Цели уроков:
1. Систематизация знаний в области использования интернета.
2. Формирование навыков безопасного использования интернета.
3. Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.
Задачи уроков:
· Систематизирование знаний обучающихся в области интернет-безопасности по направлениям:
o раскрытие персональных данных;
o мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;
o общение в сети;
o общая компьютерная грамотность.
· Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у подростков навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.
· Повышение уровня осведомленности подростков о наиболее актуальных интернет-угрозах (с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).
· Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.
· Показ важности взаимодействия подростков с педагогами и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях
Оснащение и методическое обеспечение урока:
· Компьютер, АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
Презентация. Слайд 1 (с темой урока)
Учитель:
В современное время средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Именно поэтому учить грамотно и безопасно проводить время в сети Интернет на сегодняшний день необходимо.
Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Между тем, перечень рисков, с которыми можно столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства к детям.
Сегодня мы поговорим с вами о безопасности в Интернете.
Ребята, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.
Но сеть Интернет скрывает и угрозы.
Слайд 2
·В России до 80% школьников
в возрасте 12—13 лет страдают компьютерной зависимостью
·Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки
·Каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы
·75% школьников находятся в условиях гиподинамии
·В России полностью здоровы только 14-23% школьников
Слайд 3
Видео
А сейчас мы объявляем конкурс. Приглашаем представителей двух групп – группы №133 и группы №134.
Прежде чем начать наш конкурс, представим авторитетное жюри, которое оценит Ваши знания и навыки общения в сети Интернет и объявит результаты.
1.
2.
Слайд 4 1 конкурс
Итак, первый конкурс.
Уважаемые команды:
вам первое задание: на листочках за 2 минуты вы должны сформулировать плюсы и минусы интернета. Далее вы очереди зачитает ответы. И у кого ответов будет больше, тот и победит в первом конкурсе. А разница в количестве ответов и будет количеством заработанных балов.
Итак, время пошло…
Время. Команды, мы слушаем ваши ответы по очереди. Если у вас будет ответ, который мы уже услышали от ваших соперников, то такой ответ не засчитывается и вы должны назвать другой ответ.
Сначала плюсы… У вас остались еще ответы?
Теперь минусы…
И так какие еще ответы у вас остались? Команда _____ набирает ___баллов.
1.В интернете имеются сайты-ловушки, сайты без контента с одной только рекламой и заражённые сайты.
Щелчок на слайде
Уведомления о выигрыше:
В письме сообщается о том, что ты выиграл крупную сумму денег. Цель мошенника - выманить у тебя деньги за получение выигрыша. Обычно он списывает это на налог. Потеряв бдительность, ты можешь перевести крупную сумму на счет мошенников.
Щелчок на слайде
Попрошайничество:
Мошенники давят на жалость и отправляют письма с просьбой о помощи якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей.
В действительности такие сообщения содержат ссылки на реальные организации и фонды, но реквизиты для перечисления денежных средств указываются ложные.
Слайд 7
«Нигерийские» письма:
В тексте такого письма обычно содержится информация о том, что у автора письма есть много денег, полученных не совсем законным путём, и поэтому он не может хранить деньги на счету в банках своей страны. Ему срочно необходим счет за рубежом, куда можно перечислить деньги.
Авторы подобных писем попросят тебя обналичить крупную денежную сумму, в качестве вознаграждения обещая от 10% до 30% от заявленной в письме суммы. Идея мошенничества заключается в том, что пользователь предоставит доступ к своему счету, с которого позже будут списаны все денежные средства.
Слайд 8
3.Интернет часто отнимает больше времени, чем нужно там проводить.
Достаточно длительное пребывание в интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.
Слайд 9
4.В интернете действует невиданное количество порно-сайтов, сайтов для анонимных самоубийц и прочих негативных элементов.
5.В интернете Вас могут оскорбить, унизить, провоцировать на неадекватную реакцию.
6.В интернете много сайтов, предлагающих работу, но затем отказывающих в выплатах (например, в соц сети к вам добавляется друг и предлагает не отрвываясь от основной работы, работая 2-3 часа в день, зарабатывать от 3000 –до 7000 руб., привлекая своих друзей присоединиться к «лёгкому заработку». В последствии терятся время и деньги, а порою и требуют номер Вашей банковской карты для зачисления заработанных денег. Но выходит ровным счётом наоборот – деньги с Вашей карты уходят).
7. Существует большое количество интернет-ресурсов, содержащих недостоверную информацию. Например, всем известная интернет-энциклопедия под названием «Википедия» имеет множество недоработанных статей и массу неточной информации, требующей внесения изменений и дополнений.
Слайд 10
А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом:
1. Вредоносные программы
2. Кража информации
3. Халатность сотрудников (доступ к корпоративному компьютеру имеют разные люди)
4. Хакерские атаки
5. Финансовое мошенничество
6. Спам (рекламные рассылки)
7. Аппаратные и программные сбои
Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации-персональных данных, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.
Слайд 11 Личные данные
Личные данные - твоя
частная собственность, прежде чем публиковать их
(или) передавать третьим лицам, подумай, стоит ли?
