информатика

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 181.docx

Урок. Информационные модели и структуры данных 10 класс

Повторение.

¢ Что относится к объектам информационной безопасности РФ?

- все виды информационных ресурсов

- права граждан , юр лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности

- система формирования, распространения и использования информ ресурсов (библиотеки, архивы, базы и банки данных..)

- инфоструктуры, включающие в себя центры обработки и анализа информации

- система формирования общественного сознания (мирровозрения, моральные ценности, нравственные оценки) базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды

¢ Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для школы, для себя лично?

 

¢ Какие законы для защиты информации в РФ вы знаете?

 

Закон «О правовой охране программы для ЭВМ и баз данных»

Закон «Об информации, информатизации и защите информации»

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

- определение модели;

- что такое информационная модель;

- этапы информационного моделирования на компьютере;

- что такое граф, дерево, сеть.

Учащиеся должны уметь:

- строить граф-модели, иерархические и табличные информационные модели по вербальному описанию системы;

- использовать при построении информационных моделей компьютерные программы (MS Word, MS Ecxel, Paint).

Оборудование и материалы: дидактический материал, демонстрационный экран, мультимедиапроектор, компьютеры, учебники “Информатика и ИКТ – 10-11”, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, презентация (PowerPoint).

Формы организации учебной деятельности:

  • беседа;
  • исследование.
  • практическая работа с раздаточным материалом с использование компьютера;

Ход урока

1. Организационный момент. (1 минута) (Слайд 1). Презентация

2. Проверка домашнего задания. (4 минуты)

3. Целеполагание. Мотивация. (3 минуты)

Посмотрите на экран. (Слайд 2) Детская игрушка, макет здания, математическая формула, велосипедный тренажер, глобус – эти такие разные понятия можно назвать одним словом. Каким?

Объекты окружающего нас мира, даже те которые кажутся самыми простыми, на самом деле необычайно сложны. Чтобы понять, как действует объект, приходится вместо реальных объектов рассматривать их упрощенные представления – модели.

Модель – это некий новый упрощенный объект, отражающий некоторые характеристики оригинала.

Модели бывают материальные и информационные.

Примеры материальных моделей: глобус, карта, игрушка, манекен.

Информатика занимается изучением информационных моделей.

(Слайд 3)

Тема сегодняшнего урока: Информационные модели и структуры данных.

Задачи урока:

  • Дать определение информационным моделям и структурам данных;
  • Рассмотреть виды структур данных;
  • Научиться строить информационные модели с использованием компьютерных программ.

4. Новая тема. (7 минут) (Слайд 5)

Запишите в тетрадь определение информационных моделей (стр. 67).

Так как основным инструментом в информатике является компьютер, поэтому информационное моделирование в информатики – это компьютерное моделирование, т.е. создание информационных моделей с использованием компьютера.

Чаще всего информационное моделирование применяется для прогнозирования, с целью принятия каких-либо решений.

Выделяют определенные этапы моделирования: (слайд 6)

1.     Выбор объекта моделирования, определение цели моделирования.

2.     Системный анализ.

3.     Теоретическая информационная модель.

4.     Перевод в компьютерную форму.

5.     Компьютерная информационная модель.

Пример: моделирование летнего отдыха.

1.     Поездка на море в Сочи.

2.     Время поездки, стоимость билетов, маршрут, условия проживания, стоимость проживания, питание и т.п.

3.     Предположения.

4.     Заполнение электронной таблицы для подсчета расходов.

5.     Результат.

Если результат неудовлетворительный, возврат к п.3.

Информационная модель базируется на данных об объекте. Эти данные должны быть всегда упорядочены определенным образом. Такие системы данных называются структурами данных.

Рассмотрим часто используемые виды описания структур данных (слайд 7)

1.     Графы.

2.     Иерархическая структура (дерево).

3.     Таблицы.

ГРАФ

Граф - это графическое изображение состава и структуры системы. Граф состоит из вершин и линий связи-ребер. Вершины изображены кругами, ребра-линиями.

