информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 169.docx

Название предмета: Информатика.

Класс: 10

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Автоматическая обработка информации

Цель урока: познакомить учащихся с автоматической обработкой информации; сформировать первичные навыки и умения составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста  

Задачи урока:

-        ввести понятия машины Поста, архитектуры машины, интерфейса и СКИ;

-        развить логическое и алгоритмическое мышление обучающихся;

-        воспитать информационную культуру обучающихся.

Планируемые результаты: знать устройство и систему команд алгоритмической машины Поста; уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Техническое обеспечение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран

 

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих

 

Учащиеся рассаживаются по местам.

Актуализация знаний

Для актуализации знаний по теме предыдущих уроков «Обработка информации и алгоритмы » используется слайд из предыдущего урока. Учащиеся  отвечают на вопросы:

1)      Кто опишет модель обработки информации?

2)      Виды обработки информации. Привести примеры

3)      Определение и свойства алгоритма

4)      А как вы думайте существует ли исполнители алгоритмов для обработки информации, кроме ПК современных гаджетов?

Главная дидактическая задача этапа изучения нового материала через решение учебной задачи – продолжить формирование понятия обработки информации и познакомиться с автоматической обработкой информации на примере машины Поста. На этом этапе урока организуется обучение в сотрудничестве (учащихся и учителя, учащихся друг с другом).

 

Изучение нового материала

 

Учитель:

Тема урока: «Автоматическая обработка информации».

Открываем тетради, записываем число, тему урока

 

В 30-х годах XX века возникает новая наука - теория алгоритмов. Вопрос, на который ищет ответ эта наука: для всякой ли задачи обработки информации может быть построен алгоритм решения? Но чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала договориться об исполнителе, на которого должен быть ориентирован алгоритм.Alan_Turing_Aged_16.jpg

Английский ученый Алан Тьюринг предложил модель такого исполнителя, получившую название «машина Тьюринга». По замыслу Тьюринга, его «машина» является универсальным исполнителем обработки любых символьных последовательностей в лю­бом алфавите.

Практически одновременно с Тьюрингом (1936-1937 г.г.) другую модель алгоритмической машины описал Эмиль Пост. Машина Поста работает с двоичным алфавитом и несколько проще в своем «устройстве». Можно сказать, что машина Поста является частным слу­чаем машины Тьюринга. Однако именно работа с двоич­ным алфавитом представляет наибольший интерес, по­скольку, как вы знаете, современный компьютер тоже ра­ботает с двоичным алфавитом

Ал­горитм, по которому работает машина Поста, будем на­зывать программой.

Под словом «программа» понимают алгоритм, записанный по строгим правилам языка команд исполнителя - на языке программирования для данного исполнителя.

 

 

Назначение машины Поста - производить преобразования на информационной ленте. Исходное состояние ленты можно рассматривать как исходные данные задачи, конечное состояние ленты - результат решения задачи. Кроме того, в исходные данные входит информация о начальном положении каретки.

Рассмотрим систему команд машины Поста

 

 

 

Записывают тему урока, слушают объяснение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают опре-деление в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записать в тетрадь действия каретки дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь назначение машины поста

 

 

 

 

Рассматривают таблицу в учебнике.

 

 

 

Записывают в тетрадь, делают рисунок

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление

Выполнить задания №1-5

 

Один ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях

 

Рефлексия   (Итог урока)

Итак, подведем итог.

        Что же мы изучали сегодня, какова наша тема? О какой алгоритмической машине шла речь? В чем заключается принцип её работы?

       Как вы считаете, какую оценку сегодня заслужили ваши одноклассники?

       Отвечают на вопросы. Самооценивание. Выставление оценок.

 

 

Домашнее задание

 

На доске записывается домашнее задание: § 10, стр.217(1,2)

Открывают дневники, записывают домашнее задание.