуются (паронимы: «лак» и «рак»). 

    

Не мешайте противнику выигрывать, лучше помогите проиграть.
              Неизвестный автор

        Больше трех коррекционных картинок за один раз выбирать нельзя. Если же ребенок затрудняется в определении объединяющих признаков предметов, он может назвать одну любую картинку.

        Впрочем, хорошо освоив правила, наиболее продвинутые игроки научатся разыгрывать простейшие комбинации и даже специально «придерживать» картинки на столе, объединяя вместо трех две или вовсе называя одну картинку. 

            Дело в том, что вознаграждение* в каждом туре достается тому игроку, которому удастся убрать в «банк» последнюю картинку (последнюю пару или тройку картинок).

         Выигрыш каждого игрока считается достоянием всей команды, поскольку если в игре принимает участие больше двух человек, только командный вариант игры позволяет сделать ее комбинационной.

       Игрок, получивший вознаграждение в одном туре начинает розыгрыш картинок в следующем туре.

        Перед началом каждого тура логопед снова раскладывает на столе картинки из «банка», заменяя одну или несколько из них резервными картинками для того, чтобы сломать сложившиеся стереотипы объединяющих признаков и дать материал для поиска новых связей.

    Закончить игру и подвести итоги логопед может после любого тура, но перед началом заключительного тура обязательно следует предупредить игроков о том, что этот тур будет последним.

 

Примечание: 

В качестве вознаграждения игрокам в каждом туре можно вручать игрушечные монетки или тематические фишки (см.  Игры – богатейки).