Информатизация управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением в условиях модернизации образования
Кондрашова Наталья Георгиевна,
заместитель заведующего,
Базилевич Вита Викторовна,
заместитель заведующего
МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка»
Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития: в новом тысячелетии принимается очередная попытка модернизации [3, стр. 11].
Актуальность данной проблемы связана со значительным повышением роли кадрового потенциала в развитии муниципальных образовательных учреждений. Решение задач модернизации образования всецело зависит от полноценного кадрового обеспечения деятельности учреждений образования.
С начала осуществления президентской программы по информатизации школ прошло несколько лет, а в учреждениях, осуществляющих предшкольную подготовку, информационные технологии ещё не нашли широкого применения. Отсюда – недостаточный уровень преемственности предметно-развивающей среды, методической преемственности дошкольного и начального образования, недостаточно высокий уровень информационной культуры педагогов дошкольного учреждения. Сегодня профессиональная несостоятельность кадров, неспособность перейти в режим развития и постоянной деловой активности - проблема общая, можно сказать, государственная [4, стр. 21].
В литературе последних лет отмечается, что информационное общество требует по-новому образованных людей. Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгина, Л.И.Лукина, Л.И.Фалюшина утверждают, что руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им это сделать наличие технических средств, программного обеспечения, кадровых возможностей, желания видеть свое управление на уровне, напоминающем современный менеджмент [2, стр.9].
Средний возраст наиболее квалифицированных педагогов МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей достиг 37-50 лет, среди них осталось лишь 7% сотрудников высшей квалификации. На достаточном уровне владеют компьютерной техникой и используют информационные технологии в педагогической деятельности всего 25 % сотрудников учреждения. Отмечаются трудности в создании баз данных о детях и родителях воспитанников, в составлении периодической отчётности, в работе на официальном общероссийском сайте закупок по реализации муниципального заказа, в применении мультимедийного оборудования на образовательных мероприятиях, в осуществлении межсетевого взаимодействия со специалистами других учреждений. С поступлением в образовательное учреждение новой компьютерной техники и мультимедийного оборудования наступила пора изменить подходы к их применению в образовательном процессе и в управлении учреждением в целом. Грамотное применение информационных технологий в учреждении позволит рационально расходовать рабочее время специалистов, педагогов и административного персонала, снизится дефицит техники, в прошлом порождавший пользовательский голод, когда сотрудники детского сада были вынуждены распределять машинное время и ресурсы, что повышало производительность оборудования, приводя к сбоям в системе, перегрузкам.
Проблема развития кадрового потенциала муниципального учреждения находится в непосредственной взаимосвязи с условиями информационно-образовательной среды [1, стр.12].
Проблемный анализ деятельности и ресурсов МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка» позволил сделать следующие выводы:
1. Муниципальное учреждение имеет современную компьютерную технику (персональные компьютеры в кабинетах администрации и специалистов, ноутбук и мультимедийную проекционную систему), что создаёт оптимальные условия для использования информационно-коммуникационных средств в развитии кадрового потенциала и образовательного процесса учреждения.
2. Сокращается численность сотрудников на одно рабочее место, оборудованное компьютером при использовании медиатеки, но отмечается некомпетентность педагогов в использовании имеющихся ресурсов.
3. Увеличивается численность педагогических работников, прошедших подготовку по использованию новых информационных технологий (18% от общей численности педагогов, по сравнению с 2008 годом - 7%).
4. Инновационная деятельность в управлении, технологиях и содержании образовательного процесса рассматривается как одно из важных условий развития учреждения.
5. Педагоги стали активнее использовать аппаратно-программные средства в своей деятельности, постепенно расширяются возможности профессионального роста педагогических работников, их самообразования, творческой работы, повышается уровень информационной культуры, эффективность управленческой деятельности.
6. Всего 3 персональных компьютера в учреждении имеют подключение к сети Интернет, из-за невозможности широкого доступа к ресурсам Интернет, подключения новых услуг по причине удалённости посёлка от г. Сургута, отмечается информационный голод большей части педагогов.
7. Информационная система дошкольного учреждения в 2011-2012 годах включала в себя: методическое обеспечение, базовую программу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP, аппаратный комплекс, состоящий из компьютеров, локальной сети с доступом в Интернет.
8. Мероприятия по развитию образования Cургутского района и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяют в качестве приоритета деятельности развитие ресурсов образования, необходимых для достижения социально-профессиональной компетентности. Важнейшим ресурсом образования для педагогов и родителей является самообразование, способность эффективно использовать все доступные информационные условия.
Систематически организуя проблемно-ориентированный анализ результатов деятельности учреждения, администрация пришла к выводу, о необходимости развития механизмов взаимодействия между педагогами для того, чтобы повысить уровень информированности общественности, способствующий включению их в управление детским садом. Практика показала, что родители не всегда являются активными участниками образовательного процесса, не все проявляют заинтересованность в установлении более тесных контактов с детским садом, что отрицательно складывается на социализации детей. В связи с этим возникла потребность развивать информационно-образовательную среду.
Таким образом, нормативная база дошкольного учреждения, приоритетное направление деятельности – познавательно-речевое развитие детей, имеющиеся информационно-образовательные ресурсы и кадровый потенциал коллектива, соответствуют задачам развития информационно-образовательной среды. Но, исходя из приоритетов региональной образовательной политики, придерживаясь целевого ориентира дошкольного учреждения, управленческая деятельность должна быть направлена на создание условий для достижения главного результата образования – социальной компетентности для всех категорий воспитанников и педагогов. Необходимо создание условий по развитию информационно-образовательной среды, которые позволят организовать доступ к информации всем участникам образовательного процесса при условии развития информационной компетентности кадров учреждения. Следовательно, в дошкольном учреждении нужно развивать информационно-образовательную среду и кадровый потенциал, позволяющие муниципальному детскому саду становиться образовательным и информационным центром.
Список используемой литературы
1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.-236 с.
2. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя. – М., 2009.-144 с.
3. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-168 с.
4. Фалюшина Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования. – М.: АРКТИ, 2008.-238 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.