информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 42.docx

Современные компьютерные технологии  в работе учителя предметника

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников. Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить”.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящей удовлетворение от участия в ней.

Один из стимулирующих инструментариев, за счет которых повышается активность учащихся во время освоения учебного материла на уроке, реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использование своеобразных средств.

Такими элементами новизны с использованием своеобразных (компьютерных) средств являются, например:

·         Электронные учебники;

·         Мультимедийные презентации;

·         Учебные видеофильмы;

·         Интерактивные задания;

·         Электронные тесты.

Использование компьютерных технологий в обучении в настоящее время приобретает все большее значение. Например, особую популярность на Западе получили системы и тренажеры на базе мультимедиа, то есть системы технологий, позволяющих компьютерам вводить, передавать и выводить такие типы данных, как текст, графика, анимация, видео, звук, речь. Кривая обучения среднего ученика по таким программам в 2-5 раз выше, а способность к запоминанию с 35% повышается до 85%.

Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Электронные учебники практически вечны, не боятся износа или старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму – цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению (с соблюдением авторских прав).

Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html – основном формате сети Internet.

Материал из электронного учебника учитель может дополнить, исправить, записать на компакт-диск. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении государственных стандартов.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для личностной творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание.

Электронный учебник предоставляет возможность внесения в него изменений педагогом.

Создание учебных компьютерных видеофильмов, являющихся более высокой ступенькой по сравнению с использовавшимися ранее кинофильмами, как одно из направлений использования такого рода технологий стало приобретать все большее значение в последнее время благодаря высокому уровню звуко-изобразительной наглядности подаваемого учебного материала.

Компьютерный видеофильм позволяет моделировать и демонстрировать в пространстве геометрические тела различной формы, показывать в динамике процессы и явления, использовать яркие, насыщенные, контрастные цвета, записать звуковое (музыкальное или текстовое) сопровождение. Все это способствует развитию пространственного воображения, привлечению большего внимания к изучаемому материалу. Просмотр и обсуждение видеофильма увеличивает и степень запоминания учебного материала, что видно из приведенных ниже данных по результатам исследования эффективности произвольной памяти учащихся старших классов в зависимости от способа изучения нового учебного материала.

Эффективность произвольной памяти старшего школьника

·         10% – читает глазами;

·         26% – слышит;

·         30% – видит;

·         50% - видит и слышит;

·         70% - обсуждает;

·         80% – опирается на опыт;

·         90% – говорит и делает совместно;

·         95% – обучает других.

Систематическое использование компьютерных видеофильмов и демонстрационных презентаций как средства обучения развивает воображение, абстрактное и логическое мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Использование онлайн тестов, позволяет получить объективную оценку знаний, а использование интерактивных заданий – широко и всесторонне охватить проходимый материал.

В настоящее время проводить уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий значительно упростилось благодаря разработке ЭОЗов и ЦОРров, а также наличию огромного количества электронных разработок на сайтах педагогических сообществ.  Учителю необходимо лишь отсмотреть материал и адаптировать его для данной категории обучающихся и согласовать с темой урока. Такие незначительны  затраты времени окупаются позитивными результатами познавательной деятельности, мотивации и уровня обученности школьников.