Информ-дайджест "Путешествие по дорогам права. Разноцветный мир детства"
Оценка 4.8

Информ-дайджест "Путешествие по дорогам права. Разноцветный мир детства"

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
22.05.2021
Информ-дайджест "Путешествие по дорогам права. Разноцветный мир детства"
Информ-дайджест "Путешествие по дорогам права. Разноцветный мир детства"
Путешествие по дорогам права.doc

 

 

 

Информ-дайджест 

"Путешествие по дорогам права. 

Разноцветный мир детства"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                  Подготовила: Ю. А. Зайцева,

                                                              учитель русского языка и литературы

 

        

 


Календарь правовых дат

 

XXI век – Век ребенка

15 марта – День Конституции РБ

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня – Международный день детей-жертв агрессии

3 июля – День независимости Республики Беларусь

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

3 декабря – Международный день инвалидов

10 декабря – День прав человека

 

Правовая культура – это та материальная и духовная основа, без которой невозможно формирование правового государства, инновационное развитие общества.

Высокий уровень правосознания – непременное условие для полноценной жизни современного общества. Поэтому воспитание правовой культуры становится необходимым фактором социализации личности ребёнка. Сегодня, наверное, нет человека, который бы оставался равнодушным к проблемам правового воспитания детей и подростков. Для всех, кто работает с молодёжью, очень важно, чтобы она понимала всю серьёзность принимаемых ими решений.

Мероприятия с учащимися должны носить познавательно-игровой характер и ориентироваться на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и на ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни.

Работу по правовому просвещению и воспитанию гражданственности нужно начинать с детей младшего школьного возраста.

Знакомя школьников с правовыми нормами, необходимо сформировать у детей первые представления о Независимом государстве, его органах власти, символах – Флаге, Гербе, о Государственном Гимне. Чрезвычайно важен для формирования образа Родины у маленького гражданина тот положительный заряд, который концентрируется в красочных государственных символах.

          С учащимися нужно говорить о правах и обязанностях. В беседах, обзорах, на литературных встречах следует доводить до их сознания  мысль, что все люди связаны друг с другом, что у каждого члена общества свои обязанности, которые необходимо выполнять.

Молодёжь требует повышенного внимания общества, сегодня она формирует и несёт в себе образ будущего, и на неё очень скоро будет возложена ответственность за развитие общества, за преемственность в его истории и культуре. Главная цель, которую должны поставить перед собой учителя при организации мероприятий в данном случае – воспитание молодёжи в духе уважения к закону, формирование в среде молодых пользователей активной жизненной позиции.

 

           


 

Цель: знакомство с правами ребёнка.

Задачи:

1. знакомство с правами человека, а также правами ребёнка;

2. воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к Родине;

3. развитие умения работы в группе;

4. воспитание доброжелательного отношения друг к другу, чувства коллективизма.

 

Ход мероприятия

 

Анкета к вводной беседе «Права человека – твои права» (примерные вопросы). Возможны варианты ответов: «да», «нет», расширенное перечисление.

1. Человек должен быть свободным. Согласны ли вы с тем, что он не должен быть ничем ограничен?

2. Люди от природы обладают разными задатками и способностями. Должны ли быть у них, поэтому разные права?

3. Есть люди, которые уже неоднократно побывали в тюрьме. Надо ли ограничивать их в некоторых правах (например, запретить проживать в крупных  городах)?

4. Как вы думаете, чьи интересы и права важнее: государства или отдельного человека?

5. Какие особые права имеют дети? Назовите.

6. Есть международные, а есть наши внутренние законы о правах человека. Какие из них важные, приоритетные?

           

Викторина

 

«Кто лучше знает права ребёнка?»

 

1.    В сказке «Красная Шапочка» Волк съел Красную Шапочку. Какое право девочки он нарушил? (Право на жизнь).

2.    В каких литературных произведениях герои нарушают права на жизнь? («Колобок», Лиса съела Колобка); «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Ведьма утопила Алёнушку); «Сказка о мёртвой царевне» А. С. Пушкина, Мачеха даёт Царевне отравленное яблоко).

3.    Какое право Доктор Айболит защищает в сказке К.Чуковского? (Право на получение лечения).

4.    В  сказке Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» лягушка утащила Дюймовочку к себе в болото. Какое право она нарушила в отношении Дюймовочки? (Похищения детей, торговля детьми).

