информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 119.docx

Учебный предмет, класс: Информатика, 10 класс

Тема урока: Представление информации. Языки. Кодирование.

Тип урока:  комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Цель урока:

Образовательная – расширить представление обучаемых о ключевых понятиях «языки», «формальные языки», «естественные языки», «кодирование», «декодирование»; изучить способы кодирования и декодирования информации.

Развивающая – развитие мышления, речи, памяти, внимательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию.

Воспитательная – воспитание активности, аккуратности и внимательности, формирование мотивационной компетентности.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: способность связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение персонального компьютера как средства познания окружающей действительности.

Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения предмета следующих понятий: «язык», «формальные языки», «естественные языки», «кодирование», «декодирование»; изучить способы кодирования и декодирования информации.

Метапредметные: освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), умение применять персональный компьютер для решения задач из разных предметных областей

Формируемые УУД

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: осознание возникшей проблемы, определение последовательности и составление плана и последовательности действий для решения возникшей проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, умение работать индивидуально.

Познавательные УУД: моделирование ситуации из жизни, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Технологии, методы, приемы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, методы практической работы учащихся.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: язык, естественный и формальный язык, кодирование, декодирование.

Программно-технические средства на уроке

Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7 Профессиональная; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент (1 мин)

1.

Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.

Подготовка класса к работе.

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (5 мин)

2.

Фронтальный опрос учащихся:

 

1)Какие существуют основные философские концепции информации?

2)Какая с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?

3)Благодаря развитию, каких наук понятие информация стало широко употребляемым?

4)В каких биологических науках активно используется понятие информации?

5)Что такое наследственная информация?

Учащиеся отвечают на вопросы:

1)Атрибутивная, функциональная и антропоцентрическая.

2) Любая если ученик дает обоснование.

3) Кибернетика и теория связи.

4) Генетика

5) Ген

 

Познавательные: анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Изучение нового материала (20 мин)

3.

1. Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации.

  • Открываем тетради, записываем число, классную работу и новую тему урока.

2. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое язык, какие бывают языки, что такое кодирование и декодирование информации.

3. Язык – это знаковая система для представления и передачи информации.

4. Языки бывают естественными, например, русский, китайский, английский, и формальные, например, математическая символика, нотная грамота, языки программирования. Естественные языки развивались веками и служат для общения людей между собой. Формальные языки разрабатываются для специальных применений. Каждый язык имеет свой алфавит. Под алфавитом языка понимают набор используемых символов. Под мощностью алфавита понимают количество составляющих алфавит символов.

5. Под словом «кодирование» понимают процесс перехода от одной формы представления информации к другой, наиболее удобной для её хранения, передачи или обработки.

6. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.

Процесс чтения текста – это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста.

7. Декодирование – процесс по восстановлению первоначальной формы представления информации, т. е. операция, обратная кодированию.

8. Три основных способа кодирования текста:

1) графический – с помощью специальных рисунков или значков;

2) числовой – с помощью чисел;

3) символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

9. Стенография – это быстрый способ записи устной речи.

10. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование – это процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст.

11. Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.

12. «Криптография» с древнегреческого означает «тайнопись». Своеобразный метод передачи тайного письма существовал во времена правления династии египетских фараонов:

выбирали раба. Брили его голову наголо и наносили на неё текст сообщения водостойкой растительной краской. Когда волосы отрастали, его отправляли к адресату.

13.Акростих — осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения.

Вот, например, стихотворение-загадка с разгадкой в первых буквах:

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
                                               Юрий Нелединский-Мелецкий

Сергей Есенин, Анна Ахматова, Валентин Загорянский часто пользовались акростихами.

14. Литорея — род шифрованного письма, употреблявшегося в древнерусской рукописной литературе. Бывает простая и мудрая. Простую называют тарабарской грамотой, она заключается в следующем: поставив согласные буквы в два ряда в порядке:

http://www.aif.ru/oldpictures/201404/kar_1_.jpg

употребляют в письме верхние буквы вместо нижних и наоборот, причём гласные остаются без перемены; так, например, токепот = котёнок и т. п.

