Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
(С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская,
А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут – это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.
Индивидуальный образовательный маршрут – это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану, маршруту.
Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы школы.
При составлении индивидуального образовательного маршрута учитываются индивидуальные качества учащегося:
образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
психическое и физическое состояние ученика;
личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
возраст;
социальный аспект (пожелания родителей).
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ:
открытость обязательных результатов обучения;
возможность выбора учащимися уровня сложности;
целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Компоненты структуры (этапы) индивидуального
образовательного маршрута:
целевой (постановка целей получения образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Обучение школьников по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения;
создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио обучающегося;
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность обучающихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении обучающимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений обучающихся;
Использование индивидуальных образовательных маршрутов:
профильная направленность (6 основных предметов и одно из 6 направлений: естественнонаучное, технологическое, гуманитарное, социально-экономическое);
для отстающих учеников – восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
помощь в обучении детям с ослабленным здоровьем;
для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
для детей, опережающих развитие;
ИОМ для учителей.
Трудности для учителя при работе по индивидуальным маршрутам.
напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.
необходимо предусмотреть работу с разноуровневыми учениками;
необходимо разрабатывать уроки сразу для всей темы;
- большое количество раздаточного материала на одном уроке;
- Для ученика это:
- комфортность условий: каждый работает в своем темпе и самостоятельно продвигается по маршруту, учитель выступает в роли консультанта;
даже если ученик отсутствовал на уроке, то пропущенный материал он может усвоить.
у учителя имеется возможность работать индивидуально с каждым учеником.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.