Дата: 07.12.2016 г.
Предмет: Русский язык
Тема: Урокигра «Путешествие по Астане» на тему «Имя прилагательное»
Цели:
обучающие: способствовать формированию знаний об именах прилагательных и их
разрядах; закрепить знания с помощью различных заданий, связанных с
достопримечательностями Астаны;
развивающие: повышение устной и письменной речи учащихся, их мыслительной и
творческой деятельности;
воспитательные: повышение интереса к русскому языку, воспитание у студентов любви
к своей родной земле, к столице своей страны.
Тип урока: практический
Форма урока: обучающая игра «Путешествие» по методике модульного обучения
М.Жанпеисовой
Методы: словесный, практический, наглядный, дедуктивный, интерактивный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, доска.
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Слово преподавателя
«Путешествие по Астане» на тему «Имя прилагательное». Игра будет интересной.
Ознакомление с правилами игры.
Здравствуйте, дорогие участники игры! Сегодня мы с вами проведём урокигру
ІІІ. Психологический настрой
Эта игра очень интересная. Я думаю, что она вам понравится. А чтобы эта игра
стала для вас интересней, вы тоже должны приложить все усилия, то есть постараться
выполнить все задания без ошибок и проложить маршрут по Астане.
Вы готовы со мной поиграть и проявить активность в путешествии по Астане,
выполнив все задания?! Если готовы к игре, тогда начнём.
При выполнения заданий всех туров включаются видеоролики и показываются
фотографии Астаны, а путешествие начинает и ведёт экскурсовод. Он контролирует
маршрут и ответы участников.
ІV. Игра «Путешествие по Астане»
І тур
Задания для команды «Качественные прилагательные»:
1.Поставьте вместо точек пропущенные слова.
Имя прилагательное ... часть речи, которая обозначает ... предмета и отвечает
на вопросы ... или ... . Оно имеет ... разряда: ..., ... и ... .
2.Найдите в тексте имена прилагательные и определите их род, число и падеж, а также
разряд.
В настоящее время политическим и культурным центром Казахстана является
молодая столица – город Астана.
Идея создания новой, современной столицы Казахстана, принадлежит главе
государства, Нурсултану Назарбаеву. Удобное расположение в центре Евразийскогоконтинента делает Астану экономически выгодным мостом между Европой и Азией.
Задания для команды «Относительные прилагательные»:
1.Поставьте вместо точек пропущенные слова.
Общее грамматическое значение прилагательного ... предмета.
Морфологические признаки прилагательного ..., ... и ... . Прилагательные
изменяются по ..., ... и ... .
Синтаксические признаки прилагательного – в предложении прилагательные
бывают ... или ... . Они согласуются с существительными в ..., ... и ... .
2.Найдите в тексте имена прилагательные и определите их род, число и падеж, а также
разряд.
Главным символом новой столицы, её своеобразной визитной карточки стал
комплекс «Байтерек».
Среди других уникальных архитектурных сооружений можно назвать «Дворец
мира и согласия», выполненный в форме пирамиды, торговоразвлекательный центр
«ХанШатыр» самое высокое шатровое сооружение в мире, наиболее отдалённый от
моря океанариум – «Думан», центральный концертный зал «Казахстан», «Аллея
поющих фонтанов» это аллея, на которой находятся зелёные газоны, цветные
тротуары, гигантские чаши с музыкалными фотанами.
Задания для команды «Притяжательные прилагательные»:
1.Поставьте вместо точек пропущенные слова.
Прилагательные могут быть ... и ... .
Качественные прилагательные имеют две формы ... и ... : умный ..., добрый ...,
молодой ... .
Краткие качественные прилагательные изменяются по ..., но не изменяются (не
склоняются) по падежам; в предложении они чаще всего бывают ... .
Относительные прилагательные имеют только форму. Например: ..., ..., ... .
2.Найдите в тексте имена прилагательные и определите их род, число и падеж, а также
разряд.
Среди спортивных объектов Астаны выделяются крытый стадион «Астана
Арена» на 30 тысяч зрителей, уникальный велотрек «СарыАрка» на 10 тысяч мест,
признанный в 2001 году лучшим в мире. Другой важный спортивный комплекс –
ледовый дворец «Алау».
В июле 1999 года Астана была удостоена премии ЮНЕСКО «Город мира». С 2000
года главный город Казахстана является членом Международной ассамблеи столиц и
крупных городов и вошёл в список тридцати лучших мировых городов.
Миссия Астаны заключается в том, чтобы стать культурным и
интеллектуальным центром евразийского пространства и играть роль главного
генератора развития Казахстана. За короткий срок новая столица, рождённая волей
первого президента Казахстана, обрела статус общенацинальной идеи, стала
символом независимости и глобльного успеха молодого государства.
ІІ турЗадания для команды «Качественные прилагательные»:
1.Дополните правило о качественных прилагательных.
Качественные прилагательные называют ... .
2.Ознакомьтесь с монументом Байтерек. Выпишите из текста только качественные
прилагательные, определяя их род, число и падеж. Образуйте от одного из них простую и
составную форму сравнительной и превосходной степени сравнения.
Байтерек – одна из основных достпримечательностей города Астаны.
Высота сооружения состоит 97 метров, с шаром, венчающим конструкцию – 105
метров. Диаметр шара – 22 метра.
