Информационная модель
Оценка 4.7

Информационная модель

Оценка 4.7
docx
20.12.2019
Информационная модель
Инф модель.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

 

ФИО (полностью)

Идигова М.Д.

 

Предмет

 Информатики и ИКТ

 

Класс

9 (базовый уровень)

 

Тема

Информационная модель

 

Представление о модели

Цель урока: дать понятия «модель объекта», «информационная модель»; научить учащихся составлять информационную модель объекта в зависимости от цели исследования объекта.

Ход урока

(Учащиеся) Здравствуйте,
Дорогие Гости!
Будьте, как дома,
Знакомьтесь со всем,
Что ещё незнакомо.
(учитель) Здравствуйте, ребята!
Снова вместе вы и я.
Вы настройтесь на работу
И послушайте меня.
Дам сейчас я вам заданье,
Чтобы цель определить 
И в течение урока
Все задачи нам раскрыть.

 

Организационный момент (3-5 минут)

 Готовы к уроку?

Приготовьте все необходимое к уроку: тетради, ручки…

Как  обычно, мы начнём урок с проверки домашнего задания.

Что мы изучали  на последних занятиях? (отв.уч-ся) (Модель, модеоирование, типы моделей.)

Итак, я дам вам 1 мин., чтобы вы повторили основные термины по прош.темам. (Учитель делает отметки на журнале)

 Далее: Готовы ответить?

Кто скажет, что такое моделирование?

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

2.Модель. Это слово многим знакомо. 
скажите пожалуйста, что такое модель по вашему?

Модель – это некоторое упрощённое подобие реального объекта.

-Это увеличенная или уменьшенная форма какого либо объекта

(Уч-ся) Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей.
В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии – их химический состав, в биологии – строения и поведение живых организмов.

Человек в различных науках исследуется в рамках различных моделей:

В механике – как материальная точка

В химии – как объект, состоящий из различных химических веществ

В биологии – как систему, стремящуюся к самосохранению

Для описания и исследования одного и того же объекта может использоваться несколько моделей.

 

Для описания и исследования различных объектов может использоваться одна и та же модель.

 

Учитель: Итак, как мы уже поняли, Всякая модель воспроизводит только те свойства объекта – оригинала, которые понадобятся при исследовании, изучении объекта.

Итак, Как мы знаем, модели бывают разные, давайте назовем некоторые из них – математические (таблицы, формулы), географические (форма земного шара), геометрические – (форма угла, прямоугольника).

·         (Целепологание) А если мы будем рассматривать модели в виде рисунков, схем и т.д. То какую цель мы будем приследовать, т.е.что нам дают такие модели? (отв.уч-ся - Информацию)

Учитель: Азначит, наша сегодняшняя тема будет? (Инф.модель)

 

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель может оказаться полезным и единственным инструментом исследования.(открыть слайд)

 

Все модели можно разбить на два больших класса:

Материальные модели

Информационные модели

 

Материальные модели (натурные)

Информационные модели

Графические (образные)

Знаковые

Предметные модели позволяют представить в материальной наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного исследования (очень большие или очень маленькие, очень быстрые или очень медленные)

Глобус

Манекен

Муляж

Образные информационные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе.

Рисунки

Схемы

Плакаты

Фотографии

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).

Текст

Таблица

Формула

Программа на Яз.Прог.

При построении некоторых типов информационных моделей одновременно используются система графических элементов и знаковая система.
Например, в блок-схемах алгоритмов используются различные фигуры для обозначения элементов алгоритма и формальный алгоритмический язык для записи программы на языке программирования.

Материальная модель – физическое подобие объекта-оригинала
Информационная модель – описание объекта-оригинала

 

·         Устный опрос:

Вопросы

Что такое моделирование?

Приведите примеры моделирования в различных областях деятельности человека

Что такое модель?

Может ли один объект иметь несколько моделей (если да, приведите примеры)?

Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью (если да, приведите примеры)?

Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели:

Муляжи продуктов в витрине магазина

Чучело птицы

Заводной игрушечный автомобиль

Что такое информационная модель?

