Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 64
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(построение речевых высказываний, лидерство и
планирование учебного
Ц е л ь : учить классифицировать слова по вопросам и значениям.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде
схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные
согласованность действий с партнерами,
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование,
прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования,
коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить
проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать,
обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная,
групповая; словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Ве Ву Вл Во Вб Вг
Всякая дорога вдвоем веселей.
II. Работа над новым материалом.1. Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени
существительного.
У ч и т е л ь . С сегодняшнего урока мы начинаем изучать одну из
самостоятельных частей речи – имя существительное.
Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди,
познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти
наименования закреплялись в языке. По исследованиям ученых, существительное
появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с
рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его
окружает.
Но мы с вами уже знакомы с этой частью речи. Что обозначает имя
существительное? На какие вопросы оно отвечает?
Н а д о с к е записаны слова:
Небо, рисовать, звери, аккуратно, дождь, сильный, кактус, вырастать,
орел, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.
З а д а н и е : выпишите имена существительные.
Устно закончите предложения в рубрике «Давай подумаем» (учебник).
2. Классификация существительных по вопросам и значениям.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 2 по цепочке (учебник).
– Что вы понимаете под предметами? Прочитайте правило в учебнике, с. 127.
2) В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
Будьте внимательны, выписывая слова. Каждую группу пишите с красной
строки.
Работая в парах, советуйтесь, какие слова вы запишите в ту или иную группу.
– Все слова вы выписали? Почему?
(Веселиться, трудолюбивый, бежать.)
III. Итог урока.
– Что понимают под предметами, когда говорят, что имена существительные
обозначают предметы?
– На какие вопросы отвечает имя существительное? Приведите примеры.
Домашнее задание: заполнить таблицу существительными.
Названия
животных
Названия
инструментов
Дорожная
азбука
Названия
растенийКак устроен наш язык
и рисунок «Торт»,
у р о к 6 4
Урок 64
Имя существительное
Задачи урока: знакомство с именем существительным как
частью речи, наблюдение за значением имен существительных.
Урок начинается с введения в тему. Учитель сообщает, что на
протяжении нескольких уроков блока «Как устроен наш язык»
в центре внимания будут имена существительные. О том, что
предстоит узнать на этих уроках, учитель предлагает
прочитать в рубриках «Ты узнаешь» и «Ты сможешь ответить
на вопросы» (повышение учебной мотивации).
Работа по учебнику
Упражнение 1 — отработка умения вычленять имена
существительные среди других слов. Выполняется фронтально
письменно. Перед началом работы учитель спрашивает, как
учащиеся будут определять,
является слово именем
существительным или нет, и предлагает вспомнить материал 2
класса (слова, обозначающие предметы, называются именами
существительными)
помогающий
представить все части речи и их признаки. Примерный ответ:
нужно обращать внимание на значение слова, на вопрос,
который можно поставить к этому слову, на способ изменения
формы слова.
Рубрика «Давай подумаем» — работа со словами,
отвечающими на вопросы «что»? и «кто»? Обобщенный вывод в
результате обсуждения: «Слова, которые отвечают на вопрос
«что ?», называют явления природы, растения, предметы. Сло-
ва, которые отвечают на вопрос «кто ?», называют людей, жи-
вотных, птиц, насекомых».
Упражнение 2 — отработка умения задавать правильный во-
прос к имени существительному. Выполняется письменно са-
мостоятельно с последующей проверкой. После проверки учи-
тель задает обобщающие вопросы: какой частью речи являются
все слова? Есть ли среди этих существительных такие, которые
называют людей? Есть ли среди существительных такие,
которые называют явления природы? Есть ли существи-
тельные, которые называют города?
Рубрика «Обрати внимание» содержит очень важный мате-
риал, уточняющий обобщенное значение имен существитель-
ных. После прочтения текста рубрики (его следует скорректи-
ровать: убрать слова и рыб, и птиц после слова животных), учи-
тель обращает внимание на разное значение слова предметы в
обычной жизни и в определении имени существительного.
Упражнения 3 и 4 — группировка имен существительных в
зависимости от значения слов, расширение словарного запаса \
чащихся. Выполняется письменно в парах. В упр. 3 учащиесядолжны самостоятельно определить, какие группы можно вы-
делить.
Образец выполненной работы:
1) скворец, синица, воробей;
2) ясень, клён, тополь;
3) незабудка, гвоздика, лилия;
4) жираф, верблюд, обезьяна.
В упр. 4 указаны группы существительных, следовательно, \
чащиеся не должны выписьГвать имеющиеся среди предста-
вленных слов другие части речи.
Возможные ошибки. В первую группу учащиеся могут оши-
бочно выписать прилагательные, называющие характеристики
человека (хитрый, трудолюбивый), а в четвертую группу —
глаголы {веселиться, бежать). Чтобы предотвратить ошибки,
учитель перед началом работы акцентирует внимание учащих-
ся на том, что в задании предлагается выписать только имена
существительные.
Помощь. Учитель просит во время проверки доказать, что
ошибочно выписанные слова не являются именами существи-
тельными. Учащиеся при этом должны указать, на какой во-
прос отвечает слово, и отметить различие в изменении суще-
ствительных и слов, являющихся другими частями речи (опора
— упр. 3 урока 62).
Варианты проведения упражнения: в хорошо подготовленных
классах ученики работают в парах самостоятельно с по-
следующей проверкой; в других классах можно фронтально
рассмотреть одну или две группы слов, а затем, предложив
сильным ученикам самостоятельно закончить упражнение, с
остальными продолжить фронтальную работу.