информатика

  • doc
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 120.doc

Открытый урок-викторина  по теме:

Интернет-безопасность для подростков

 

Цели уроков:

1.      Систематизация знаний в области использования интернета.

2.      Формирование навыков безопасного использования интернета.

3.      Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи уроков:

·         Систематизирование знаний обучающихся в области интернет-безопасности по направлениям:

o    раскрытие персональных данных;

o    мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

o    общение в сети;

o    общая компьютерная грамотность.

·         Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у подростков навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.

·         Повышение уровня осведомленности подростков о наиболее актуальных интернет-угрозах (с учетом возраста аудитории, региона, других факторов).

·         Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

·         Показ важности взаимодействия подростков с педагогами и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях

 

Оснащение и методическое обеспечение  урока:

·         Компьютер, АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока:

 

Презентация. Слайд 1 (с темой урока)

 

Учитель:     

В современное время средства коммуникации стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Число пользователей Интернета неуклонно растет с каждым днём, а самыми активными среди них являются молодые люди, подростки и дети. Именно поэтому учить грамотно и безопасно проводить время в сети Интернет на сегодняшний день необходимо.

Зачастую уже с юного возраста дети могут находиться в мировой сети без контроля взрослых. Между тем, перечень рисков, с которыми можно столкнуться, достаточно обширен: проникновение вирусов и вредоносных программ, мошенничество, кража личной информации, оскорбления, преследования, домогательства к детям.

Итак, наш  урок посвящен проблеме безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз. И тему нашего занятия вы видите на экране «Интернет-безопасность для подростков».

 

Сегодня мы поговорим с вами о безопасности в Интернете.

 

 Ребята, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями.

Но сеть Интернет скрывает и угрозы.

Слайд 2

·В России до 80% школьников
в возрасте 12—13 лет страдают компьютерной зависимостью

·Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки

·Каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы

·75% школьников  находятся в условиях гиподинамии

·В России полностью здоровы только 14-23% школьников

 

Слайд 3

 

Видео

 

 

А сейчас мы объявляем конкурс. Приглашаем представителей двух групп – группы №133 и группы №134.

Прежде чем начать наш конкурс, представим авторитетное жюри, которое оценит Ваши знания и навыки общения в сети Интернет и объявит результаты.

1.

2.

 

Слайд 4    1 конкурс

Итак,  первый конкурс.

Уважаемые команды:

вам первое задание: на листочках за 2 минуты вы должны сформулировать плюсы и минусы интернета. Далее вы очереди зачитает  ответы. И у кого ответов будет больше, тот и победит в первом конкурсе. А разница в количестве ответов и будет количеством заработанных балов.

Итак, время пошло…

Время. Команды, мы слушаем ваши ответы по очереди. Если у вас будет ответ, который  мы уже услышали от ваших соперников, то такой ответ не засчитывается и вы должны назвать другой ответ.

Сначала плюсы… У вас остались еще ответы?

Теперь минусы…

И так какие еще ответы у вас остались? Команда _____ набирает ___баллов.

Вы все молодцы, хорошо поработали, давайте подведём итог. Обратим внимание на слайд
 
Слайд 5 Плюсы Интернета

 

1.Интернет - бесценное хранилище человеческого опыта и полезной информации. Любой желающий может использовать его содержимое в своих целях.
2.Интернет - неограниченное общение, включающее в себя переписки, голосовое общение, видеосвязь. В социальных сетях можно найти своих одноклассников, однокурсников, сослуживцев, коллег.
3.Интернет - место, где можно высказаться, проконсультироваться, поделиться с людьми опытом.
4.Создавать сайты в интернете в последнее время стало невероятно просто - всего несколько кликов и добротный сайт готов.
5.В интернете можно скачивать игры, фотографии, мелодии, песни, видео, документы. Не исключена возможность их там размещать.

 

Слайд 6.  Минусы Интернета

 

1.В интернете имеются сайты-ловушки, сайты без контента с одной только рекламой и заражённые сайты.

 

Щелчок на слайде

 

Уведомления о выигрыше:

В письме сообщается о том, что ты выиграл крупную сумму денег. Цель мошенника - выманить у тебя деньги за получение выигрыша. Обычно он списывает это на налог. Потеряв бдительность, ты можешь перевести крупную сумму на счет мошенников.

