информатика

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 111.doc

Технологическая карта урока (старшее звено)

Данные об учителе: Утехин Юрий Максимович, Первомайская СОШ Киясовского района

Предмет: информатика                              Класс:  10              Учебник: «Информатика и ИКТ» для 10 класса, автор Угринович Н.Ф

Тема урока Алфавитный подход к определению количества информации

Тип урока: урок изучения нового материала        Урок №6

Программно-технические средства на уроке: Компьютер, проектор, экран, презентация «Человек и информация»

Характеристика класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

 -формирование навыков самоорганизации;

-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

• познавательными УУД:

-собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы;

- установление причинно-следственных связей, умение обобщать;

личностные УУД:

-хорошо сформированы навыки устной речи;

-хорошо сформированы навыки письма;

У большинства учащихся не сформированы

• коммуникативные УУД:

-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- объяснять понятия: «Алфавит», «Мощность алфавита», «Алфавитный подход», формулы и единицы измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

1-2 уровень -понимание, определять понятия,  адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение;

формировать представления учащихся об алфавитном подходе;

- учить искать эффективные пути решения задач;

 

2 уровень - научить вычислять количество информации;

-        -вычислять объем информационного сообщения;

-        -выбирать рациональные пути решения;

-        -действовать по заданному алгоритму;

- умения использовать имеющиеся знания для решения учебных и практических задач;

Регулятивные

- самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень -самостоятельное действие учащихся, умение представлять, анализировать и интерпретировать данные

- планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

 

1-2 уровень - выполнять учебные задания в соответствии с целью;

-соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом

 Познавательные

-извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов и презентации, из текста и схем в учебнике

2 уровень -изучить подходы к измерению  информации;

­   -научиться грамотно выбирать способ решения в зависимости от поставленной задачи;

­   -применять полученные знания при работе с компьютером в жизни и на уроках информатики;

-действие учащихся на основе знании, умения решать задачи оптимальным способом

Коммуникативные

-формулировать высказывание, мнение;

-умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

-грамотно использовать речевые средства для представления результата.

1-2 уровень — выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля;

-получение результата при групповой работе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

2 уровень - формирование навыков самоорганизации;

появления интереса к изучению информатики, формирование творческого мышления, восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека

 

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Формируемые УУД и предметные действия

 

Подготовка к основному этапу занятия.

-вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

-организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

Формирование информа-ционного запроса

Фронталь-ная, индивиду-альная

-На предыдущем уроке мы рассмотрели вопрос об измерении информации с точки зрения уменьшения неопределенности  наших знаний. О чем пойдет речь сегодня?

-Запишите формулу, связывающую количество возможных событий и количество информации, получаемой при наступлении одного из них.

1.Заполнить пропуски (проверка д/з)

а) 5 Кбайт=____байт = ________бит

б) ____Кбайт = ________байт = 12288 бит

в)  ___Кбайт = _________байт = 2 13 бит

г)  ___Гбайт = 1536 Мбайт = ______Кбайт

д) 512 Кбайт = 2 ____ байт = 2 ___  бит

2. В розыгрыше лотереи участвуют 64 шара. Выпал первый шар. Сколько информации содержит зрительное сообщение об этом?

3. Вы начальник отдела по обработке информации. На одно вакантное место пришли два претендента: хороший исполнитель и творчески работающий человек. Кого вы примете, почему?

Молодцы! Вы сформулировали цель нашего урока – научиться оптимизировать свою деятельность.

Но чтобы выбрать наиболее эффективный путь решения задачи, необходимо хорошо разбираться в сути задач, стоящих перед нами.

--Каким образом кодируется информация в технических устройствах?

-Как интерпретируются 1 и 0 в технических

 устройствах (в электрических, магнитных, оптических средах)?

-Имеется цепочка двоичных цифр длиной 5. Сколько различных наборов можно составить? Какую формулу вы использовали? 

 

1.Анализируют предложенный материал и дают ответы

2.Заполняют пропуски

3. Разбирают задачу и решают.

