Конспект АМО-урока (занятия).
|
Организационная информация |
||
|
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) |
Фёдорова Ирина Александровна |
|
|
Предмет |
Информатика и ИКТ |
|
|
Класс, профиль класса/группа, количество человек |
1 курс |
|
|
Продолжительность урока (занятия) |
45 мин. |
|
|
Методическая информация |
||
|
Тема урока /занятия
|
Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере. |
|
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) |
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 классса/Н.Д.Угринович. – 9-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 392 с. |
|
|
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) |
Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). |
В группе 24 человека, из них 23 мальчика и 1 девочка. Дети обладают разными способностями по информатике. На пять учатся 9 человек, на четыре 12 человек, на 3 - 3 человека. Дети работают в среднем темпе, умеют анализировать, обобщать, делать правильные выводы. В группе хороший микроклимат, ребята легко общаются друг с другом. В течение урока ребята сохраняют познавательную активность. |
|
|
Предметная цель урока
|
Повторить, обобщить, систематизировать знания, умения и навыки по теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере» |
|
|
Метапредметная цель урока
|
Анализировать учебную ситуацию с использованием ранее полученных знаний. Строить рассуждения, выслушивать мнение товарищей по работе в группе. Применять различные способы логического анализа при работе над заданием.
|
|
|
Личностная цель урока
|
Способствовать формированию творческой активности учащихся через создание ситуации успешности. |
|
|
Задачи урока/ занятия
|
Образовательные: -систематизировать знание о кодировании информации, методе координат; -обобщить умения преобразовывать разные виды информации; -совершенствовать умение преобразовывать разные виды информации через дифференциацию предлагаемых заданий; Воспитательные: -создать условия для реальной самооценки обучающихся; -создать условия для воспитания навыков сотрудничества; Развивающие: -развить умения работать в малых группах; -развить умение ясно выражать свои мысли, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; -развивать грамотную речь. |
|
|
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
|
Актуализируют: знания о коде, кодировании информации, методе координат; приобретут: умение преобразовывать разные виды информации; закрепят: умение обобщать и систематизировать известный материал; навык самооценивания; умение работать в группе и навык сотрудничества. |
|
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению |
Код, кодирование, способ кодирования информации, метод координат. |
|
|
Подробный конспект урока/занятия |
||||||||||
|
Фаза урока (занятия) |
Этап |
Цели фазы и этапа |
Время, продолжительность этапа |
Название метода |
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный |
Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода
|
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные |
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная
|
Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
|
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» |
Инициация |
Поприветствовать друг друга, обеспечить начало знакомства |
5 мин.
|
«Приветствие» |
заимствованный |
Цели и задачи метода: Поприветствовать друг друга, обеспечить начало знакомства. Необходимые материалы: нет Предварительная подготовка: нет Технология проведения: Участники ходят по комнате - молча, ни с кем не разговаривая. Участники должны будут здороваться друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала они представляют, что встречают близкого друга или подругу, с которыми давно не виделись. Как подать ему руку? Как близко подойти к нему? Какое выражение лица будет при этом? Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. Следующее что учитель просит представить участников, это то, что их пригласили на день рождения. Участники здороваются со всеми, кого они знают. Как вести себя в этой ситуации? Какое выражение лица при этом будет? Как близко подойти к партнеру? Следующее что учитель просит представить участников, это то, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии. Они знакомятся с хозяевами, пригласившими их к себе. Как подать руку в этой ситуации? Теперь участники представляют, что встретили своего друга или подругу, успешно сдавших важный экзамен. Они приветствуют их и поздравляют с важным событием. Как можно без слов выразить свою радость и одобрение? После чего участники делают последний круг по комнате и приветствуют тех участников, с которыми еще не здоровались и выражают своим рукопожатием радость встречи с ними. |
Здравствуйте ребята, начнем урок с хорошего настроения. Надо молча ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Вы должны будете здороваться друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Для начала представьте, что вы встретили близкого друга или подругу, с которыми давно не виделись. Как подать ему/ей руку? Как близко подойти к нему/к ней? Какое выражение лица будет при этом? Следующее, что вы будете делать, это представите, что вас пригласили на день рождения. Поздоровайтесь со всеми, кого знаете. Как вести себя в этой ситуации? Какое выражение лица будет при этом? Как близко подойти к партнеру? Следующее, что вы представите, что вы находитесь в чужой стране – может быть Индии или Японии. Познакомьтесь с хозяевами, пригласившими вас к себе. Как подать руку в этой ситуации? Теперь представьте, что встретили друга или подругу, успешно сдавших экзамен. Поприветствуйте их и поздравьте. Как можно без слов выразить свою радость или одобрение? А теперь поприветствуйте тех ребят, с которыми вы еще не здоровались. |