15. http://www.aif.ru/oldpictures/201404/f.jpg Сдвижной шифр Цезаря

Он состоит из 33 различных шифров, по одному на каждую букву алфавита (количество шифров меняется в зависимости от алфавита используемого языка). Человек должен был знать, какой шифр Юлия Цезаря использовать для того, чтобы расшифровать сообщение. Например, если используется шифр Ё, то А становится Ё, Б становится Ж, В становится З и так далее по алфавиту. Если используется шифр Ю, то А становится Ю, Б становится Я, В становится А и так далее. Данный алгоритм является основой для многих более сложных шифров, но сам по себе не обеспечивает надёжную защиту тайны сообщений, поскольку проверка 33-х различных ключей шифра займёт относительно небольшое время.

16. Шифр Бэйла — это комплект из трёх шифровок, которые, предположительно, раскрывают местонахождение одного из величайших захороненных сокровищ в американской истории: многих тысяч фунтов золота, серебра и драгоценных камней.

 

17. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение – это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов – короткого и длинного – для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.

Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе.

18. Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два вида сигналов. Неважно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица. Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала.

В коде Бодо длина кодов всех символов алфавита одинакова и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста.

Код Бодо – это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации.

 

1. Учащиеся записывают число, классную работу и новую тему.

 

 

2.Учащиеся внимательно слушают учителя.

 

3.Учащиеся записывают определение понятия «язык».

 

4. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

 

5. Учащиеся записывают определение понятия «кодирование».

 

6. Учащиеся слушают учителя.

 

7. Записывают определение понятия «декодирование» в тетрадь.

 

 

8. Учащиеся записывают в тетрадь три способа кодирования текста.

9. Запись определения «стенография» в тетрадь.

 

10. Учащиеся внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

11. Записывают определение «шифрование» в тетрадь.

12. Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя.

 

13. Учащиеся слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные: освоение основных понятий и определений, общеучебные (выделение информации), формирование умения проводить сравнение

Коммуникативные: сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.

 

Практическая работа (15 мин)

4.

1.Организует практическую работу, объясняет

правила работы.

  • На сегодняшнем уроке мы с вами изучили такие понятии, как: язык, естественный и формальный язык, кодирование и декодирование, стенография, шифрование, код Морзе, код Бодо. Научились пользоваться азбукой Морзе. Проверим, как вы поняли тему и для этого выполним практическую работу.

2.

Упражнение 1:

Пользуюсь азбукой Морзе запишите пословицу «Ученье свет, а не ученье тьма»

 

43239_html_m29b0bdf1.jpg

Упражнение 2:

1) . _ . . . . _ _ _ _ . _ _ _ _ .

_ _ . _ . _ . . _ _ _ _ _ .

_ . . . _

_ . . . _ . _ _ . . . _ . _ . . . !

2)   − · ·   · − −   · −    

     · − − ·   · − · ·   · · − −   · · ·      

   −   · − ·   · ·

 

 

 

Упражнение 3:

http://www.aif.ru/oldpictures/201404/ras.jpg

 

 

 

Упражнение 4:

http://is3.mzstatic.com/image/thumb/Purple/v4/a7/56/27/a7562717-78cb-3e01-1344-b458de79db8a/source/512x512bb.jpg

512x512bb.jpg

iIPGRZACS.jpg

http://is3.mzstatic.com/image/thumb/Purple/v4/a7/56/27/a7562717-78cb-3e01-1344-b458de79db8a/source/512x512bb.jpg

  1. Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

  1. Ответы учеников:

 

 

 

 

Упражнение 1: записывают свою фамилию и имя.

 

Упражнение 2:

1) Лучше меньше да быстрее!

2) Два плюс три

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 3:

 

1) Блюдечко

2) Слоненку все надоело

3) Хорошая погода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 4:

«Люблю я пышное природы увяданье…»

Регулятивные: умение давать правильный вариант ответа, определения и сопровождать их пояснениями и примерами.

Познавательные: применение основных понятий и определений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения

Регулятивные: умение регулировать свои действия

Подведение итогов. Домашнее задание (4 мин)

5.

  • Закрепим полученные сегодня знания.

1. Дайте определение понятию «язык».

2. Какие языки вы знаете?

3. Приведите примеры естественных и формальных языков.

4. Что такое кодирование?

5. Что такое декодирование?

6. Назовите основные способы кодирования текста.

 

Учитель осуществляет оценку деятельности учащихся на уроке и выставляет отметки.

  • Запишите домашнее задание.
  • Урок окончен.

 

 

1. Угринович, Н. Д. Информатика: учебник для 10-11 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2003. – 512 с.

2. Угринович, Н. Д. Примерная рабочая программа для 10–11 класса / Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. – М.: БИНОМ, 2016. – 49 с.

3. Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2006.


 

Скачано с www.znanio.ru