Литературное чтение
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 10
Тема: Или и Каратал (легенда)
Цели урока:
- ознакомление учащихся с природой родного Казахстана, с жемчужинами родного края;
- привитие детям заботливого и бережного отношения к Матушке-Природе своей Родины;
- формирование у ребенка чувства гордости и восхищения за свое Отечество, за его добрый и благостный свет.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, работа с книгой, практическая работа, мгновенная рефлексия.
Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя помощница», конверты с заданиями, цветные карандаши, краски, аудиокассета с музыкальным фрагментом, клубок шерстяных ниток.
Ход урока
1. Оргмомент. Поэтическая минутка.
Что любится, чем дышится, Душа чем ваша полнится, То в голосе услышится, То в песенке припомнится, А мы споем о Родине, С которой столько связано, С которой столько пройдено Хорошего и разного! |
Тяжёлое – забудется, Хорошее – останется. Что с Родиною сбудется, То и с народом станется. С её лугами, нивами, С её лесами-чащами Была б она счастливою, — А мы-то будем счастливы.
|
И сколько с ней ни пройдено, — Усталыми не скажемся. И песню спеть о Родине С друзьями не откажемся! |
2. Минутка тишины
. Представьте себе, что мы с вами находимся в величественном царстве Матушки-Природушки. В этом царстве озера наполнены чистой и прозрачной водой, над хрустальной гладью которых отражаются теплые и чистые лучики солнышка. (Пауза). А теперь представьте себе величественные горы Тянь-Шаня. Прямо перед вами виднеется острый, как копьё, белоснежный пик Хан-Тенгри. (Пауза). Он настолько величественен и могуч, что складывается впечатление, что этот пик упирается в небо (пауза). Прекрасная и необъятная казахская степь тихо напевает нам удивительные песенные творения наших мудрых предков. (Пауза). Сколько еще необычного и загадочного таит в себе наша Матушка-Природа. У неё есть свой голос. (Пауза). Она как бы говорит нам: «Человек, оглянись, всмотрись в меня. Обрати на меня внимание. Непогуби меня. Я принадлежу только тебе. Люби меня, береги меня, заботься обо мне. Моя жизнь в твоих руках. Я отплачу тебе добром, хлебом, светом и теплом. Я доверяю тебе». (Пауза). Запомните голос Матушки-Природушки
3. Поговорим
Ø Сегодня мы будем говорить, как вы уже догадались, о природе нашего любимого Казахстана, о его чудесах, которые украшают нашу страну.
¨ Как вы думаете, что такое «чудеса природы»?
¨ Расскажите, какие чудеса природы Казахстана вы знаете, видели? (Ответы детей).
Ø Правильно ребята! Казахская земля протянулась от Алтайских гор до зеленых берегов Урала, от гор Каратау до города Петропавловска…Богата земля наша золотом, железом, углем, нефтью и газом. У нас растут пшеница и рис, овес и просо. Есть белоснежные хлопковые поля. Необозримые сады дарят нам яблоки, груши, виноград, абрикосы, урюк… И каких только чудес природы у нас нет.
4. Обратимся к учебнику
Ø Наша учебник тоже спешит нам рассказать о чудесах природы нашей Родины. Откройте ее страничку. Рассмотрите рисунки. О каких чудесах Казахстана вы узнали? (Ответы детей).
Ø Ребята! А вы знаете, есть у нашей страны еще одно знатное чудо природы - это наше Семиречье. На казахском языке – Жетысу. Название говорит само за себя. Семиречье – это семь рек: Или, Каратал, Аксу, Коксу, Тентек, Лепсы, Аягуз. Они все вместе вливаются в озеро Балхаш. В народе считают, что Семиречье – это жемчужина Казахстана.
Ø Ребята! Много написано писателями и поэтами о Семиречье. Существует также в нашем народе интересная легенда, которая передается из поколения в поколение. Послушайте и вы ее ребята.
У волшебника Балхаша была красавица дочь Или. Слава о ней шла по всей степи. Стали сватать ее женихи - богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными её красоты.
Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов.
– Кто окажется самым умным, ловким и сильным, тот получит Или в жены! – объявил волшебник.
Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден. Но он имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой и силой. Каратал тоже поехал во дворец волшебника попытать счастья.
Балхаш не хотел и разговаривать с бедным джигитом. Но Или полюбила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов.
Каратал победил в борьбе и на скачках молодых баев и ханов.
Однако Балхаш не сдержал своего слова. Он отказался иметь зятем бедняка-джигита.
Весь день проплакала красавица, а ночью к ней тайно пришел Каратал и предложил:
– Если любишь меня – бежим!
Или с радостью согласилась. В ту же ночь они умчались на конях Каратала.
Балхаш узнал об их бегстве. Гневным голосом, прозвучавшим по степи сильнее грома, он приказал остановиться беглецам. Но Или и Каратал не пожелали вернуться. Они мчались в родной аул Каратала.
Тогда волшебник перенёсся в степь и у ног беглецов превратился в огромное озеро.
С тех пор оно стало называться его именем – Балхаш. Или и Каратала волшебник превратил в бурные реки, впадающие в это озеро.
Много веков бурлят и волнуют они, напрасно пытаясь слиться воедино.
¨ Понравилась ли вам легенда? О чем она?
¨ Что вы поняли из этой легенды? (Ответы детей).
5. Игра «Угадайка»
Ø Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадайка». Для этого нам нужно поделиться на группы.
Учительница делит детей на две группы.
