информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 89.docx

                                         Урок №20

ТЕМА УРОКА: Пример структуры данных-модели предметной области.

Цели урока:

Ø Образовательные: разобрать на конкретном примере(процесс приема в высшее учебное заведение)  пример структуры данных-модели предметной области, использовать созданные таблицы  для решения практических задач.

Ø Развивающие: развивать умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнера; развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать.

Ø Воспитательные: стимулировать интерес обучающихся к  информационным технологиям; пробудить интерес к самостоятельному решению задач.

Оборудование: ПК учителя, проектор, экран,     MS PowerPoint

 

                                                  Ход урока:

 I.Оргмомент.

 II.Опрос учащихся по прошлой теме .

        1.Что такое граф? Из чего он состоит?

        2.Какой граф называется неориентированным?

        3.Что такое сеть? Какие характерные особенности имеет сеть?

        4.Какой граф называется ориентированным?

        5.Граф с какими свойствами называют деревом?

        6.Какие системы называют иерархическими?

III.Решение задач на таблицы, графы, деревья.

    ЗАДАЧА 1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о «Основные сведения о небесных телах»:

http://informatika.edusite.ru/9_0932.jpg

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

 (Наличие атмосферы = «Очень плотн.») И (Средний радиус, км > 10 000)?   

                                                                                                                    ОТВЕТ: 4

ЗАДАЧА 2. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных аукциона по закупке изделий медицинского назначения:

http://informatika.edusite.ru/9_0931.jpg

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию 

(Стартовая цена > 100,00) И НЕ (Количество препарата < 90)?

                                                                                                                  ОТВЕТ: 4

ЗАДАЧА 3.  Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся:

http://informatika.edusite.ru/9_0933.jpg

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию   

(Математика > 70) И ((Информатика ³ 90) ИЛИ (Физика ³ 80))?

                                                                                                                         ОТВЕТ: 3

Задача 4. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?

                                               Задача B9 ЕГЭ по информатике 2013 схема дорогответ:13

Задача 5.

ЕГЭ по информатике 2012 задача B9ответ:13

Задача 6.

У исполнителя Арифметик две команды, которым присвоены номера: 
1. прибавь 2, 
2. умножь на 3. 
Запишите порядок команд в программе преобразования числа 3 в число 69, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. Если таких программ более одной, то запишите любую из них.

                                                            ЕГЭ по информатике 2013 задача B1 граф            Ответ: 11212

Задача 7.

У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1,
2. умножь на 3.
Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе преобразования числа 1 в число 22, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд.

 

Задача 8.

У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3
2. умножь на 4
Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 57, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.

Ответ: 22111

 

Задача 9.

Путешественник пришел в 08:00 на автостанцию населенного пункта ЛИСЬЕ и обнаружил следующее расписание автобусов для всей районной сети маршрутов:

Пункт отправления

Пункт отправления

Время отправления

Время прибытия

ЛИСЬЕ

ЗАЙЦЕВО

07:50

09:05

СОБОЛЕВО

ЛИСЬЕ

08:55

10:05

ЕЖОВО

ЛИСЬЕ

09:05

10:15

ЗАЙЦЕВО

ЕЖОВО

10:00

11:10

ЛИСЬЕ

СОБОЛЕВО

10:15

11:30

ЛИСЬЕ

ЕЖОВО

10:45

12:00

ЗАЙЦЕВО

ЛИСЬЕ

11:05

12:15

СОБОЛЕВО

ЗАЙЦЕВО

11:10

12:25

ЕЖОВО

ЗАЙЦЕВО

12:15

13:25

ЗАЙЦЕВО

СОБОЛЕВО

12:45

13:55

Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте ЗАЙЦЕВО согласно этому расписанию.

                              1.09:05    2.12:15      3.12:25      4.13:25

Решение:

Изобразим данные таблицы в виде графа. Введем обозначения:

Л-Лисье, С-Соболево, Е-Ежово, З-Зайцево.

задача A6 ЕГЭ по информатике 2011 граф

Построим граф, показывающий все пути из Л в З. Граф начнем с конечного пункта:

задача A6 ЕГЭ по информатике 2011 все пути

Есть 3-и пути:

     1-й путь: Л→С→З.

            2-й путь: Л→Е→З.

                     3-й путь: Л→З.

Проверим по времени каждый вариант:

   1-й путь: Л→С (1015-1130). С→З (1110-путешественник не успел на рейс).

       2-й путь: Л→Е (1045-1200). Е→З (1215-1325). Путешественник прибыл в 13:25.

           3-й путь: Л→З (750-путешественник не успел на рейс,т.к. он прибыл в Л в 800).

Получили время прибытия: 13:25.

IV.Изучение нового материала(самостоятельно по учебнику дома)

                     Разберем пример на построение структуры данных, являющейся информационной моделью реальной системы. В качестве объекта моделирования (реальной системы) выберем процесс приема в высшее учебное заведение. Пусть это будет университет. Построение модели начинается с системного анализа предметной области. В данном случае предметной областью является работа приемной комиссии университета. Представим себя в роли системных аналитиков и начнем работу.
Поставленная нами 
задача является непростой. Процесс приема в университет проходит через несколько стадий. Опишем их.
   1. Подготовительный этап: предоставление информации о вузе, его факультетах для принятия решения молодыми людьми о поступлении на конкретный факультет, на конкретную специальность.
   2. Прием документов от абитуриентов, оформление документации.
   3. Сдача абитуриентами приемных экзаменов, 
обработка результатов экзаменов.
   4. Процедура зачисления в университет по результатам экзаменов.

Домашнее задание: Учебник,  § 15, ответить на вопросы (устно).

 

 

«План проверен»

Заместитель директора по УВР:


 

Скачано с www.znanio.ru