Название предмета: Информатика.
Класс: 10
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Автоматическая обработка информации
Цель урока: познакомить учащихся с автоматической обработкой информации; сформировать первичные навыки и умения составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Задачи урока:
- ввести понятия машины Поста, архитектуры машины, интерфейса и СКИ;
- развить логическое и алгоритмическое мышление обучающихся;
- воспитать информационную культуру обучающихся.
Планируемые результаты: знать устройство и систему команд алгоритмической машины Поста; уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Техническое обеспечение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран
Содержание урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Организационный момент |
Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих
|
Учащиеся рассаживаются по местам. |
|
Актуализация знаний |
Для актуализации знаний по теме предыдущих уроков «Обработка информации и алгоритмы » используется слайд из предыдущего урока. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Кто опишет модель обработки информации? 2) Виды обработки информации. Привести примеры 3) Определение и свойства алгоритма 4) А как вы думайте существует ли исполнители алгоритмов для обработки информации, кроме ПК современных гаджетов? Главная дидактическая задача этапа изучения нового материала
через решение учебной задачи – продолжить формирование понятия обработки
информации и познакомиться с автоматической обработкой информации на примере
машины Поста. На этом этапе урока организуется обучение в сотрудничестве
(учащихся и учителя, учащихся друг с другом). |
|
|
Изучение нового материала
|
Учитель: Тема урока: «Автоматическая обработка информации». Открываем тетради, записываем число, тему урока
В 30-х годах XX века возникает новая наука - теория алгоритмов.
Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации
может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо
сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован
алгоритм. Английский ученый Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название «машина Тьюринга». По замыслу Тьюринга, его «машина» является универсальным исполнителем обработки любых символьных последовательностей в любом алфавите. Практически одновременно с Тьюрингом (1936-1937 г.г.) другую модель алгоритмической машины описал Эмиль Пост. Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько проще в своем «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным случаем машины Тьюринга. Однако именно работа с двоичным алфавитом представляет наибольший интерес, поскольку, как вы знаете, современный компьютер тоже работает с двоичным алфавитом
Алгоритм, по которому работает машина Поста, будем называть программой. Под словом «программа» понимают алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя - на языке программирования для данного исполнителя.
Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты - результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки. Рассмотрим систему команд машины Поста
|
Записывают тему урока, слушают объяснение учителя.
Записывают опре-деление в тетрадь
Записать в тетрадь действия каретки дома
Записывают в тетрадь назначение машины поста
Рассматривают таблицу в учебнике.
Записывают в тетрадь, делают рисунок
|
|
Закрепление |
Выполнить задания №1-5
|
Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях
|
|
Рефлексия (Итог урока) |
Итак, подведем итог. • Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? О какой алгоритмической машине шла речь? В чем заключается принцип её работы? • Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники? • Отвечают на вопросы. Самооценивание. Выставление оценок.
|
|
|
Домашнее задание
|
На доске записывается домашнее задание: § 10, стр.217(1,2) |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.