Ø Сейчас я вам раздам конвертики с заданиями. В этих заданиях говорится о чудесах природы Казахстана. Ваша задача, дети, заключается в том, чтобы собрать из слов связанное предложение; отгадать, о чем идет речь в этом предложении?
Задание 1. Соленое, озеро, горное, Казахстана, самое.
(Самое соленое горное озеро Казахстана. Ответ: Тузколь).
Задание 2. Половина, одна, озера, соленая, пресная, половина, другая.
(Одна половина озера соленая, другая пресная. Ответ: озеро Балхаш).
Если дети затрудняются, то учитель рекомендуется задать дополнительные (наводящие) вопросы. Например:
Задание 1. Название этого озера с казахского языка переводится, как «соль» и «озеро».
Задание 2. Местность, в которой находится это озеро, носит одноименное название. (На карте это озеро изображено двумя цветами).
После того, как задание будет выполнено, учитель/-ница рассказывает об этих чудесных уголках природы Казахстана.
1. Самое соленое горное озеро в Казахстане - Тузколь расположено на востоке Алматинской области в горном обрамлении Кегенской впадины. Его соленость переменчива по сезонам года и от года к году, но установлено, что она может достигать 236 г/л. Соленость Тузколя почти такая же, как в Мертвом море в Израиле или Большом Соленом озере в США. Тузколь называют еще казахстанским Мертвым морем. С озера Тузколь открывается величественная панорама вершин Центрального Тянь-Шаня, среди них самая высокая точка Казахстана – пик Хан-Тенгри (6995).
2. Балхаш – озеро, расположенное в Балхашско-Алакольской низменности. В старину его называли Атырау кол и Коктениз (Синее море). Глубина в некоторых местах достигает 26 м. ширина варьирует от 17 до 22 км. Берега изрезанные, с множеством маленьких заливов. Полуостров Сарыесик разделяет озеро на две части. Западная часть, более пресная, чем восточная, питается водами р. Или, тогда как восточная – Аксу, Каратал и Лепсы. Водная поверхность замерзает приблизительно в ноябре, а в апреле обычно начинается паводок.
В основном озеро используется для рыболовного хозяйства. Рядом расположен город с одноименным названием, который был основан в 1937 г. Относится к Карагадинской области.
6. Творим в тетради
Ø А сейчас ребята, я прошу открыть страничку тетради. Представьте себе, что вы – великие художники. Вам предстоит нарисовать в цвете свои чувства, которые вы испытываете к Матушке-Природе. Прочитайте и выполните Задание 1.
Ø Дорогие ребята! А вы знаете, как рождаются удивительные картины художников? (Ответы детей).
Ø У художников прекрасное воображение. Чтобы лучше нарисовать, вы можно закрыть глаза и представить чудеса природы Казахстана. И вы увидите, до чего прекрасен и разнообразен этот мир своими красками и формами, запахами и звуками. Вот зелёная ель... Запахи трав и цветов... Звон голосов птиц и шелест листвы... Сколько всего красивого, волшебного, необычного дарит нам Матушка-Природа.
Ø У поэта Т.Белозерова есть прекрасное стихотворение «Чудо». Давайте послушаем его.
Ø Ребята, также нужно сидеть очень тихо, не разговаривать, а слушать то, что внутри тебя, то, что тебе хочется нарисовать. Очень важно слушать, что вам подсказывает ваше сердце. (Дети творят в тетради).
Задания такого вида направлены на развитие воображения, креативности мышления, творческой свободы, самовыражения. При выполнении таких заданий учитель не должен давать детям установок, как рисовать и что рисовать.
7. Выставка рисунков
Ø Молодцы ребята! Какие у вас получились интересные и прекрасные работы. Ну, просто настоящие художественные шедевры! А теперь давайте выставим наши рисунки на общее обозрение. Положите тетрадочки на парты. Сделаем своего рода галерею, как у настоящих художников. (Дети ходят по классу, рассматривают рисунки. Общаются, делятся своими впечатлениями. Дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают, почему они выбрали именно эти краски).
¨ Понравились ли вам рисунки друг друга?
¨ Чьи рисунки понравились больше? Почему? (Ответы детей).
Ø Молодцы, ребята! Спасибо вам за ваши чудные творения. Если бы вы не были внимательны и наблюдательны, то такие картинки не родились бы сегодня на нашем уроке.
Ø Действительно, природа полна чудес, надо лишь повнимательней приглядеться к ней, и тогда даже в маленькой травинке, в крошечной букашке можно увидеть что-то необыкновенное, загадочное и чудесное.
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
8. Творим в тетради
Ø Ребята! Я предлагаю, вновь вернутся к нашей тетрадочке, и выполнить следующее интересное задание. (Задание 2). Вам необходимо расписать «Дерево познания». На его корнях написать о том, что вы знали о Матушке-Природе, на стволе, что вы узнали нового и занимательного о природе родной страны и какие чувства пробудили в вас эти знания. На ветвях и листьях напишите о том, что бы вы еще хотели узнать о чудесах природы родного Казахстана.
Ø Молодцы, ребята! Какие у вас получились сильные, здоровые и плодовитые деревья. Из ваших рисунков сложился целый «Сад познания». Ну, просто настоящие художники!
9. Домашнее задание
Стр.13-14
Ø Дети! Любите свою страну – Республику Казахстан. Любите Матушку-Природу. Учитесь необычному искусству – в самом незаметном и необычном явлении природы увидеть маленькое чудо, маленькое волшебство. Распахните свое сердечко Матушке-Природе, ведь она ваше достояние.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.