Приведите различные примеры графических информационных моделей

Какая форма графической модели применима для отображения процессов

Назовите примеры материальных моделей

 

·         Первичное закрепление

 

Информационные модели.

Прежде чем построить модель, необходимо сначала собрать информацию об объекте. В зависимости от цели исследования объекта часто достаточно информационной модели – целенаправленно отобранной информации об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследования свойства. То есть, у одного прототипа может быть несколько информационных моделей в зависимости от цели исследования.

Пример.

Объект

Цель

Информационная модель

(какую информацию необходимо знать)

Собака

1. Нарисовать.

Внешность собаки, ее повадки (для естественности изображения позы).

2. Определить пригодность для службы в пограничных войсках.

Качества объекта: нюх, выносливость, способность к дрессировке, быстрота бега.

 

Формы представления информационных моделей могут быть различными, например:

в виде жестов или сигналов;

устная, словесная;

символьная (текст, числа, специальные символы);

графическая;

табличная.

В наше время для создания сложных моделей, для обработки информации об объекте используют компьютер, так как в его памяти может храниться очень много информации.

Информационные модели играют очень важную роль в жизни человека. Получаемые на уроках в школе знания позволяют вам составить различные информационные модели, которые в совокупности отражают информационную картину окружающего вас мира.

Уроки истории дают возможность построить модель развития общества.

На уроках географии доступными вам средствами рассказывают о модели Солнечной системы, также вы получаете информацию о географических объектах: горах, реках, странах и пр. Это тоже информационные модели.

 

·         Задание на 10 мин.

·         Разделимся на две группы, одна группа  за компами, вторая за партами (за компой глаза моргать часто;  стараемся больше смотреть на монитор, а не на клавиатуру)

·         Взаимопроверка по окончании

За партами: Задания

  1. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель. 

Задача

Объект

Метод

Цель

Художнику заказывают нарисовать пейзаж.

 

 

 

Биологу поручают исследование популяции дрозофилы.

 

 

 

Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит.

 

 

 

 

  1. Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, фотографа, скульптора.

 

Модель бабочки

Биолог

Художник

Рыболов

Фотограф

Скульптор

 

  1. Попробуйте рассмотреть ваше любимое стихотворение как модель.
  2. Изобразите графом-моделью фразу «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

Физкультминутка

Теперь мы проведем небольшую физминутку

Глаза из стороны в сторону.

Поморгайте поморгайте

Покачайте головой.

Поднимите плечи

Наклонитесь из стороны в сторону.

Поднимите руки, потянитесь.

 

Рефлексия: По карточкам (практик).

Д/З. Создать любую модель.

 

Ответы на п/р.

 

1. Определите объект моделирования, метод моделирования и цель:

Задача

Объект

Метод

Цель

Художнику заказывают нарисовать пейзаж.

 Часть природы, окружающего мира (лес, поляна… )

Наблюдение за объектом, создание рисунка (информационной модели) по подобию объекта

 Познание окружающего мира, природы, особенностей природы  данного края или местности

Биологу поручают исследование популяции дрозофилы.

 Мелкие мушки – Дрозофилы

 Наблюдение за объектом, изучение поведения объекта, его жизнедеятельности

 Понимание того, как устроен объект, законов развития и взаимодействия с окружающей средой; Прогнозирование последствий от  воздействий на объект.

Для покупки квартиры нужно взять в банке кредит.

 Кредитная программа банка

Изучение условий кредитования, Сбор необходимых документов, произведение 
математических расчетов

 Управление объектом или процессом и определение наилучших способов управления

 

5.      (у инт.доски таблица) Объясните различие моделей бабочки с точки зрения биолога, художника, рыболова, скульптора, фотографа:

 

6.       

 

Модель бабочки

Биолог

Засушенная бабочка

Художник

Рисунок

Рыболов

Наживка

Фотограф

Фотография

Скульптор

Скульптура

 

 

 

 

 

 

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель

Информационная модель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2019