Технологическая карта урока (старшее звено)
Данные об учителе: Утехин Юрий Максимович, Первомайская СОШ Киясовского района
Предмет: информатика Класс: 10 Учебник: «Информатика и ИКТ» для 10 класса, автор Угринович Н.Ф
Тема урока Алфавитный подход к определению количества информации
Тип урока: урок изучения нового материала Урок №6
Программно-технические средства на уроке: Компьютер, проектор, экран, презентация «Человек и информация»
Характеристика класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
-формирование навыков самоорганизации;
-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
• познавательными УУД:
-собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы;
- установление причинно-следственных связей, умение обобщать;
• личностные УУД:
-хорошо сформированы навыки устной речи;
-хорошо сформированы навыки письма;
У большинства учащихся не сформированы
• коммуникативные УУД:
-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
|
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
|
Предметные |
- объяснять понятия: «Алфавит», «Мощность алфавита», «Алфавитный подход», формулы и единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт |
1-2 уровень -понимание, определять понятия, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение; -сформировать представления учащихся об алфавитном подходе; |
|
- учить искать эффективные пути решения задач;
|
2 уровень - научить вычислять количество информации; - -вычислять объем информационного сообщения; - -выбирать рациональные пути решения; - -действовать по заданному алгоритму; - умения использовать имеющиеся знания для решения учебных и практических задач; |
|
|
Регулятивные |
- самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном |
2 уровень -самостоятельное действие учащихся, умение представлять, анализировать и интерпретировать данные |
|
- планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
|
1-2 уровень - выполнять учебные задания в соответствии с целью; -соотносить приобретенные знания с реальной жизнью; -выполнять учебное действие в соответствии с планом |
|
|
Познавательные |
-извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов и презентации, из текста и схем в учебнике |
2 уровень -изучить подходы к измерению информации; -научиться грамотно выбирать способ решения в зависимости от поставленной задачи; -применять полученные знания при работе с компьютером в жизни и на уроках информатики; -действие учащихся на основе знании, умения решать задачи оптимальным способом |
|
Коммуникативные |
-формулировать высказывание, мнение; -умение обосновывать, отстаивать свое мнение; -согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; -грамотно использовать речевые средства для представления результата. |
1-2 уровень — выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля; -получение результата при групповой работе; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем |
|
Личностные |
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению |
2 уровень - формирование навыков самоорганизации; появления интереса к изучению информатики, формирование творческого мышления, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека |
|
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимо-действия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД и предметные действия
|
|
Подготовка к основному этапу занятия. |
-вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме; -организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку цели |
Формирование информа-ционного запроса |
Фронталь-ная, индивиду-альная |
-На предыдущем уроке мы рассмотрели вопрос об измерении информации с точки зрения уменьшения неопределенности наших знаний. О чем пойдет речь сегодня? -Запишите формулу, связывающую количество возможных событий и количество информации, получаемой при наступлении одного из них. 1.Заполнить пропуски (проверка д/з) а) 5 Кбайт=____байт = ________бит б) ____Кбайт = ________байт = 12288 бит в) ___Кбайт = _________байт = 2 13 бит г) ___Гбайт = 1536 Мбайт = ______Кбайт д) 512 Кбайт = 2 ____ байт = 2 ___ бит 2. В розыгрыше лотереи участвуют 64 шара. Выпал первый шар. Сколько информации содержит зрительное сообщение об этом? 3. Вы начальник отдела по обработке информации. На одно вакантное место пришли два претендента: хороший исполнитель и творчески работающий человек. Кого вы примете, почему? Молодцы! Вы сформулировали цель нашего урока – научиться оптимизировать свою деятельность. Но чтобы выбрать наиболее эффективный путь решения задачи, необходимо хорошо разбираться в сути задач, стоящих перед нами. --Каким образом кодируется информация в технических устройствах? -Как интерпретируются 1 и 0 в технических устройствах (в электрических, магнитных, оптических средах)? -Имеется цепочка двоичных цифр длиной 5. Сколько различных наборов можно составить? Какую формулу вы использовали?
