Имена существительные 3 класс
Оценка 5

Имена существительные 3 класс

Оценка 5
docx
30.05.2021
Имена существительные 3 класс
urok_v_3_klasse_imya_sushchestvitelnoe.docx

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

Открытый урок русского языка в 3 классе «Б»

по теме: «Имя существительное как часть речи»

 

УМК: «Школа России»

Учебник: «Русский язык 3 класс», В.П.Канакина

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Цели: - дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»;

 -развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость;

-воспитывать  интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

  Ход урока:

1. Орг. класса:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

-вводная беседа

 Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы

-Ребята , а какое время года за окном?

- Назовите первую букву в этом слове.  (З)

-Дайте характеристику звуку, который соответствует этой букве?

(Букву «зэ», она означает согласный парный звонкий звук).

2. Минутка чистописания

      - Пишем строчку буквы Зз

- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво? Выделите корень

(зима, зимний, зимовать, зимушка)

Составьте предложение с одним из этих слов, подчеркните основу предложения.

3.Актуализация ранее изученного материала.

– Ребята, вот мы сейчас записали предложение, общались, отвечали на вопросы.

– При помощи чего люди общаются друг с другом? (Речи, языка, жестов.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Из чего состоит речь? (Из предложений, слов, слогов, букв.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Какие бывают предложения по цели высказывания?(Повествовательные, вопросительные, побудительные.)

– Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

 

- Зима прислала нам слова, но потерялись в них буквы, давайте вставим буквы и назовем орфограммы

З…ма, м..ро..,  пт…нцы, зам...тает, к..ньки,  за..ц ,сне.., сев..р,сне..гири, м..тель, в..юга, л..са.

4.Сообщение темы и цели урока

- А посмотрите внимательно на слова. Не захватила  ли  Зимушка “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?

- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?

- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

- Правильно, это имена существительные. А что такое имя существительное?

Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.

- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем  говорить имени существительном и построим дом для этой части речи. Готовы???

 

 

 

5.Работа по теме урока.

Каждый дом имеет фундамент. http://festival.1september.ru/articles/410247/img2.gif

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к  словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного .

 -Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

.http://festival.1september.ru/articles/410247/img3.gif

Физминутка:

- Игра на внимание “Хлопок – молчок”

(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

6. Классификация существительных.

- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

Игра: «Группы слов»

Пёс, петух, корова, кошка - … животные.

Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.

Лук, редиска, огурцы - … овощи.

Молоток, топор, щипцы - … инструменты.

Платье, юбка и рубашка - … одежда.

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.

Василек, ромашка, роза -… цветы.

Ветер, дождик и морозы - … явления природы.

- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?

фрукты -…

ткани - …

реки - …

http://festival.1september.ru/articles/410247/img4.gif

мебель - …

профессии - …

города - …

Итак, что же могут обозначать имена существительные?

Это еще один этаж нашего дома.

7. Роль существительных в речи и предложении.

Прочитайте текст (на доске):

Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … .

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Обсуждение ответов… (прикрепляю слова карточки.)

 - Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

- Запишите первое предложение с комментированием.

- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

- Третье  предложение пишут по памяти

- Дополните этот текст ещё одним подходящим по смыслу предложением. (выслушивание варианты ответов)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравится кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

 - Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

 

http://festival.1september.ru/articles/410247/img5.gif

 

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

9. Обобщение – по этажам “дома”.

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

 

 

 

 

 

 

http://festival.1september.ru/articles/410247/img6.gif

10. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”

- узнал новое…

- научился …

- было трудно …

- всё понял, могу помочь другим …

- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урок? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).

 11.Домашнее задание.

с 14, упр. 392.

 


 

Открытый урок русского языка в 3 классе «Б» по теме: «Имя существительное как часть речи»

Открытый урок русского языка в 3 классе «Б» по теме: «Имя существительное как часть речи»

Цели: - дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; -развивать связную…

Цели: - дать более глубокое представление об имени существительном как части речи; отрабатывать умения находить существительные в тексте; формировать грамматическое понятие «имя существительное»; -развивать связную…

Ход урока: 1. Орг. класса:

Ход урока: 1. Орг. класса:

Что выражает предложение? ( Законченную мысль

Что выражает предложение? ( Законченную мысль

Работа по теме урока . Каждый дом имеет фундамент

Работа по теме урока . Каждый дом имеет фундамент

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда

Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда

Дети доказываю, что именно третье предложение подходит) -

Дети доказываю, что именно третье предложение подходит) -

Рефлексия “Сегодня на уроке я…” - узнал новое… - научился … - было трудно … - всё понял, могу помочь другим … -

Рефлексия “Сегодня на уроке я…” - узнал новое… - научился … - было трудно … - всё понял, могу помочь другим … -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021