 

Щелчок на слайде

 

Попрошайничество:

Мошенники давят на жалость и отправляют письма с просьбой о помощи якобы от благотворительных организаций или нуждающихся людей.

В действительности такие сообщения содержат ссылки на реальные организации и фонды, но реквизиты для перечисления денежных средств указываются ложные.

 

Слайд 7

 

«Нигерийские» письма:

В тексте такого письма обычно содержится информация о том, что у автора письма есть много денег, полученных не совсем законным путём, и поэтому он не может хранить деньги на счету в банках своей страны. Ему срочно необходим счет за рубежом, куда можно перечислить деньги.

Авторы подобных писем попросят тебя обналичить крупную денежную сумму, в качестве вознаграждения обещая от 10% до 30% от заявленной в письме суммы. Идея мошенничества заключается в том, что пользователь предоставит доступ к своему счету, с которого позже будут списаны все денежные средства.

 

Слайд 8

3.Интернет часто отнимает больше времени, чем нужно там проводить.

Достаточно длительное пребывание в интернете ограждает человека от реальной жизни, заменяя её на виртуальную, что пагубно влияет на психику и здоровье. Во всем нужно знать меру.

 

Слайд 9

4.В интернете действует невиданное количество порно-сайтов, сайтов для анонимных самоубийц и прочих негативных элементов.

5.В интернете Вас могут оскорбить, унизить, провоцировать на неадекватную реакцию.

6.В интернете много сайтов, предлагающих работу, но затем отказывающих в выплатах (например, в соц сети к вам добавляется друг и предлагает не отрвываясь от основной работы, работая 2-3 часа в день, зарабатывать от 3000 –до 7000 руб., привлекая своих друзей присоединиться к «лёгкому заработку». В последствии терятся время и деньги, а порою и требуют номер Вашей банковской карты для зачисления заработанных денег. Но выходит ровным счётом наоборот – деньги с Вашей карты уходят).

7. Существует большое количество интернет-ресурсов, содержащих недостоверную информацию. Например, всем известная интернет-энциклопедия под названием «Википедия» имеет множество недоработанных статей и массу неточной информации, требующей внесения изменений и дополнений.

 

Слайд 10

 

А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом:

1.    Вредоносные программы

2.    Кража информации

3.    Халатность сотрудников (доступ к корпоративному компьютеру имеют разные люди)

4.    Хакерские атаки

5.    Финансовое мошенничество

6.    Спам (рекламные рассылки)

7.    Аппаратные и программные сбои

Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации-персональных данных, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.

 

Слайд 11 Личные данные

Личные данные - твоя частная собственность, прежде чем публиковать их
(или) передавать третьим лицам, подумай, стоит  ли?

 

1.     Проверь и настрой приватность

2.     Используй ник (псевдоним) или неполное ФИО

3.     Подумай, прежде чем указать:

  Мобильный телефон

  Возраст

  Адрес

  Последние покупки

  Электронную почту

  Другие важные данные

 

Их часто собирают хулиганы и преступники

 

Слайд 12 Твой Цифровой портрет

Цифровой портрет – все, что ты делаешь в интернете

 

Помни! Все, что попало в интернет, остается там навсегда

 

·         фотографии

·         комментарии

·        личные контакты

·        семья и родственники

·        дом и покупки

·        школа и отпуск

 

Фотографии, которые вы выложили вчера смогут увидеть и послезавтра и позже  одноклассники, родители, соседи, учителя, преподаватели вуза, твои дети.

 

Действуй сегодня так, чтобы завтра не было стыдно.

 

Слайд 13

И даже, если ты в соц.сети аноним, как ты считаешь,

 

Слайд 14

 

Щелчок

то по твоим фото

 

Щелчок

и комментариям

 

Щелчок

Можно сделать выводы и вычислить информацию о тебе.

 

Щелчок

 

Слайд 15

 

Вот мы и подошли ко 2 конкурсу

Задание для команд: Используя подсказки на экране, вам необходимо за две минуты сформулировать правила безопасности при использовании личных данных в Интернете. 

