ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|||
Предмет |
Изобразительное искусство |
Класс |
1 |
Тема урока |
Именины у рябины |
||
Дидактическая цель |
Формирование умения передавать характерные особенности веточки рябины |
||
Планируемые образовательные результаты |
|||
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
|
Л1. оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них Л2. имеют желание и учебную мотивацию обогащать личный опыт восприятия произведений изобразительного искусства Л3. стремятся к приобретению новых знаний и умений, имеют интерес к экспериментированию в художественно-творческой деятельности, потребность в социально значимой и эстетической деятельности Л4. адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, в практической работе, связывая успехи с усилиями, трудолюбием и
мастерством |
Познавательные: МП1. самостоятельное создание способов и условий создания творческого продукта своей деятельности МП2. выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и искусствоведческих, объяснение значения термина (понятия)
Регулятивные: МР1. контролировать выполнение собственных элементов и приемов изображения с образцом МР2. принимать и сохранять учебно-практическую задачу при выполнении учебных действий
Коммуникативные: МК1. уметь принимать на слух речь учителя, одноклассников МК2.осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий формулировать свое мнение |
П1. узнают о том, как представлен образ рябины в произведениях поэтов, художников, композиторов П2. узнают как называют рябину в народе, какое строение и форму имеют ствол, ветви, листья ягоды рябины, элементарные правила смешения цветов П3. научатся различать технические приемы (мазок, точка, пятно), основные и смешанные цвета, выразительные средства изобразительного искусства П4. научатся объяснять особенности изображения рябины, основные средства выразительности (цвет, форма, композиция) для создания художественного образа осенней рябины |
|
Учебная задача |
Как изобразить ветку рябины? |
||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Натюрморт, рисование с натуры, художник, рябина, цветоведение |
||
Образовательные ресурсы Для учителя:
Для ученика: |
Лист формата А3, ветка рябины, палитра, краски
альбом, акварельные краски, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра |
ХОД урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Ι. Организационное начало урока
ΙΙ. Актуализация знаний учащихся. Дети, послушайте загадку: Весной зеленела, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. Что за дерево?
III. Основной этап. (Освоение нового материала.) 23 сентября наши предки отмечали день Петра и Павла рябинников. К этому дню в средней полосе созревала рябина, а ночами уже бывали заморозки, от которых яркие ягоды рябины теряли свою горечь. В народе говорили, что когда ягоды становятся сладкими, рябина отмечает свои именины. В ее честь в этот день пучки веток, усыпанные алыми ягодами, прикрепляли под крышами домов и на наличники окон, хозяйки пекли вкусные пироги с мясом, капустой, брусникой. В старину в некоторых областях России, Украины и Белоруссии рябиновые праздники происходили четыре раза в год — по одному разу в сезон. Все рябиновые праздники сопровождались особым колокольным звоном, который в народе прозвали "рябиновым».
Наши прабабушки считали рябину оберегом от сглаза и порчи и делали себе рябиновые бусы. В деревнях женщины носили самодельную «бижутерию» весь год, пока не появятся новые ягоды. Затем делалось новое украшение, а отслужившее ожерелье сжигалось. Древесину и ягоды рябины использовали в магических ритуалах еще друиды. Известно также, что в течение многих веков рябиновые бревна закладывались для магической защиты при строительстве жилых домов, культовых сооружений, судов...
С тех пор прошло немало веков, а рябина по-прежнему верно служит людям. Любые поделки из ее коры и древесины дарят человеку удачу и успех, защищают от зла. Например, чтобы ускорить выздоровление больного, положите у его постели веточку рябины. А положенная на ночь у постели здорового человека такая же веточка отгонит неприятные сны.
Легенда о рябине: Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым.
В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».
IV. Фронтальная работа В художественном творчестве рябина, как и береза, является символом России. Сколько стихов о ней написано, сколько песен сложено, сколько картин нарисовано. Вот и мы с вами создадим свои картины к именинам рябины.
Прежде, чем рисовать нам нужно, проанализировать постановку.
Анализ натюрморта: Как вытянуть предмет – вертикально или горизонтально?
Какие предметы по цвету? Что ярче, светлее, выразительнее?
Этапы композиции листа: Лист располагаем вертикально (постановка вытянута вверх); Компоновка – нахождение идеального места на листе; Построение линейного рисунка. Построение предметов (с помощью геометрических фигур); Работа в цвете. Ребята, обратите внимание на листья у рябины. Сейчас они становятся желтоватого, красноватого и оранжевого цвета. Есть листочки, которые только-только меняют свой окрас, и чтобы нам сделать их такими же на своих картинах, нужно на палитре смешать жёлтую и красную краску. Смотрите, что я делаю. Я беру больше жёлтого, а красного совсем немного, буквально на кончик кисточки.
Физминутка: Давайте с вами отдохнём перед работой. На холме стоит рябинка (потянуться, руки вверх) Держит прямо , ровно спинку Ей не просто жить на свете (вращение туловище вправо, влево) Ветер кружит, кружит ветер Но рябина только гнётся. (наклоны в стороны) Вольный ветер грозно дует (машут руками, изображая ветер) На рябинку молодую.
V. Самостоятельная работа Задание: выполнить работу с натуры «Ветка рябины».
V. Итог, рефлексия Сегодня я узнал… Я научился… Я понял, что… Было трудно… Мне захотелось… Я попробую…
Теперь прикрепляем свои рисунки на доску. Посмотрите, какие веточки рябины у нас получились. Каждая работа должна быть оценена, давайте поставим себе оценку. |
Это дерево - рябина
Вертикально
Ответы детей
Выполняют самостоятельную работу |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.