ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Что такое информация. Информационные процессы.
1. Тип урока: урок – введение нового материала с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.
2. Цель урока: формирование у обучаемых представлений об общности информационных процессов для систем различной природы и их значении в формировании современной научной картины мира.
3. Задачи урока:
· обучающие – расширить представление обучаемых о ключевых понятиях «информация» и «информационные процессы»; изучить способы передачи, хранения, обработки информации
· развивающие - развитие мышления, речи, памяти, внимательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.
· воспитательные - развитие навыков самообразования, положительного отношения к познавательной деятельности, внимательности, бережного отношения к компьютерной технике.
4. Планируемые образовательные результаты:
·
Предметные: - сформированность представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке
данных.
·
Метапредметные: - умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи и соответственные возможности ее решения;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
строить логические рассуждения и делать выводы;
- развитие ИКТ – компетентности, т.е. приобретение опыта создания,
преобразования, представления информационных объектов.
·
Личностные: - сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
образовательной деятельности.
5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная самостоятельная работа.
6. Оборудование: компьютер, проектор.
7. Виды используемых средств ИКТ: демонстрационные (презентация), тренажеры (тест).
8. Программное обеспечение: для учителя: программа Power Point, для демонстрации презентации; для учащихся: программа Microsoft Excel, для работы с тестами.
9. Структура и ход урока:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
|
№ |
Этап урока |
Название используемых ИКТ
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Организационный момент |
- |
Приветствует учащихся Определяет готовность учащихся к уроку
|
Приветствуют учителя Сообщают об отсутствующих |
1 |
|
2. |
Актуализация знания |
Презентация Слайд № 4 |
Задает вопросы учащимся, опираясь на знания, которые они получили в 8 классе Организует обсуждение темы урока и его цели |
Отвечают на вопросы учителя Участвуют в обсуждении темы и цели урока |
4 |
|
3. |
Изложение нового материала |
Презентация (слайды с № 6 по №17) |
Объясняет новый материал, опираясь на презентацию. |
Воспринимают, анализируют и обобщают новую информацию |
30 |
|
4. |
Закрепление изученного |
Слайд № 18 |
Задает вопросы учащимся, опираясь на представленный новый материал.
|
Отвечают на вопросы учителя Формулируют выводы о достижении цели урока |
5 |
|
5. |
Итоги урока. |
Слайд № 19 |
Организует обсуждение итогов урока Знакомит учащихся с домашним заданием |
Участвуют в обсуждении итогов урока Обсуждают и фиксируют домашнее задание |
5 |
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний
Почему понятие «окружности» одно, а понятий «информация» много? (Понятие информации дать однозначно невозможно, потому что, каждая наука делает это по своему, вкладывая в понятие только те компоненты, которые соответствуют ее предмету и задачам.)
Как вы думаете, какие процессы будут называться информационными? (процессы, связанные с информацией.)
3. Изложение нового материала:
Мы с вами уже говорили, что такое «информация» с оговоркой, что это всего лишь понятие, а не строгое определение.
Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.
Информация – это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается разный смысл в технике, науке, жизни.
Поэтому рассмотрим понятие информации с разных точек зрения и попробуем определить общие черты. Давайте все вместе попробуем сформулировать понятие информации в различных науках.
- математика: информация – сведения, которые человек создал с помощью умозаключений;
- биология: информация – генетический код человека;
- в обычной жизни: информация – сведения, сообщение, осведомленность о положении дел;
- информатика: информация - знания человека, которые он получает из окружающего мира и реализует с помощью вычислительной техники.
Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники существуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объединяют эти подходы.
Давайте найдем эти общие черты, ответив на следующие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (создать, найти, собрать).
2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, код к сейфу). Что я с ней могу сделать? (передать, распространить, использовать, копировать, разделить).
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу её передать? (если есть помехи).
4. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код)? (обработать, преобразовать).
5. С помощью чего информация передается? (бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, диск).
6. Как информация добирается до получателя? (воздух, телекоммуникационные каналы).
Понятие информации во всех без исключения сферах предполагает создание, обработку и хранение информации. Все эти процессы называются информационными.
Передача, обработка и хранение информации происходят в форме сигналов (электромагнитных, световых, тепловых, звуковых, механических, зрительных, слуховых, вкусовых) и знаков (алфавит, знаки языка жестов, код, ноты).
Рассмотрим по отдельности передачу, обработку и хранение информации.
Передача информации.
Распространение информации между людьми происходит в процессе ее передачи. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения, компьютерной сети. Чтобы осуществлялись передача и получение информации, необходимо наличие источника информации и ее приемника. Источник информации иногда называют отправителем или передатчиком, а приемника потребителем или получателем.
Передача информации от источника к приемнику всегда происходит через
![]() |
Обработка информации. (слайд № 12)
Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации. В результате обработки информации может быть получена новая информация (например, решив задачу, вы узнали
скорость движения катера), а может и не получится (например, при переводе
текста с русского языка на английский).
Новая информация может быть получена только после обработки уже
![]() |
Вычисление – один из вариантов обработки информации. Новые данные
получаются путём вычислений, выполненных над исходными данными.
Логические рассуждения – ещё один способ обработки информации.
Новая информация выводится из исходных данных путём логических
рассуждений.
Кодирование – это преобразование представления информации из одной
символьной формы в другую, удобную для её хранения, передачи или обработки.
Сортировка информации – ещё один вид обработки информации.
Структурирование – организация данных по какому-либо правилу, связывающему их в единое целое.
Хранение информации.
Люди хранят информацию либо в собственной памяти (иногда говорят – в
«уме»), либо на каких-то внешних носителях. Чаще всего на бумаге.
Память человека можно условно назвать оперативной. Здесь слово
«оперативный» является синонимом слову «быстрый». Человек быстро
![]() |
Кроме рассмотренных процессов существуют ещё и другие.
4. Закрепление материала.
Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока. Ответьте на них еще раз.
• Почему понятие «окружности» одно, а понятий «информация» много?
• Как вы думаете, какие процессы будут называться информационными?
5. Домашнее задание.
Выучить определения.
Уметь рисовать и объяснять схемы информационных процессов.
Список используемых источников.
1. Н.Д.Угринович Информатика 10-11 класс
2. Н.В.Макарова Информатика и ИКТ 10 класс
3. О.Л. Соколова Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.