|
1.Анализируют предложенный материал и дают ответы 2.Заполняют пропуски 3. Разбирают задачу и решают. 4. Делают вывод, формулируют задачи урока -Слушают, отвечают на вопросы: 1. -В двоичном коде (в нулях и единицах). 2. -В электрических средах: ток есть - тока нет, магнитных: намагничено-ненамагничено, оптических: отражение - поглощение 3. - (25=32, N=2I )
|
Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять задачи учебной деятельности |
|
Усвоение новых знаний и способов действий. |
- обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний |
Формирование новых знаний |
Эвристическая беседа с элементами исследова-ния
|
Для технических устройств смысл сообщения не существенен, важно лишь количество используемых символов. Совокупность символов языка называется алфавитом. Количество символов алфавита называется мощностью алфавита. Мощность алфавита с информационным весом символа связаны формулой N=2I 2. Какова мощность компьютерного алфавита, если вес одного символа – 1 байт? Как определить объем сообщения, если известны количество символов в сообщении и информационный вес одного символа? |
1. -Слушают, записыва-ют в тетради. 2. -256 -V=K*I |
Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из презентации, схем и прослушанных текстов; структурировать знания;
|
|
Закрепление знаний и способов действий. |
- установить правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; - выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция |
Самостоятельная работа |
Фронталь-ная, индивидуальная |
Самостоятельная работа в парах 1. -Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит ровно 20 символов. Какой объем информации оно несет? 2. -Племя Мульти имеет 32-символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах. 3. -Информационное сообщение объемом 1,5Кбайт содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано сообщение? 4. -Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составил 1/16 Мбайта? (решение задач последних предложить группам рассмотреть разные способы вычислений: а) непосредственно выполняя действия над исходными числами; б) работа со степенями числа 2). -Система оптического распознавания символов позволяет преобразовывать отсканированные изображения страниц документа в текстовый формат со скоростью 4 страницы в минуту и использует алфавит мощностью 256 символов. Какое количество информации будет нести текстовый документ после 5 минут работы приложения, страницы которого содержат 40 строк по 50 символов. -Сколько времени потребуется вам для того, чтобы ввести этот текст с клавиатуры? Какой способ деятельности вы выберите и насколько он эффективен? Сравните задачи: -В велокроссе участвуют 119 спортсменом. специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем в битах сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов? -Репетиционный экзамен в школе сдают 125 человек. Каждому из них выделяют специальный номер, идентифицирующий его в автоматической системе проверки ответов. При регистрации участника для записи его номера система использует минимально возможное количество бит, одинаковое для каждого участника. Каков объем информации в битах, записанный устройством после регистрации 60 участников? -Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов |
Работают в парах, объясняют решение по окончании самостоятельной работы
|
Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: навыки решения задач Регулятивные УУД: осуществлять контроль деятельности других учеников |
|
Обобщение и систематизация знаний. |
-активная и продуктивная деятельности учащихся |
Решение задачи |
Фронталь-ная, индивидуальная |
Разбиваю на группы и предлагаю составить алгоритм решения подобных задач с учетом использования среды MS Excel. Даю задание набрать и попробовать прорешать одну из задач в среде MS Excel. |
Выполняют задание в группе и проверяют на ПК |
Познавательные УУД: Структурировать полученные знания; |
|
Рефлексивно-оценочный этап и формирование домашнего задания |
-осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа, создание письмен-ного текста |
Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная |
1.Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы. 2.Выставление отметки за урок. 3. Объяснение домашнего задания уч.§1.6 (Даю задание составить 2 задачи по данной теме) |
1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов, слушают друг друга. 2. Записывают домашнее задание и оценки в дневники |
Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании |
Дата: Подпись учителя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.