5.    В какой ещё сказке происходит похищение детей? (В сказке «Гуси-лебеди»).

6.    В какой сказке французского писателя Ш. Перро нарушено следующее право ребёнка: «Ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться»?

(«Золушка», Мачеха и сёстры не разрешили Золушке посмотреть на бал, а заставили её переделать кучу дел).

7.    В какой сказке герои нарушают право на неприкосновенность жилища? («Заячья избушка», Лиса выгнала Зайца из его избушки), «Три медведя», где Машенька без разрешения вошла в чужой дом и пользовалась вещами хозяев).

 

Игра, посвящённая Дню защиты

прав человека – 10 декабря

 

Вопросы I тура

 

1.    В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 году).

2.    Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? (Генеральной Ассамблеей ООН).

3.    Почему День прав человека отмечается именно 10 декабря? (Это дата принятия Всеобщей Декларации прав человека).

4.    Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? (30 статей).

5.    Что такое ЮНИСЕФ? (Детский фонд ООН).

6.    В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка? (В 1989 г.).

7.    Кто является ребёнком по определению Конвенция о правах ребенка?  (Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет).

8.    В каком году была принята Конституция РБ? (15 марта 1994 г.).

9.    Что такое презумпция невиновности? (Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке).

10.              Когда гражданин Республики Беларусь может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (С 18 лет).

 

Вопросы П тура

 

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребёнка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

2) Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний).

3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребёнком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?
(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).

5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.).

Ведущий: Попробуйте разобраться в ситуациях, используя Конвенцию о правах ребёнка.

Ситуация № 1.

Мама: «Сколько раз тебе говорить: после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!»

Сын: «Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?»

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?  (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка).

 

Ситуация № 2.

Ученик: «Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут».

Учительница: «Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?»

Ученик: «Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал  – меня за вашу двойку, знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы неумелый... (Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Нельзя, чтобы пострадала репутация других людей. (Ст. 13 Конвенции).

Ситуация № 3.

Мама: «Сынок, я ухожу, убери в своей комнате, вымой после себя посуду, сходи в магазин».

Сын: «Мам, у меня контрольная завтра...»

Мама: «Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме такой беспорядок...»

Сын: «Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования». (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей).

 

Знаешь ли ты право?

 

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,

Закон управляет людьми, разум - законом.

Календарь правовых дат.

 

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана неслучайно, потому что эта неделя посвящена праву, закону.

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

 

Разминка. Отгадай сказку.

 

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке»                        А. С. Пушкина).

В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-Лебеди»)

Конкурс «Юридический язык»

·      Что такое право? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения.)

·      Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

·      Что такое алиби? (В уголовном процессе – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он на момент совершения преступления находился в другом месте.)

·      Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение  имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

·      Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

·      Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

·      Лицо, обращающееся для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

·      Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного оспариваемого права. (Истец)

Конкурс «Знаете ли вы?»

 

§     Когда и в связи с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря – Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)

§     В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.)

§     Какой из перечисленных государственных органов является  правоохранительным?

а) Прокуратура.         а) Адвокатура.          в) Министерство юстиции.

 

Существует два вида правонарушений. Это … кто знает? Верно, преступление и проступок. Какой более опасен для общества? Правильно, преступление. В каком юридическом документе речь идёт о преступлениях? Уголовный Кодекс, молодцы!!!

 

Конкурс «Определи статью»

 

o  Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

o  Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

o  Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

o  Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

o  Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

o  Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

o  Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

o  Уголовная ответственность за данные все преступления наступает с 14 лет и  относятся к тяжким.

В уголовном Кодексе РБ есть такое понятие «соучастие в преступлении». В чём может выражаться соучастие? (Оказание помощи преступнику в совершении какого-либо преступления.)

В Уголовном Кодексе выделены 4 вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

 

Конкурс «Определи роль участников преступления»

 

Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.

Гражданин Николаев проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним жила состоятельная семья Ивановых. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Николаев заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время (около 18:00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из старых знакомых – гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также Николаев поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Николаев убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни о чём не узнает. В итоге Петров пообещал подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним. Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки, затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по намеченному плану.

 

Блицтурнир

 

ü Прибор сотрудников ГИБДД  для определения скорости автомашины? (Радар)

ü Переговорное устройство  милиции? (Рация)

ü Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

ü Лишение свободы  человека, мера пересечения? (Арест)

ü Официальное распоряжение для того, кто был  обвинен властью? (Приказ)

ü Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники)

ü Человек, совершивший преступление? (Преступник)

ü Значок на форменной фуражке? (Кокарда)

ü Юрист, защищающий чьи-либо  интересы? (Адвокат)

ü Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан)

 

Давайте рассмотрим ситуации.