1. Проверь и настрой приватность
2. Используй ник (псевдоним) или неполное ФИО
3. Подумай, прежде чем указать:
— Мобильный телефон
— Возраст
— Адрес
— Последние покупки
— Электронную почту
— Другие важные данные
Их часто собирают хулиганы и преступники
Слайд 12 Твой Цифровой портрет
Цифровой портрет – все, что ты делаешь в интернете
Помни! Все, что попало в интернет, остается там навсегда
· фотографии
· комментарии
· личные контакты
· семья и родственники
· дом и покупки
· школа и отпуск
Фотографии, которые вы выложили вчера смогут увидеть и послезавтра и позже одноклассники, родители, соседи, учителя, преподаватели вуза, твои дети.
Действуй сегодня так, чтобы завтра не было стыдно.
Слайд 13
И даже, если ты в соц.сети аноним, как ты считаешь,
Слайд 14
Щелчок
то по твоим фото
Щелчок
и комментариям
Щелчок
Можно сделать выводы и вычислить информацию о тебе.
Щелчок
Слайд 15
Вот мы и подошли ко 2 конкурсу
Задание для команд: Используя подсказки на экране, вам необходимо за две минуты сформулировать правила безопасности при использовании личных данных в Интернете.
1-ой команде необходимо все свои правила начинать со слов: «Никогда не …»
2-ой команде – со слов «Всегда …»
Время пошло.
Первой свои правила зачитает команда __________
Сколько у вас правил?
Теперь вторая команда
Сколько у вас правил?
Слайд 16 Сетевой этикет
ž Будь вежлив и дружелюбен
ž Откажись от общения
с неприятным человеком, включи его в «черный список», удали из «друзей»
ž Если тебя обижают в интернете – посоветуйся с родителями или учителями!
Слайд 17
НЕЛЬЗЯ
ž Искажать чужие фотографии
ž Выкладывать сцены насилия и унижения
ž Грубить и оскорблять в письмах и комментариях
ž Использовать чужие материалы без разрешения
Слайд 18
Конкурс 3 Вопрос-ответ
Я буду задавать вопросы болельщикам, а вы если знаете ответ, то поднимайте руку. Отвечает тот, кто поднял руку первым. За каждый правильный ответ 2 балла начисляются команде, из чьей группы прозвучал ответ.
Слайд 19
Вопрос 1. К твоей фотографии незнакомец написал обидный комментарий, он явно тебя провоцирует. Твои действия?
( правильный ответ- Откажись от общения с неприятным человеком, включи его в «черный список»)
Слайд 20
Вопрос 2. Если вдруг программа запросила подтвердить логин/пароль, пугает блокировкой или заражением и просит отправить СМС (платное).
Твои действия?
( Правильный ответ:
1.Закрой страницу, может быть блокировка пропадет и Все в порядке!
2. Войди в сеть как обычно и убедись, что все в порядке!
3. Проверь систему своим антивирусом!
4.Игнорируй отправку СМС!
Слайд 21
Вопрос 3
От твоей подруги пришло странное письмо. Ты подозреваешь, что она такого написать не могла. Возможно, это хакеры взломали её страничку. Твои действия?
(правильный ответ: Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. Точно также необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети.)
Слайд 22
Вопрос 4
В соцсети тебе незнакомец предлагает дружбу. Он говорит, что ты ему понравилась, и он хочет с тобой пообщаться. Примешь ли ты его в друзья?
Правильный ответ: Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.
Слайд 23
Вопрос 5
Подружка (или друг) хвастается, что зарегистрирована в нескольких социальных сетях, а ты только в одной. Она предлагает тебе помочь зарегистрироваться ещё в нескольких. Твои действия?
Правильный ответ. Не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора. Оцените сайт, который вы планируете использовать, и убедитесь, что вы правильно понимаете его политику конфиденциальности. Узнайте, существует ли на сайте контроль контента, который публикуется его пользователями. К сайтам, на которых вы оставляете свои персональные данные, необходимо относиться с той же серьезностью, которой требуют сайты, где вы совершаете какие-либо покупки при помощи кредитной карты.
Теперь я попрошу жюри подсчитать баллы.
Слайд 24 10 советов по безопасности в Интернете
ž Совет №1. Не ходите по подозрительным ссылкам.
ž Совет №2. Доверяйте антиспам-фильтрам электронной почты.
ž Совет №3. Установите комплексную систему защиты.
ž Совет №4. Пользуйте браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.
ž Совет №5. Не верьте предложениям прочитать чужие SMS или посмотреть на «шокирующее видео ».
ž Совет №6. Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей
ž Совет №7. Пользуйтесь лицензионным ПО.
ž Совет №8. Делайте покупки только в проверенных онлайн-магазинах.
ž Совет №9. Регулярно устанавливайте обновления программ.
ž Совет №10. С осторожностью относитесь к скачиваемым в Интернете файлам.
Мы подготовили для вас баннер, на котором, подводя итог нашего урока безопасности в сети интернет, вы оставите свой комментарий, или поставите лайк/антилайк. И приглашаем Вас сделать групповое селфи, которое мы разместим в своих аккаунтах в соцсетях с хэштегом #НеделяРунета2017
Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!
Итак, результаты конкурсов…
Поздравляю победителей. Им вручается диплом «Грамотный пользователь»
Всем спасибо. До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.