Низкий уровень уходит на четыре с половиной метра под землю, где
расположены кафе, аквариумы и минигалерея «Байтерек». Оттуда же можно
подняться на лифте на самый верхний уровень шар, внутри которого располагаются
бар и панорамный зал.
Обзорные экскурсии для посетителей проводятся на казахском, русском и
иностранных языках.
«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает
космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке
миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Древо жизни – Байтерек,
корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева,
соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол – в земном, а
крона – в небесном.
Каждый год в кроне Древа священная птица Самрук откладывает яйцо – Солнце,
которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что
символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.
«Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизиует собой
государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и
устремлённость к будущему процветанию.
Задания для команды «Относительные прилагательные»:
1.Дополните правило об относительных прилагательных.
Относительные прилагательные обоначают ... .
2.Ознакомьтесь с Дворцом мира и согласия в Астане. Выпишите из текста
относительные прилагательные, определите их род, число и падеж.
Дворец мира и согласия, построенный в Астане, уникальное сооружение,
выполненное в форме пирамиды. Его возвели в 2006 году.
По праву этот величественный Дворец мира и согласия, фото которого есть во
всех путеводителях Казахстана, называют восьмым чудам света.
Подземная часть сооружения выстроена в тёмных тонах (нижний мир), часть
здания, занимающая среднее положение, выполнена в белых тонах (символ мира), а
венчает дворец стеклянный купол – символ безграничного неба.
Величие и изящество сооружению придаёт интересная верхняя часть,
выполненная в виде витража на котором изображены голуби. Количество птиц – 130,
это число символизирует все народности, проживающие в республике Казахстан.Уникально и то, что Дворец мира и согласия вытроен в строгом соответствии с
правилом золотого сечения: протяженность одной стороны, заложенной в основании,
равняется общей высоте сооружения.
Уникальное сооружение, созданное руками людей из стали, стекла, алюминия и
других современных материалов, просто захватывает дух. В ночное время витраж на
вершине пирамиды подсвечивается изнутри, что создаёт впечатление светлого пути к
единству, миру всех религий нашей необъятной планеты.
Задания для команды «Притяжательные прилагательные»:
1.Дополните правило о притяжательных прилагательных.
Притяжательные прилагательные обозначает ... .
2.Ознакомьтесь с торговоразвлекательным центром «Хан Шатыр». Выпишите из
текста только притяжтельные прилагательные. Определите их род, число и падеж.
Хан Шатыр – это самое высокое здание, самый большой и Центральной Азии
торговоразвлекательный центр и самое высокое здание в мире в форме шатра.
Общая площадь Хан Шатыра – 127 тысяч квадратных метров.
Особую прелесть представляют тропический водный садик и рукотворная
лагуна с великолепным пляжем с нежным песком, завезённых с далёких Мальдивских
островов.
Архитектором сооружения является Норман Фостер.
Фостеров проект был одобрен, и начали строить в Астане. Построенное здание
представляет собой гигантский шатер высотой 150 м (шпиль), сконтруированный из
сети стальных вант, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ЕТҒЕ.
Благодаря особому химическому составу, он защищает внутреннее пространство
комплекса от резких температурных перепадов и создаёт комфортный микроклимат
внутри комплекса.
Хан Шатыр вошёл в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала
Forbes Style, став единственным зданием со всего пространства СНГ, которое журнал
счёл возможным включить в свой хитпарад.
Открытие торговоразвлекательного центра «Хан Шатыр» состоялось в
рамках празднования дня Астаны с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева,
на торжественной церемонии открытия состоялся концерт мирового исполнителя,
итальянского тенора классической музыки Андреа Бочелли. Бочеллина музыка была
превосходна.
ІІІ тур
Задания для команды «Качественные прилагательные»:
1.Просклоняйте качественные прилагательные красивая (Астана), молодая
(Астана) и составьте с ними предложения.
2.Употребив качественные прилагательные, напишите минисочинение на тему
«Астана – столица нашей страны».
Задания для команды «Относительные прилагательные»:
1.Просклоняйте относительные прилагательные Астанинская (пирамида),
Астанинское (время) и составьте с ними предложения.2.Употребив относительные прилагательные, напишите минисочинение на тему
«Астана – город моей мечты».
Задания для команды «Притяжательные прилагательные»:
1.Просклоняйте качественные прилагательные Фостерово (сооружение),
Бочеллины (ноты) и составьте с ними предложения.
2.Употребив качественные прилагательные, напишите минисочинение на тему
«Астана – город будущего».
V.Подведение итогов урока.
Экскурсовод: Наше путешествие по Астане закончилось. А вам понравилась игра?!
Теперь консультанты будут считать собранные фишки. По количеству собранных
фишек будут выставляться оценки.
По собранным фишкам участникам выставляются оценки.
Преподаватель: На этом мы заканчиваем урокпутешествие. Я хотел
поблагодарить всех участников игры за активное участие. Урок был интересным. Спасибо
всем за внимание! До новых встречей на следующих уроках.ГККП «Бейнеуский гуманитарноэкономический колледж»
Открытый урок по
русскому языку
Тема: Урокигра «Путешествие по Астане» на тему
«Имя прилагательное»
Подготовил: преподаватель русского языка и литературы
Джумамуратов МуратМейлисовичБейнеу 2016