 

1.    Ученики пятого класса пришли на урок физкультуры. У Марата к рюкзаку был прикреплён брелок «глобус», который подарил ему на день рождения старший брат. Пока Марат переодевался в спортивную форму, один из одноклассников открепил от рюкзака брелок и кинул другому с криком: «Поиграем в пас!». Другой мальчик брелок не поймал, и он разбился. Можно ли сказать, что в данном случае шалость обернулась злонамеренным поступком? Да, можно сказать. Мальчик не хотел разбивать брелок, его целью было пошутить над Максимом. Он не предусмотрел последствий своих действий. Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?

 

- прежде думай, а потом делай;

- учись управлять своими эмоциями;

- представь, как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать, поставь себя на его место;

- делай то, за что не будешь испытывать чувство вины;

- помни, что за некоторые поступки тебе придётся отвечать перед законом.

 

2.    Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал. Контрольная по математике сорвана. Определите, что это: шалость, злонамеренный поступок или вандализм?

(Это злонамеренный поступок. Ученик осознавал, какие будут последствия.)

Мы с соседом по парте решали задачу. У нас получились разные ответы. Я был уверен, что мой правильный, а сосед ошибся, поэтому стал доказывать свою правоту. Мы чуть не поссорились. Я жутко разозлился, назвал его «тупицей» и «двоечником». Он тоже обозвал меня ещё обиднее. Затем заново проверили свои решения задачи, и я нашёл у себя ошибку. Мне было стыдно за свои слова перед одноклассником. Я извинился, но он обиделся и долго не разговаривал со мной.

Какой можно вынести урок из этой ситуации?

- нельзя нападать на человека, тем более оскорблять его, не убедившись в том, что прав именно ты, а не он.

- гораздо проще наговорить неприятных слов, обидеть человека, чем потом извиниться перед ним. Он может простить вас, но всё равно изменит к вам своё отношение, может быть даже обида останется где-то в глубине души на долгие годы.

Любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблениям и насилию.

Каким образом можно избежать конфликт?

- Поговорить с этим человеком, либо уйти, а через некоторое время, когда успокоитесь, подойти и спокойно поговорить. Не злиться, не кричать, и тем более драться, сохранять спокойствие. Идти на компромисс (уступить в чём-то). По возможности использовать юмор.

Анкета

«Что вы знаете о праве?»

 

1.    Как Вы считаете, есть ли у детей свои права?

а ) да; б ) нет, в) затрудняюсь ответить.

2. Приходилось ли Вам защищать свои права, интересы? Если да, то каким способом?

а) решал проблему сам, собственными силами;

б) обращался за помощью к друзьям;

в) не сталкивался с этой проблемой;

г) обращался за помощью к родителям;

д) затрудняюсь ответить.

3. Что из ниже перечисленного Вы считаете допустимым, а что недопустимым?

- употребление алкоголя;

- употребление наркотиков;

- курение табака;

- занятие проституцией;

- бродяжничество;

- попрошайничество;

- воровство.

4. В какой мере Вы интересуетесь политикой?

а) довольно внимательно слежу за информацией о политических событиях в стране и мире;

б) специально за информацией не слежу, но обсуждаю политические новости с друзьями и родными;

в) лично участвую в общественном движении, митингах, демонстрациях;

г) вообще этими проблемами не интересуюсь.


Подготовила: Ю. А. Зайцева, учитель русского языка и литературы

Подготовила: Ю. А. Зайцева, учитель русского языка и литературы

Календарь правовых дат XXI век –

Календарь правовых дат XXI век –

Цель: знакомство с правами ребёнка

Цель: знакомство с правами ребёнка

Генеральной Ассамблеей ООН). 2

Генеральной Ассамблеей ООН). 2

Ситуация № 2. Ученик: «Марья

Ситуация № 2. Ученик: «Марья

Решение суда о виновности или невиновности подсудимого

Решение суда о виновности или невиновности подсудимого

В Уголовном Кодексе выделены 4 вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник

В Уголовном Кодексе выделены 4 вида соучастников преступления: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник

Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал

Ученик воском натёр доску, чтобы мел не писал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021