Регулятивная: умение настраиваться на рабочий процесс |
Социальная: способность к уважительному отношению друг к другу |
Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс |
|
Вхождение в тему урока |
настроить на творческую работу, сориентировать обучающихся по теме, постановка целей
|
6 мин. |
«Аукцион» |
заимствованный |
Цели и задачи: настроить на творческую работу, сориентировать обучающихся по теме, постановка целей Материалы: молоточек для проведения аукциона. Предварительная подготовка: нет. Технология проведения: Учитель объявляет тему урока. Затем говорит, что сегодня ребята побывают на ауционе. Пятерку получает тот ученик, который последним назовет термин относящийся к теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере». Во время проведения аукциона учитель берет молоточек и выполняет роль ведущего торги. После окончания торгов учитель задает вопрос ребятам, как они думают, чем они будут заниматься на уроке? Каковы цели занятия? Вместе с учителем ребята формулируют цели занятия: повторить, обобщить знания и умения по теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере.» |
Ребята сейчас нам предстоит определиться с целью нашего урока. Тема нашего урока «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере». Сегодня мы побываем на аукционе. Учитель задает тему «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере». Пятерку получает тот ученик, который последним назовет термин, относящийся к этой теме. Во время аукциона учитель берет молоточек и исполняет роль ведущего торги. Ученики называют: код, кодирование, декодирование, информация, метод координат и т.д. Ребята вы перечислили основные слова нашей темы, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, каковы цели нашего занятия? Совместная формулировка деятельности и целей урока (Повторить, обобщить знания и умения по теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере» |
Коммуникативные: доносить свою позицию до других. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Социальная: способность к уважительному отношению друг к другу |
Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс |
|
|
Определение ожиданий и опасений |
Сосредоточение на своих ожиданиях и опасениях, определение собственных способов получения опыта на занятии, информирование об этом других участников занятия. |
10 мин. |
«Автобусная остановка» |
заимствованный |
Цели и задачи: Сосредоточение на своих ожиданиях и опасениях, определение собственных способов получения опыта на занятии, информирование об этом других участников занятия. Материалы: самоклеющиеся листы, маркеры. Предварительная подготовка: нет Технология проведения: Все участники распределяются по трем мини-группам. Каждая группа находится на своей «остановке». Остановок у нас три: Что я ожидаю получить от участия в занятии? Чего я опасаюсь? Чем я могу быть полезен другим участникам? Что я принесу в группу? В мини-группах каждый участник пишет свои мысли на заданную тему. Затем они обсуждаются. Все листочки приклеиваются на стену. Затем группа меняет «остановку». Каждая мини-группа должна побывать на трех остановках. |
А сейчас ребята мы разделимся на три мини-группы. Каждая группа побывает на трех автобусных остановках: Что я ожидаю получить от участия в занятии? Чего я опасаюсь? Чем я могу быть полезен другим участникам? Что я принесу в группу? Каждый из вас напишет свои мысли на заданную тему. Затем вы их обсудите. Все листочки приклеите на стену и сменить остановку. |
Коммуникативная: доносить свои мысли до других. |
Социальная: способность к уважительному отношению друг к другу |
Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс |
|
|
Фаза 2 «Работа над темой» |
Проработка содержания
|
Развитие эмоциональной и творческой работы в группе, коллективный анализ и поиск решения задачи, умение действовать в группе. Развитие навыков планирования в условиях ограничения времени работы. |
16 мин. |
«Путешествие волшебного клубка» |
заимствованный |
Цели и задачи: Развитие эмоциональной и творческой работы в группе, коллективный анализ и поиск решения задачи, умение действовать в группе. Развитие навыков планирования в условиях ограничения времени работы Материалы: маршрутная карта путешествия клубка. Предварительная подготовка: нет Технология проведения: Выполнение заданий строго по маршрутной карте. Баллы за выполненные задания ставятся в маршрутную карту. Маршрут: Кроссворд и Найди ошибку. Задания выполняются на компьютере. Прекращение выполнения заданий по звуковому сигналу. Первое, что стоит в маршрутной карте путешествия клубка – это кроссворд. Ребятам предлагается составить кроссворд из слов, относящихся к теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере»(Код, кодирование, декодирование, кодер, декодер, шифрование, шифр, алфавит, знак, символ, информация, графический, числовой, символьный, компьютер). Второе задание – найди ошибку. Ребятам предлагаются утверждения по теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере»(1.Существует три основных способа кодирования информации: графический, числовой, знаковый. 2.Код – это система условных чисел для представления информации. 3.Числовая информация кодируется арабскими, русскими цифрами. 4.Код Морзе называют неразмерным кодом. 5.Двоичное кодирование – это перевод десятичных чисел в восьмиричную систему счисления 6.Чтобы получатели информации могли понять информацию ин необходимо преобразовать сообщение в исходную форму, т.е. совершить действие обратное кодированию – раскодирование 7. Компьютер – это устройство, которое обрабатывает информацию, закодированную троичным кодом.). В эти утверждения закралась ошибка, нужно ее найти. Каждое задание выполняется на пять баллов. |
(так как дети уже были разделены на три мини-группы, то можно их разделить на группы №1, №2, №3, которые сами себе придумывают название) Работа состоит из двух пунктов. Ребята вам предстоит выполнить задания строго по маршрутной карте. Прекращение выполнения заданий по звуковому сигналу. Желаю вам успеха! Первое, что стоит в маршрутной карте путешествия клубка – это кроссворд. Ребятам предлагается составить кроссворд из слов, относящихся к теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере»(Код, кодирование, декодирование, кодер, декодер, шифрование, шифр, алфавит, знак, символ, информация, графический, числовой, символьный, компьютер). Второе задание – найди ошибку. Ребятам предлагаются утверждения по теме «Кодирование информации. Кодирование информации в компьютере»(1.Существует три основных способа кодирования информации: графический, числовой, знаковый. 2.Код – это система условных чисел для представления информации. 3.Числовая информация кодируется арабскими, русскими цифрами. 4.Код Морзе называют неразмерным кодом. 5.Двоичное кодирование –это перевод десятичных чисел в восьмиричную систему счисления 6.Чтобы получатели информации могли понять информацию ин необходимо преобразовать сообщение в исходную форму, т.е. совершить действие обратное кодированию – раскодирование 7. Компьютер – это устройство, которое обрабатывает информацию, закодированную троичным кодом.). В эти утверждения закралась ошибка, нужно ее найти. Каждое задание выполняется на пять баллов |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умения структурировать знания. Регулятивные:самоуправление и саморегуляция учебной дееятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: осознание, исследование, и принятие жизненных ценностей и смыслов, ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. |
Информационные: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и анализировать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое. Познавательные: учение учиться и оперировать знаниями; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями, выступать с устными сообщениями, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умением искать и находить компромиссы, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, умение выступать на публике. Социальные: способность к сотрудничеству, способность принимать собственные решения; стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; развитие личностных качеств, саморегулирование, вступать в дискуссию и вырабатывать свое личное мнение. |
Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы, умение выражать свои мысли. |
|
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Эмоциональная разрядка
|
Снятие напряжения |
3 мин. |
«Красная шапочка и серый волк» |
Заимствованный |
Цели и задачи: Снятие напряжения. Материалы: два мячика, один маленький, второй побольше. Предварительная подготовка: нет. Технология выполнения: участники встают в круг, ведущий предлагает поиграть в игру «Красная шапочка и серый волк». Красной шапочкой будет маленький теннисный мячик, который участники должны будут передавать по кругу, от одного игрока следующему. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой волк упорно бежит за красной шапочкой. Если волк настигнет красную шапочку, то она должна будет повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. Каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит волк. Для этого он просто произносит: «Поворачивай». Тогда волк изменяет направление своего движения, и красная шапочка тоже меняет направление своего движения. |
Ребята, а сейчас встаньте в круг, мы поиграем в игру «Красная шапочка и серый волк» Красной шапочкой будет маленький теннисный мячик, который вы должны будите передавать по кругу, от одного игрока следующему. Волком будет чуть больший по размеру резиновый мяч. Злой волк упорно бежит за красной шапочкой. Если волк настигнет красную шапочку, то она должна будет повернуться кругом и продолжить бегство в другую сторону. Каждый игрок имеет право изменить направление, в котором бежит волк. Для этого он просто произносит: «Поворачивай». Тогда волк изменяет направление своего движения, и красная шапочка тоже меняет направление своего движения. |
Регулятивная: умение перестраиваться с рабочего процесса на эмоциональную разрядку |
Социальная: способность к уважительному отношению друг к другу |
|
|
Рефлексия
|
Подвести итоги работы на занятии участников группы, дать оценку |
5 мин. |
«Я и мы» |
заимствованный |
Цели и задачи: подвести итоги работы на занятии участников группы, дать оценку Материалы: нет. Предварительная подготовка: нет Технология выполнения: Учитель предлагает подвести итоги работы группы на занятии, дать оценку согласно баллам в маршрутной карте путешествия клубка. Если в маршрутной карте 10 баллов, то ученики получают оценку «отлично».