4. Делают выводют взаимный контрольний. на осов можно однозначно от, формулируют задачи урока

-Слушают, отвечают на вопросы:

1.       -В двоичном коде (в нулях и единицах).

2.      -В электрических средах: ток есть - тока нет, магнитных: намагничено-ненамагничено, оптических: отражение - поглощение

3.      - (25=32, N=2I )

 

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять задачи учебной деятельности

Усвоение новых знаний и способов действий.

- обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний

Формирование новых знаний

Эвристическая беседа с элементами исследова-ния

 

Для технических устройств смысл сообщения не существенен, важно лишь количество используемых символов.

Совокупность символов языка называется алфавитом.

Количество символов алфавита называется мощностью алфавита.

Мощность алфавита с информационным весом символа связаны формулой N=2I

2.      Какова мощность компьютерного алфавита, если вес одного символа – 1 байт?

Как определить объем сообщения, если известны количество символов в сообщении и информационный вес одного символа?

1.      -Слушают, записыва-ют в тетради.

2.      -256

-V=K*I

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из презентации, схем и прослушанных текстов;

структурировать знания;

 

Закрепление знаний и способов действий.

- установить правильности и осознанности усвоения нового учебного материала;

- выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Самостоятельная работа

Фронталь-ная, индивидуальная

Самостоятельная работа в парах

1.      -Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит ровно 20 символов. Какой объем информации оно несет?

2.      -Племя Мульти имеет 32-символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.

3.      -Информационное сообщение объемом 1,5Кбайт содержит 3072 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано сообщение?

4.      -Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составил 1/16 Мбайта?

(решение задач последних предложить  группам рассмотреть разные  способы вычислений:  а) непосредственно выполняя действия над исходными числами;  б) работа со  степенями числа 2).

-Система оптического распознавания символов позволяет преобразовывать отсканированные изображения страниц документа в текстовый формат со скоростью 4 страницы в минуту и использует алфавит мощностью 256 символов. Какое количество информации будет нести текстовый документ после 5 минут работы приложения, страницы которого содержат 40 строк по 50 символов. 

-Сколько времени потребуется вам для того, чтобы ввести этот текст с клавиатуры?

Какой способ деятельности вы выберите и насколько он эффективен?

Сравните задачи:

-В велокроссе участвуют 119 спортсменом. специальное устройство регистрирует прохождение каждым из участников промежуточного финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого спортсмена. Каков информационный объем в битах сообщения, записанного устройством, после того как промежуточный финиш прошли 70 велосипедистов?

-Репетиционный экзамен в школе сдают 125 человек. Каждому из них выделяют специальный номер, идентифицирующий его в автоматической системе проверки ответов. При регистрации участника для записи его номера система использует минимально возможное количество бит, одинаковое для каждого участника. Каков объем информации в битах, записанный устройством после регистрации 60 участников?

-Метеорологическая станция ведет наблюдение за влажностью воздуха. Результатом одного измерения является целое число от 0 до 100 процентов, которое записывается при помощи минимально возможного количества бит. Станция сделала 80 измерений. Определите информационный объем результатов

Работают в парах, объясняют решение по окончании самостоятельной работы

 

 

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

навыки решения задач

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль деятельности других учеников

Обобщение и систематизация знаний.

ктивная и продуктивная деятельности учащихся

Решение задачи

Фронталь-ная, индивидуальная

Разбиваю на группы и предлагаю составить алгоритм решения подобных задач с учетом использования среды MS Excel. Даю задание набрать и попробовать прорешать  одну из задач в среде MS Excel.

Выполняют задание в группе и проверяют на ПК

Познавательные УУД:

Структурировать полученные знания;

Рефлексивно-оценочный этап и формирование домашнего задания

-осмысление процесса и результата деятельности

Беседа, создание письмен-ного  текста

Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная

1.Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2.Выставление отметки за урок.

3. Объяснение домашнего задания уч.§1.6 (Даю задание составить  2  задачи по данной теме)

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов,

слушают друг друга.

2. Записывают домашнее задание и оценки в дневники

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании

 

Дата:                                                                                                                                                Подпись учителя: