Информационная безопасность. Понятие угрозы. Программно-технические средства обеспечения информационной безопасности. Виды противников или «нарушителей».
Информационная безопасность - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.
Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Три составляющие ИБ: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.
Доступность – это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.
Целостность — актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.
Конфиденциальность – это защита от несанкционированного доступа к информации.
Угроза – потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность. Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку, – злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.
Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем. Промежуток времени от момента, когда появляется возможность использовать слабое место, и до момента, когда пробел ликвидируется, называется окном опасности, ассоциированным с данным уязвимым местом. Пока существует окно опасности, возможны успешные атаки на ИС.
Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:
· по аспекту информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которого угрозы направлены в первую очередь;
· по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура);
· по способу осуществления (случайные/преднамеренные действия природного/техногенного характера);
· по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС).
Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы. Такие ошибки могут являться как собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), так и могут создавать уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (например, ошибки администрирования).
Другие угрозы доступности:
· отказ пользователей (нежелание работать с ИС, неспособность работать с ИС и т.п.);
· внутренний отказ ИС (программные и аппаратные сбои);
· отказ поддерживающей инфраструктуры (сбои электроснабжения, кондиционирования, сетевых подключений);
· стихийные бедствия (а также забастовки, массовые беспорядки, войны);
· внешние или внутренние атаки с агрессивным потреблением ресурсов (ex. DDoS и т.п.);
Целостность можно разделить на статическую и динамическую. С целью нарушения статической целостности злоумышленник (как правило, штатный сотрудник) может:
· ввести неверные данные;
· изменить данные.
Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение вредоносного ПО – пример подобного нарушения.
Угрозами динамической целостности являются нарушение кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т.п.). Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием.
Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной.
Для атаки могут использоваться разные технические средства (подслушивание или прослушивание разговоров, пассивное прослушивание сети и т.п.), но идея одна – осуществить доступ к данным в тот момент, когда они наименее защищены (например, компьютеры на выставочных стендах, неохраняемые резервные копии, кражи оборудования).
К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример – нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов.
Программно-технические средства обеспечения ИБ
· Шифрование (криптографические методы) информации и служебных сообщений;
· Электронная цифровая подпись – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
· Механизмы управления доступом (включая доступ к терминалам, сервисам, а также межсетевое экранирование и т.п.). Могут располагаться на любой из участвующих в общении сторон или в промежуточной точке;
· Механизмы контроля целостности данных. Различаются два аспекта целостности: целостность отдельного сообщения или поля информации и целостность потока сообщений или полей информации. Для проверки целостности потока сообщений (то есть для защиты от кражи, переупорядочивания, дублирования и вставки сообщений) используются порядковые номера, временные штампы, криптографическое связывание или иные аналогичные приемы;
· Механизмы аутентификации. Аутентификация может достигаться за счет использования паролей, личных карточек или иных устройств аналогичного назначения, криптографических методов, устройств измерения и анализа биометрических характеристик;
· Механизмы дополнения трафика (для обеспечения конфиденциальности);
· Механизмы управления маршрутизацией. Маршруты могут выбираться статически или динамически. Оконечная система, зафиксировав неоднократные атаки на определенном маршруте, может отказаться от его использования. На выбор маршрута способна повлиять метка безопасности, ассоциированная с передаваемыми данными;
· Механизмы нотаризации. Служат для заверения таких коммуникационных характеристик, как целостность, время, личности отправителя и получателей. Заверение обеспечивается надежной третьей стороной, обладающей достаточной информацией. Обычно нотаризация опирается на механизм электронной подписи.
Виды нарушителей
Нарушитель — лицо или группа лиц, которые в результате предумышленных или непредумышленных действий обеспечивает реализацию угроз информационной безопасности.
С точки зрения наличия права постоянного или разового доступа в контролируемую зону нарушители могут подразделяться на два типа:
нарушители, не имеющие права доступа в контролируемую зону территории (помещения) — внешние нарушители;
нарушители, имеющие право доступа в контролируемую зону территории (помещения) — внутренние нарушители.
Так же, по функциям нарушителей можно представить как: 1) Разработчик ИС; 2) Обслуживающий персонал (системный администратор, сотрудники обеспечения ИБ); 3) Пользователи ИС; 4) Сторонние лица.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.