ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
|
ФИО (полностью) |
Идигова М.Д. |
|
Предмет |
Информатики и ИКТ |
|
Класс |
9 (базовый уровень) |
|
Тема |
Информационная модель |
Представление о модели
Цель урока: дать понятия «модель объекта», «информационная модель»; научить учащихся составлять информационную модель объекта в зависимости от цели исследования объекта.
Ход урока
(Учащиеся) Здравствуйте,
Дорогие Гости!
Будьте, как дома,
Знакомьтесь со всем,
Что ещё незнакомо.
(учитель) Здравствуйте, ребята!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.
Организационный момент (3-5 минут)
Готовы к уроку?
Приготовьте все необходимое к уроку: тетради, ручки…
Как обычно, мы начнём урок с проверки домашнего задания.
Что мы изучали на последних занятиях? (отв.уч-ся) (Модель, модеоирование, типы моделей.)
Итак, я дам вам 1 мин., чтобы вы повторили основные термины по прош.темам. (Учитель делает отметки на журнале)
Далее: Готовы ответить?
Кто скажет, что такое моделирование?
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. |
2.Модель. Это
слово многим знакомо.
скажите пожалуйста, что такое модель по вашему?
Модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта. -Это увеличенная или уменьшенная форма какого либо объекта |
(Уч-ся) Разные
науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные
типы моделей.
В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их
химический состав, в биологии – строения и поведение живых организмов.
Человек в различных науках исследуется в рамках различных моделей:
В механике – как материальная точка
В химии – как объект, состоящий из различных химических веществ
В биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению
Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей. |
Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель. |
Учитель: Итак, как мы уже поняли, Всякая модель воспроизводит только те свойства объекта – оригинала, которые понадобятся при исследовании, изучении объекта.
Итак, Как мы знаем, модели бывают разные, давайте назовем некоторые из них – математические (таблицы, формулы), географические (форма земного шара), геометрические – (форма угла, прямоугольника).
· (Целепологание) А если мы будем рассматривать модели в виде рисунков, схем и т.д. То какую цель мы будем приследовать, т.е.что нам дают такие модели? (отв.уч-ся - Информацию)
Учитель: Азначит, наша сегодняшняя тема будет? (Инф.модель)
Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель может оказаться полезным и единственным инструментом исследования.(открыть слайд)
Все модели можно разбить на два больших класса:
Материальные модели
Информационные модели
Материальные модели (натурные) |
Информационные модели |
|
Графические (образные) |
Знаковые |
|
Предметные модели позволяют представить в материальной наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного исследования (очень большие или очень маленькие, очень быстрые или очень медленные) Глобус Манекен Муляж |
Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе. Рисунки Схемы Плакаты Фотографии |
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Текст Таблица Формула Программа на Яз.Прог. |
При построении некоторых
типов информационных моделей одновременно используются система графических
элементов и знаковая система.
Например, в блок-схемах алгоритмов используются различные фигуры для
обозначения элементов алгоритма и формальный алгоритмический язык для записи
программы на языке программирования.
Материальная модель – физическое подобие
объекта-оригинала |
· Устный опрос:
Вопросы
Что такое моделирование?
Приведите примеры моделирования в различных областях деятельности человека
Что такое модель?
Может ли один объект иметь несколько моделей (если да, приведите примеры)?
Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью (если да, приведите примеры)?
Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели:
Муляжи продуктов в витрине магазина
Чучело птицы
Заводной игрушечный автомобиль
Что такое информационная модель?
Приведите различные примеры графических информационных моделей
Какая форма графической модели применима для отображения процессов
Назовите примеры материальных моделей
· Первичное закрепление
Информационные модели.
Прежде чем построить модель, необходимо сначала собрать информацию об объекте. В зависимости от цели исследования объекта часто достаточно информационной модели – целенаправленно отобранной информации об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства. То есть, у одного прототипа может быть несколько информационных моделей в зависимости от цели исследования.
Пример.
Объект |
Цель |
Информационная модель (какую информацию необходимо знать) |
Собака |
1. Нарисовать. |
Внешность собаки, ее повадки (для естественности изображения позы). |
2. Определить пригодность для службы в пограничных войсках. |
Качества объекта: нюх, выносливость, способность к дрессировке, быстрота бега. |
Формы представления информационных моделей могут быть различными, например:
в виде жестов или сигналов;
устная, словесная;
символьная (текст, числа, специальные символы);
графическая;
табличная.
В наше время для создания сложных моделей, для обработки информации об объекте используют компьютер, так как в его памяти может храниться очень много информации.
Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека. Получаемые на уроках в школе знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые в совокупности отражают информационную картину окружающего вас мира.
Уроки истории дают возможность построить модель развития общества.
На уроках географии доступными вам средствами рассказывают о модели Солнечной системы, также вы получаете информацию о географических объектах: горах, реках, странах и пр. Это тоже информационные модели.
· Задание на 10 мин.
· Разделимся на две группы, одна группа за компами, вторая за партами (за компой глаза моргать часто; стараемся больше смотреть на монитор, а не на клавиатуру)
· Взаимопроверка по окончании
За партами: Задания
Задача |
Объект |
Метод |
Цель |
Художнику заказывают нарисовать пейзаж. |
|
|
|
Биологу поручают исследование популяции дрозофилы. |
|
|
|
Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит. |
|
|
|
|
Модель бабочки |
Биолог |
|
Художник |
|
Рыболов |
|
Фотограф |
|
Скульптор |
Физкультминутка
Теперь мы проведем небольшую физминутку
Глаза из стороны в сторону.
Поморгайте поморгайте
Покачайте головой.
Поднимите плечи
Наклонитесь из стороны в сторону.
Поднимите руки, потянитесь.
Рефлексия: По карточкам (практик).
Д/З. Создать любую модель.
Ответы на п/р.
1. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель:
Задача |
Объект |
Метод |
Цель |
Художнику заказывают нарисовать пейзаж. |
Часть природы, окружающего мира (лес, поляна… ) |
Наблюдение за объектом, создание рисунка (информационной модели) по подобию объекта |
Познание окружающего мира, природы, особенностей природы данного края или местности |
Биологу поручают исследование популяции дрозофилы. |
Мелкие мушки – Дрозофилы |
Наблюдение за объектом, изучение поведения объекта, его жизнедеятельности |
Понимание того, как устроен объект, законов развития и взаимодействия с окружающей средой; Прогнозирование последствий от воздействий на объект. |
Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит. |
Кредитная программа банка |
Изучение условий кредитования, Сбор необходимых
документов, произведение |
Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления |
5. (у инт.доски таблица) Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, скульптора, фотографа:
6.
|
Модель бабочки |
Биолог |
Засушенная бабочка |
Художник |
Рисунок |
Рыболов |
Наживка |
Фотограф |
Фотография |
Скульптор |
Скульптура |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.