информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 147.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по информатике
в 10 классе
«Диаграммы и графики в MS Excel»

 

 

подготовил Юсупов Равиль Салихадинович,

учитель информатики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С. Летняя Ставка

 2016 г.

Тема: «Диаграммы и графики в MS Excel»

Цель урока: показать этапы построение  диаграмм и графиков средствами Microsoft Excel

Задачи урока:

1.         Образовательная: познакомить учащихся с дополнительными возможностями ЭТ - диаграммами и графиками; типами диаграмм в ЭТ; порядком вставки диаграмм в ЭТ.

2.         Развивающая: развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач.

3.         Воспитательная: воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.  

 

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут: создавать диаграммы и графики средствами программы MS Ecxel.

Тип урока: формирование новых знаний, навыков и умений.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Мотивация учебной деятельности учеников;
  3. Психологический настрой и выход на тему;
  4. Изучение нового материала;
  5. Первичное закрепление;
  6. Итог урока;
  7. Домашнее задание;

Ход урока:

I. Организационный момент

Добрый день, знакомые все лица, кстати, это радует и обнадеживает.

II. Мотивация учебной деятельности учеников. (слайд 1).

Но ты, художник, твердо веруй

В начала и концы. Ты знай,

Где стерегут нас ад и рай.

 

Все в окружающем мире имеет свое начало и конец. Блок нам предлагает в начале урока подумать о его окончании. Представим, что он уже закончился, к сожалению конечно. Что будет в итоге, в сухом остатке, что останется в Ваших головах?

Ученики: Знания

А по поводу чего конкретно, какие знания?

Ученики: Незнаем

А хотите узнать?

Ученики: Да

Работаем друзья. И задача наша преобразовать сложные данные в простые формы. К концу урока расставим все акценты, составим контент изучаемого объекта, и ответим на простой вопрос: А оно вообще нам надо?

 

III. Психологический настрой и выход на тему (слайд 2).

Возьмите лист бумаги и скомкайте его, а теперь расправьте и положите перед собой.

Все, что мы наблюдали и делали сейчас, это ассоциация информатики с различными фундаментальными категориями, понятиями, сферами жизни.

Для ученого все это хаос и порядок, для капитана дальнего плавания эти точки и тире – азбука Морзе, для художника скомканная бумага перед Вами – это мольберт, и нанося краски он получит картину, для хироманта ладонь – это раскрытая книга судьбы человека, а для учителя русского языка текст

У меня талантливые ученики!

Все у нас получится.

Пожелаем удачи друг-другу.

содержит пару ошибок.

А что мы увидим в этих объектах? Давайте попробуем объединить эти объекты по назначению.

Ученики: Информация

Да ребята, здесь присутствуют и звуковая, и текстовая, и графическая формы представления информации. Конечно, морзянка греет слух, еще бы, еще в 1838 года была предложена Самюэлем Морзе, честь ему и хвала, но мне хотелось бы, чтобы вы выделили визуально-привлекательную форму.

А по цвету какая самая красивая?

А про какую форму мы умолчали?

Ученики: Диаграммы.

Вот о них мы сегодня и поговорим. (Слайд 3).

Я утверждаю, что это красивая упаковка информации, что это просто о сложном, что это быстро, наглядно, доступно, понятно.

К концу урока Вы меня или опровергнете или аргументированно согласитесь со мной.


IV. Изучение нового материала

-          Диаграмма – (изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации. (слайд 4)

-          Диаграммы могут быть различных типов, которые представляют данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы. (слайд 5)

А вот какие бывают типы диаграмм? Ищем ответ на этот вопрос средствами художественной выразительности. Какие типы Вы знаете?

Давайте вместе дадим толкование их назначению.

-          Гистограмма – показывает изменения с течением некоторого периода времени.

-          Круговая диаграмма – отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений. Чаще всего отображают процентное соотношение.

-          График – отображает изменение данных за равные промежутки времени.

-          Линейчатая диаграмма – отражает соотношение величин, для наглядного сравнения величин.

-          Диаграмма с областями – показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов.

-          Гистограмма с накоплением – показывает вклад отдельных элементов в общую сумму.

-          Кольцевая диаграмма – отражает соотношение частей и целого, но этот тип диаграммы может включать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме соответствует одному ряду данных.

-          Ряд данных – множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме

-          Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме.

Давайте определим, какие типы диаграмм следует построить по этим исходным данным.

Что натолкнуло Вас на правильную мысль? (если правильном ответе)

Почему так получилось? На кофейной гуще нагадали? (при неправильном ответе)

Давайте на практике отработаем построение диаграмм. Откройте файл на рабочем столе Построение диаграмм.xlsx.(слайд 14)

Построить вместе с учащимися 2 диаграммы на их выбор.

Далее учащиеся сами достраивают остальные диаграммы.

-          Ответы представлены в форме картинок на листе Дополнительно, сравните пожалуйста полученные Вами диаграммы с представленными на этом листе, и по количеству правильно построенных диаграмм поставьте себе оценку. (5 за все 5 правильных диаграмм, 4 за 4 и т.д.) (слайд 15)

Теперь, ребята, запустите программу MyTestXStudent и ответьте на вопросы по информации, которая представлена у Вас на листе №3.

Кто справился с заданием быстрее? Почему?

Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно. Для представления числовой информации таблица, а тем более текст не всегда является наглядной формой.

Диаграммы и графики позволяют наглядно представлять табличные данные и проводить быстрый визуальный анализ этих данных.

Мы с Вами занимаемся измерениями, но по закону диалектики любому понятию есть противоположное значение. Я Вам говорю ИЗМЕРЕНИЕ. А Вы дайте противоположное понятие. (ПОГРЕШНОСТЬ). Кстати, к какому закону диалектики это относится? (Единство и борьба противоположностей). Рад за учителя биологии.

 Итак, измерения и погрешности. Измерения понятны, мы с Вами всю жизнь занимаемся измерениями. А ПОГРЕШНОСТЬ? Дайте определение.

Молодцы, а в словарях… Погрешность – случайная ошибка, небрежность в построении, допустимая неточность.

А мое определение, погрешность – расплывчатость данных.

По данным сайта https://www.gismeteo.ru температура определена на ночь, утро, день и вечер. А какая температура в строго определенное время? Неизвестно. В этом и заключается расплывчатость данных.

А теперь парадокс, занимаясь уже немало информатикой в целом, графиками и диаграммами в частности, ни в одном источнике не встретил информацию об их погрешностях.

V. Итоги урока.(Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).

Давайте проанализируем. Диаграмма какая? (красивая, наглядная, быстрая и т.д.)

Еще и непогрешимая, ах какая все таки прелесть эта диаграмма, и расставаться не хочется, но надо.

Все когда то начинается и заканчивается, ну и по велению Александра Александровича, мы не забудем об окончании своего действия

Вот какую информацию собрали мы за время нашей беседы, ранжируйте эту текстовую информацию по степени значимости, заполните таблицу на листе Памятка файла Построение диаграмм. Проставьте значения от 1 до 6, чем больше значение, тем более значим этот элемент контента.

 

Ребята, а теперь запустите файл Рефлексия из сетевого винта и на листе 1 документа Excel ответьте на вопросы по пятибальной шкале, далее сохраняем и закрываем документ.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Я не зря выбрал такую цветовую гамму, а для того, чтобы провести аналогию с древним пониманием построения мира.

Белый цвет – физический, плотский мир, название ВЕРА

Синий цвет – божественный мир, название НАДЕЖДА

Красный цвет – сверхбожественный мир, название ЛЮБОВЬ

А теперь Вы проведите свою ассоциацию с построением такой цветовой гаммы

 

По такому принципу строится мир и наша Родина, чего и Вам желаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист №3

Средняя продолжительности жизни некоторых животных.

 

Название

Средняя продолжительность жизни

1.       

Ящерица

4

2.       

Цапли

18

3.       

Окунь

10

4.       

Черепаха

50

5.       

Лисица

6

6.       

Крокодил

40

7.       

Дрозд

8

8.       

Шимпанзе

55

9.       

Медведь

30

10.   

Лев

16

11.   

Индийский слон

60

12.   

Носорог

20

13.   

Орангутанги

35

14.   

Верблюд

25

15.   

Жираф

12

16.   

Крыса

2

17.   

Белоголовый сип

38

18.   

Утки

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист №3

Средняя продолжительности жизни некоторых животных.

Средние продолжительности жизни некоторых животных: Ящерица, Цапли, Окунь, Черепаха, Лисица, Крокодил, Дрозд, Шимпанзе,  Медведь, Лев, Индийский слон, Носорог, Орангутанги, Верблюд, Жираф, Крыса, Белоголовый сип, Утки равны 4, 18, 10, 50, 6, 40, 8, 55, 30, 16, 60, 20, 35, 25, 12, 2, 38, 21 соответственно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист №3

Средняя продолжительности жизни некоторых животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы диаграмм

№ п\п

Тип диаграммы

Назначение

Вид

1

Круговая

Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений Чаще всего отображают процентное соотношение.

 

 

 

 

2

Кольцевая

Отражает соотношение частей и целого, но  этот  тип  диаграммы может включать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме соответствует одному ряду данных

 

 

 

 

 

3

Линейчатая

Отражает соотношение величин.

 

 

 

 

4

Гистограмма

Показывает изменения в течение некоторого периода времени.

 

 

 

 

5

Гистограмма с накоплением

Показывает вклад отдельных элементов в общую сумму

 

 

 

 

 

 

 


6

График

Отображает изменение данных за равные промежутки времени.

 

 

 

 

7

С областями

Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм построения диаграмм

1. Выделить данные, по которым будет строиться диаграмма (Название строк и столбцов, как правило, используются для подписи данных).

2. ВСТАВКА – выбрать тип ДИАГРАММЫ (откроется вкладка «Работа с диаграммами»).

3. Во вкладке «Конструктор- Данные-Строка/Столбец» выбираем по строкам или столбцам, в зависимости от того какие данные мы хотим сравнить.

4. Во вкладке «Конструктор – Данные - Выбрать данные» уточняем диапазон данных, элементы легенды, подписи по горизонтальной оси.

5. Во вкладке «Макет» можно добавить ЗАГОЛОВОК диаграммы, ЛЕГЕНДА -  область, в которой расшифровываются цвета и узоры, соответствующие определенным данным в диаграмме, ПОДПИСИ ДАННЫХ - возле каждого элемента диаграммы, ТАБЛИЦА ДАННЫХ - под диаграммой помещается фрагмент исходной таблицы с данными для диаграммы, ОСИ и ЛИНИИ СЕТКИ не появляются для круговых и кольцевых диаграмм.

- Все - диаграмма готова.

- С диаграммами в повседневной жизни вы встречаетесь не часто. Возможно на уроках географии, истории и математики. ЭТ могут быть полезны на уроках математики, при подготовке к урокам алгебры.


 

Скачано с www.znanio.ru