|
Ребята, вы хорошо потрудились, но чтобы ваши результаты стали более весомыми надо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку. Свои результаты вы фиксировали в маршрутной карте. Обучающийся встает и дает оценку работы группы. В случае несогласия учитель корректирует его оценку и выставляет отметки всей группе, или индивидуально |
Регулятивные: соотносить свой результат с целью и оценивать его. Познавательные: ориентироваться в системе знаний, перерабатывать информацию. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами речи, понимать другие позиции, договариваться с людьми согласуя свои интересы и взгляды. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. |
Познавательные: формулирование ведущих положений исследования, оценка результатов. Личностные: способность к самооцениванию уровня учащихся в работе группы; Коммуникативные: самостоятельно организовывать речевую деятельность. |
Позволяет развивать навык коллективной деятельности, проявление творческой инициативы, умение выражать свои мысли, оценивать, подводить итоги, анализировать |
|
|
Аналитическая информация |
|
|
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
|
а. Использование технологии АМО позволило обучающимся самостоятельно или при помощи одногруппников закрепить и систематизировать знания по теме на уровне материала учебника. Причем активное участие принимали все учащиеся, даже те, которые обычно отвлекаются и не работают. Технология АМО повышает качество и результативность урока. Данная технология позволяет управлять группой в процессе урока. Вовлекать всех учеников в образовательный процесс, повышать познавательную активность учеников и достигать целей урока. Активные методы обучения обеспечивают разнообразие деятельности обучающихся в процессе освоения материала урока.
b. Данная технология позволяет начать работу по реализации ФГОС. При этом осуществление работы по формированию УУД проходит на фоне положительного восприятия ребенком процесса обучения. Ребятам нравится самостоятельно работать в группах, искать ответы на вопросы. А веселые минутки поднимают настроение. |
|
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). |
Результаты обучения: Обучающиеся понимают основные понятия (код, кодирование информации, метод координат) Обучающиеся умеют преобразовывать разные виды информации Обучающиеся имеют представление о правилах кодирования информации Результаты воспитания и социализации: У обучающихся отработаны навыки работы в группах Результаты развития: У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления. У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности. 1 фаза использует АМО «Приветствие», «Аукцион», «Автобусная остановка», организуют коллектив на работу на уроке и определяют цели и задачи урока. 2 фаза основана на применении АМО «Путешествие волшебного клубка» выполняет задачу проработки темы как основного этапа урока, он активирует творческий потенциал обучающихся и способствует проверке и систематизации знаний обучающихся. 3 фаза основана на применении АМО «Красная шапочка и серый волк», «Я и мы»с целью проверки степени освоения учащимися изученного материала и как итог урока. |
|
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).
|
Все этапы урока направлены на реализацию компетентностного подхода. Урок построен с учетом деятельностного подхода. Степень реализации принципов современного образования на данном уроке достаточно высока. Физическая активность и отсутствие статического напряжения зрения (ученикам не надо весь урок смотреть на доску) соответствует принципу здоровьесбережения. Работа в коллективе, спокойная и доброжелательная атмосфера на уроке, адресная помощь при затруднениях, уважительное отношение учителя и учеников к мнению каждого, отражает принципы духовно-нравственного развития и индивидуального подхода. |
|
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО
|
С помощью использования технологии АМО планируется достичь создание свободной творческой обстановки. Наполнение каждого действия участников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечение в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, обеспечение совместной работы обучающихся в постановке целей и определение путей их достижения, организация групповой работы. |
|
Методическая ценность урока/занятия
|
Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока. Возможность применения данной формы проведения урока по предмету и внеклассного мероприятия в любой параллели курса информатики. |
|
Дополнительная информация |
|
|
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. |
Приложение 1. Текстовый документ со словами для кроссворда(выполненный в MS-Word) у каждой группы на компьютере. Приложение 2. Текстовый документ с утверждениями для пункта Найди ошибку(выполненный в MS-Word) |
|
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 классса/Н.Д.Угринович. – 9-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 392 с. |
|
Примечания автора/ов |
|
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.