 

1-ой команде необходимо все свои правила начинать со слов: «Никогда не …»

2-ой команде – со слов «Всегда …»

 

Время пошло.

Первой свои правила зачитает команда __________

Сколько у вас правил?

 

Теперь вторая команда

Сколько у вас правил?

 

Слайд 16 Сетевой этикет

 

ž Будь вежлив и дружелюбен

ž Откажись от общения
с неприятным человеком, включи его в «черный список», удали из «друзей»

ž Если тебя обижают в интернете – посоветуйся с родителями или учителями!

 

Слайд 17

НЕЛЬЗЯ

 

ž Искажать чужие фотографии

ž Выкладывать сцены насилия и унижения

ž Грубить и оскорблять в письмах и комментариях

ž Использовать чужие материалы без разрешения

 

Слайд 18

Конкурс 3 Вопрос-ответ

Я буду задавать вопросы болельщикам, а вы если знаете ответ, то поднимайте руку. Отвечает тот, кто поднял руку первым. За каждый правильный ответ 2 балла начисляются команде, из чьей группы  прозвучал ответ.

Слайд 19

 

Вопрос 1. К твоей фотографии незнакомец написал обидный комментарий, он явно тебя провоцирует. Твои действия?

 

( правильный ответ- Откажись от общения с неприятным человеком, включи его в «черный список»)

 

Слайд 20

Вопрос 2. Если вдруг программа запросила  подтвердить логин/пароль, пугает блокировкой или заражением и просит отправить СМС (платное).

 

Твои действия?

( Правильный ответ: 

1.Закрой страницу, может быть блокировка пропадет и Все в порядке!

2. Войди в сеть как обычно и убедись, что все в порядке!

3. Проверь систему своим антивирусом!

4.Игнорируй отправку СМС!

Слайд 21

Вопрос 3

 

От твоей подруги пришло странное письмо. Ты подозреваешь, что она такого написать не могла. Возможно,  это хакеры взломали её страничку. Твои действия?

 (правильный ответ: Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. Точно также необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети.)

 

Слайд 22

Вопрос 4

В соцсети тебе незнакомец предлагает дружбу. Он говорит, что ты ему понравилась, и он хочет с тобой пообщаться. Примешь ли ты его в друзья?

 

Правильный ответ: Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.

 

Слайд 23

Вопрос 5

Подружка (или друг) хвастается, что зарегистрирована в нескольких социальных сетях, а ты только в одной. Она предлагает тебе помочь зарегистрироваться ещё в нескольких. Твои действия?

 

Правильный ответ. Не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора. Оцените сайт, который вы планируете использовать, и убедитесь, что вы правильно понимаете его политику конфиденциальности. Узнайте, существует ли на сайте контроль контента, который публикуется его пользователями. К сайтам, на которых вы оставляете свои персональные данные, необходимо относиться с той же серьезностью, которой требуют сайты, где вы совершаете какие-либо покупки при помощи кредитной карты.

 

 

Теперь я попрошу жюри подсчитать баллы.

 

Слайд 24   10 советов по безопасности в Интернете

 

ž Совет №1. Не ходите по подозрительным ссылкам.

ž Совет №2. Доверяйте антиспам-фильтрам электронной почты.

ž Совет №3. Установите комплексную систему защиты.

ž Совет №4. Пользуйте браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.

ž Совет №5. Не верьте предложениям прочитать чужие SMS или посмотреть на «шокирующее видео ».

ž Совет №6. Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей

ž Совет №7. Пользуйтесь лицензионным ПО.

ž Совет №8. Делайте покупки только в проверенных онлайн-магазинах.

ž Совет №9. Регулярно устанавливайте обновления программ.

ž Совет №10. С осторожностью относитесь к скачиваемым в Интернете файлам.

 

Мы подготовили для вас баннер, на котором, подводя итог нашего урока безопасности в сети интернет, вы оставите свой комментарий, или поставите лайк/антилайк. И приглашаем Вас сделать групповое селфи, которое мы разместим в своих аккаунтах в соцсетях с хэштегом #НеделяРунета2017

 

Ограничь пользование интернетом, живи реальной жизнью!

Итак,  результаты конкурсов…

Поздравляю победителей. Им вручается диплом «Грамотный пользователь»

Всем спасибо. До свидания.