Граф не отображает карту местности, направления по сторонам света, здесь не важен масштаб.

Граф отображает  элементарный состав системы и структуру связей.

                                       Глядя на граф легко понять структуру                 дорожной системы в данной местности. Легко увидеть через какие населенные пункты нужно проехать, чтобы к примеру попасть из пункта К в пункт И.

Для сети характерна возможность множества различных путей перемещения по ребрам между некоторыми парами вершин.   И наличие замкнутых сетей, которые называются - циклами.

Иерархические структуры и деревья

Как правило такую структуру имеют системы административного управления, между элементами которых установлены отношения подчиненности (директор завода – начальники цехов-начальники участков – бригады-рабочие).

У дерева выделяется одна главная вершина – корень, от нее идут ветви дерева. От корня начинается отсчет уровней дерева.  Вершины, связанные с корнем образуют 1 уровень, от них идут связи второго уровня и т.д.

Каждая вершина дерева , коме корня, имеет одну исходную вершину на предыдущем уровне и может иметь множество порожденных вершин на следующем уровне. Вершины, которые не имеют порожденных называются листьями.

Такой принцип связи называется «один ко многим».

Каждую вершину дерева, не являющуюся листом можно рассматривать, как корень поддерева.

 

ТАБЛИЦЫ

Представление информации в табличной форме широко распространено. (Таблица Менделеева, Школьный журнал, график дежурств,…)

В таблице информация упорядочена, по какому либо принципу.                       Школьный журнал  -   по алфавиту,   график дежурств  -   по дням недели.                                    Для чего такая упорядоченность?   Эта упорядоченность позволяет быстро находить нужные сведения

Таблицы бывают 2 типов «объект - свойство» и «объект - объект».

«объект - свойство» - каждая строка такой таблицы относится к конкретному объекту.

«объект - объект» - отражает связь между объектами.

На прошлом занятии я просила подготовить вас небольшие сообщения.

О династии Рюриковичей,    о  Совместимости групп крови и просила найти  стихотворение о Стерлитамаке.

Кто хочет рассказать ?

Эти сообщения я дала вам не случайно. Сейчас мы будем работать в группах.

Задание 1 ой группе    В программе Paint составить генетическое дерево династии Рюриковичей

Задание 2 ой группе В программе  MS Word  представить информацию в виде графа

Задание 3-ей группе  В электронной таблице Excel составьте таблицу (двоичную матрицу), отражающую транспортную связь прохождения маршрута по основным улицам Стерлитамака

Двоичные матрицы удобно использовать для решения некоторых логических задач — головоломок. Попробуйте таким путем решить следующие задачи.

1.Имена Иванова, Петрова, Семенова и Николаева — Иван, Петр, Семен и Николай, причем только у Николаева имя совпадает с фамилией, т. е. его зовут Николай. Семенова зовут не Петром. Определить фамилию и имя каждого человека.

По карточкам

1.     В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары, причем в каждом городе — только одна пара. Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина. Антон живет в Норильске, Борис и Ольга — супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живет в Москве, Светлана — ростовчанка. Кто на ком женат и кто где живет?

2.     В Норильске, Москве, Ростове и Пятигорске живут четыре супружеские пары, причем в каждом городе — только одна пара. Имена этих супругов: Антон, Борис, Давид, Григорий, Ольга, Мария, Светлана, Екатерина. Антон живет в Норильске, Борис и Ольга — супруги, Григорий и Светлана не живут в одном городе, Мария живет в Москве, Светлана — ростовчанка. Кто на ком женат и кто где живет?

6. Итог урока. (1 минута)

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

6.     Рефлексия. (1 минута)

 

Что вы узнали сегодня на уроке?

Какое практическое применение имеют полученные вами данные?

 

8. Домашнее задание. (Слайд 11) (1 минута)

§3.1, вопросы 1-8.

§3.4 вопрос 6 письменно.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru