Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 109
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Ц е л и : учить коллективному обсуждению вопросов, связанных с изучением имени
видеть связь между
прилагательного; классифицировать имена прилагательные,
прилагательным и существительным.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
сн ен ыь ъы
Солить, съесть, чинить, гостить.
II. Работа над новым материалом.
1.
Коллективное обсуждение вопросов,
прилагательного.
связанных с изучением имени
У ч и т е л ь . Ребята, о какой части речи говорится в стихотворении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Т. Волжина– Что называет и на какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Прочитайте, что в 3м классе вы узнаете об имени прилагательном (учебник).
Послушайте стихотворение о роли прилагательных в речи:
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представька себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное».
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
Прилагательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков не мало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
2. Классификация имен прилагательных.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 устно (учебник).
2) В ы п о л н е н и е упражнения 2 (учебник).
З а д а н и е : распределите слова по группам: а) цвет, б) размер, в) материал (из чего
сделан), г) время, д) принадлежность комулибо.
3) Р а б о т а в п а р а х .
З а д а н и е : найдите и выпишите из каждой группы лишнее слово в упражнении 3
(учебник).
III. Решение проблемной задачи.
Н а д о с к е записаны словосочетания:
Малиновое варенье, горячий чай, овсяное печенье.
У ч и т е л ь . Даша сказала, что в этих словосочетаниях главными словами являются
прилагательные. Права ли Даша? Подумайте. Сравните:
Я пью горячий чай. Я пью горячий.
– Какой вывод можете сделать?
Прочитайте рубрику «Тайны русского языка» в учебнике.
– Так как же связать имя прилагательное с именем существительным?
З а д а н и е : определите род и падеж имен прилагательных, записанных на доске?
Выполните упражнение 5 (учебник).
IV. Итог урока.
– Что такое начальная форма имени прилагательного?
Домашнее задание: записать произвольные 4–5 словосочетаний С – П, показать их
взаимосвязь и зависимость.