План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«Имя числительное как часть речи»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель урока:
Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.
Развивающая: развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).
Воспитательная: формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое.
Ход урока
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Нам же это нужно знать.
Который? Первый иль второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи я изумительная,
А называюсь я ? (числительное.)
Слово учителя (ввести учащихся в тему урока)
- Как вы уже догадались, тема нашего сегодняшнего урока – имя числительное.
- В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
-Записываем число и тему урока
- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. А от какого слова образовано слово «числительное»? (Правильно, от слова «число».)
4. Изучение нового материала.
- Ответы на ваши вопросы мы будем искать вместе.
1) Чтение теоретического материала в учебнике
2) Работа с таблицей «Различай числительные и другие части речи» (таблица распечатана)
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Имя числительное |
Глагол |
Наречие |
двойка |
Двойной, двойственный. Двуличный, двухэтажный, |
Два, второй, двадцатый, двадцать шесть |
двоиться |
Вдвоём, |
Задания:
- Поставить вопросы, записать их во 2 строке.
- Записать примеры в 3строку.
- Взаимопроверка выполнения.
3) Распределительный диктант.
В зависимости от вопроса распределим числительные в два столбика.
Задания:
Вывод
5. Физминутка
- Проверим вашу внимательность и укрепим здоровье зарядкой
Если я назову количественное числительно, вы поднимете правую руку, если порядковое –левую, если не числительное – руки вверх.
пятёрка, пятый, пятиэтажный, девять, пятидесятилетие, двадцать четвёртый, утроить, пятидесятый.
- Спасибо, садитесь.
6. Закрепление изученного материала
Работа с уебником
Частотность употребления числительных в образной речи подтверждается большим количеством пословиц, загадок,в которых они употребляются (чтение и объяснения их значения)
А) Один ум хорошо, а два ума лучше.
Б)Семь раз отмерь- один отрежь.
В) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Г) Два кольца, два конца, посередине гвоздик.
Д) Сто одёжек и все без застёжек.
7. Подведение итогов
Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?
8. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.