Информационная модель

  • docx
  • 20.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инф модель.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

 

ФИО (полностью)

Идигова М.Д.

 

Предмет

 Информатики и ИКТ

 

Класс

9 (базовый уровень)

 

Тема

Информационная модель

 

Представление о модели

Цель урока: дать понятия «модель объекта», «информационная модель»; научить учащихся составлять информационную модель объекта в зависимости от цели исследования объекта.

Ход урока

(Учащиеся) Здравствуйте,
Дорогие Гости!
Будьте, как дома,
Знакомьтесь со всем,
Что ещё незнакомо.
(учитель) Здравствуйте, ребята!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить 
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

 

Организационный момент (3-5 минут)

 Готовы к уроку?

Приготовьте все необходимое к уроку: тетради, ручки…

Как  обычно, мы начнём урок с проверки домашнего задания.

Что мы изучали  на последних занятиях? (отв.уч-ся) (Модель, модеоирование, типы моделей.)

Итак, я дам вам 1 мин., чтобы вы повторили основные термины по прош.темам. (Учитель делает отметки на журнале)

 Далее: Готовы ответить?

Кто скажет, что такое моделирование?

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

2.Модель. Это слово многим знакомо. 
скажите пожалуйста, что такое модель по вашему?

Модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта.

-Это увеличенная или уменьшенная форма какого либо объекта

(Уч-ся) Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей.
В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии – строения и поведение живых организмов.

Человек в различных науках исследуется в рамках различных моделей:

В механике – как материальная точка

В химии – как объект, состоящий из различных химических веществ

В биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению

Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.

 

Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель.

 

Учитель: Итак, как мы уже поняли, Всякая модель воспроизводит только те свойства объекта – оригинала, которые понадобятся при исследовании, изучении объекта.

Итак, Как мы знаем, модели бывают разные, давайте назовем некоторые из них – математические (таблицы, формулы), географические (форма земного шара), геометрические – (форма угла, прямоугольника).

·         (Целепологание) А если мы будем рассматривать модели в виде рисунков, схем и т.д. То какую цель мы будем приследовать, т.е.что нам дают такие модели? (отв.уч-ся - Информацию)

Учитель: Азначит, наша сегодняшняя тема будет? (Инф.модель)

 

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель может оказаться полезным и единственным инструментом исследования.(открыть слайд)

 

Все модели можно разбить на два больших класса:

Материальные модели

Информационные модели

 

Материальные модели (натурные)

Информационные модели

Графические (образные)

Знаковые

Предметные модели позволяют представить в материальной наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного исследования (очень большие или очень маленькие, очень быстрые или очень медленные)

Глобус

Манекен

Муляж

Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе.

Рисунки

Схемы

Плакаты

Фотографии

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).

Текст

Таблица

Формула

Программа на Яз.Прог.

При построении некоторых типов информационных моделей одновременно используются система графических элементов и знаковая система.
Например, в блок-схемах алгоритмов используются различные фигуры для обозначения элементов алгоритма и формальный алгоритмический язык для записи программы на языке программирования.

Материальная модель – физическое подобие объекта-оригинала
Информационная модель – описание объекта-оригинала

 

·         Устный опрос:

Вопросы

Что такое моделирование?

Приведите примеры моделирования в различных областях деятельности человека

Что такое модель?

Может ли один объект иметь несколько моделей (если да, приведите примеры)?

Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью (если да, приведите примеры)?

Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели:

Муляжи продуктов в витрине магазина

Чучело птицы

Заводной игрушечный автомобиль

Что такое информационная модель?

Приведите различные примеры графических информационных моделей

Какая форма графической модели применима для отображения процессов

Назовите примеры материальных моделей

 

·         Первичное закрепление

 

Информационные модели.

Прежде чем построить модель, необходимо сначала собрать информацию об объекте. В зависимости от цели исследования объекта часто достаточно информационной модели – целенаправленно отобранной информации об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства. То есть, у одного прототипа может быть несколько информационных моделей в зависимости от цели исследования.

Пример.

Объект

Цель

Информационная модель

(какую информацию необходимо знать)

Собака

1. Нарисовать.

Внешность собаки, ее повадки (для естественности изображения позы).

2. Определить пригодность для службы в пограничных войсках.

Качества объекта: нюх, выносливость, способность к дрессировке, быстрота бега.

 

Формы представления информационных моделей могут быть различными, например:

в виде жестов или сигналов;

устная, словесная;

символьная (текст, числа, специальные символы);

графическая;

табличная.

В наше время для создания сложных моделей, для обработки информации об объекте используют компьютер, так как в его памяти может храниться очень много информации.

Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека. Получаемые на уроках в школе знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые в совокупности отражают информационную картину окружающего вас мира.

Уроки истории дают возможность построить модель развития общества.

На уроках географии доступными вам средствами рассказывают о модели Солнечной системы, также вы получаете информацию о географических объектах: горах, реках, странах и пр. Это тоже информационные модели.

 

·         Задание на 10 мин.

·         Разделимся на две группы, одна группа  за компами, вторая за партами (за компой глаза моргать часто;  стараемся больше смотреть на монитор, а не на клавиатуру)

·         Взаимопроверка по окончании

За партами: Задания

  1. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель. 

Задача

Объект

Метод

Цель

Художнику заказывают нарисовать пейзаж.

 

 

 

Биологу поручают исследование популяции дрозофилы.

 

 

 

Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит.

 

 

 

 

  1. Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, фотографа, скульптора.

 

Модель бабочки

Биолог

Художник

Рыболов

Фотограф

Скульптор

 

  1. Попробуйте рассмотреть ваше любимое стихотворение как модель.
  2. Изобразите графом-моделью фразу «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

Физкультминутка

Теперь мы проведем небольшую физминутку

Глаза из стороны в сторону.

Поморгайте поморгайте

Покачайте головой.

Поднимите плечи

Наклонитесь из стороны в сторону.

Поднимите руки, потянитесь.

 

Рефлексия: По карточкам (практик).

Д/З. Создать любую модель.

 

Ответы на п/р.

 

1. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель:

Задача

Объект

Метод

Цель

Художнику заказывают нарисовать пейзаж.

 Часть природы, окружающего мира (лес, поляна… )

Наблюдение за объектом, создание рисунка (информационной модели) по подобию объекта

 Познание окружающего мира, природы, особенностей природы  данного края или местности

Биологу поручают исследование популяции дрозофилы.

 Мелкие мушки – Дрозофилы

 Наблюдение за объектом, изучение поведения объекта, его жизнедеятельности

 Понимание того, как устроен объект, законов развития и взаимодействия с окружающей средой; Прогнозирование последствий от  воздействий на объект.

Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит.

 Кредитная программа банка

Изучение условий кредитования, Сбор необходимых документов, произведение 
математических расчетов

 Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления

 

5.      (у инт.доски таблица) Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, скульптора, фотографа:

 

6.       

 

Модель бабочки

Биолог

Засушенная бабочка

Художник

Рисунок

Рыболов

Наживка

Фотограф

Фотография

Скульптор

Скульптура