Информационно-познавательный классный час для старших классов
Оценка 4.7
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
04.11.2019
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Дети выступают в роли ведущих информационно-развлекательного канала. Канал может «выходить в эфир» с определенной периодичностью. Первый выпуск информационного канала может пройти по шаблону, предложенному в сценарии, затем дети сами начинают ориентироваться в информации, собирать факты с определенной направленностью. Такая форма работы способствует развитию детей: возрастает познавательная активность, повышается речевая культура, улучшается микроклимат в классе. Материалы для выступлений дети могут брать из газет, журналов, телепередач, из Интернета. Но главным источником информации должна стать книга. В последнее время появились целые серии популярных детских изданий: справочники, энциклопедии, дайджесты. Дети увидят, что работа с этими изданиями, участие в информационном канале могут стать хорошим способом самоутверждения
klassnyij-chas-delovaya-igra.docx
Информационно-познавательный классный час для
старших классов
Дети выступают в роли ведущих информационноразвлекательного канала.
Канал может «выходить в эфир» с определенной периодичностью. Первый выпуск
информационного канала может пройти по шаблону, предложенному в сценарии,
затем дети сами начинают ориентироваться в информации, собирать факты с
определенной направленностью. Такая форма работы способствует развитию
детей: возрастает познавательная активность, повышается речевая культура,
улучшается микроклимат в классе. Материалы для выступлений дети могут брать из
газет, журналов, телепередач, из Интернета. Но главным источником информации
должна стать книга. В последнее время появились целые серии популярных детских
изданий: справочники, энциклопедии, дайджесты. Дети увидят, что работа с этими
изданиями, участие в информационном канале могут стать хорошим способом
самоутверждения.
Цели: ознакомить детей с событиями в мире науки; расширять кругозор детей;
формировать позитивное отношение к таким качествам, как наблюдательность,
любознательность, воспитание уважительного отношения к умственному труду;
побуждать к поиску информации, к саморазвитию, к активной жизненной позиции;
развивать познавательные навыки, умения ориентироваться в информационном
пространстве, критическое мышление.
Форма проведения: ролевая игра.
Подготовительная работа: для первого выпуска канала учитель назначает
ведущего, «репортеров», знакомит их с примерным содержанием выступлений
(можно сделать ксерокопию, разрезать по количеству участников).
Оборудование: подшивки газет, журналов, справочники, энциклопедии.
Оформление:
у классной доски полукругом расставить стулья, отодвинув
передние парты;
на доске написать содержание информационного канала (переписать из плана
классного часа).
План классного часа
I. Вступительное слово. Представление.
II. Информационный канал «Эврика»
1. Зачем нам айкью?
2. Горячие новости.
3. Это любопытно.
4. Научный хит.
5. Крупным планом.
6. Курьезные истории.
7. Трибуна.
III. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово. Представление
Ведущий 1.
Предлагаем вам очередной выпуск нашего классного
информационного канала «Эврика!».
Сегодня мы вновь погружаемся в мир науки. Новости, любопытные факты,
обзоры, хиты, шутки ученых и студентов вот содержание сегодняшнего выпуска. II. Информационный канал «Эврика»
Зачем нам айкью?
Ведущий 1. Что такое интеллект? Многие скажут, что это синоним ума, это
мыслительная способность человека. А как измерить ум? И нужно ли это делать? Об
этом рассказывают {имена, фамилии).
Ведущий 2. Многие фирмы, принимая на работу сотрудников, заставляют их
проходить тесты для измерения интеллекта. Первые такие тесты появились еще в
Древнем Китае. В зависимости от результатов кандидат попадал в один из трех
классов: обычный чиновник (1 из 100 кандидатов), мандарин (1 из 100 чиновников) и
инспектор (1 из 100 мандаринов). Таким образом, на самом верху оказывались самые
интеллектуальные жители Китая.
Ведущий 3. В начале XX в. ученые создали систему определения умственного
развития детей. Эта система получила название «айкью» по первым буквам
английских слов Intelligence Quotient (коэффициент интеллекта). Потом по этой
системе стали определять интеллект и у взрослых людей.
IQ обычного человека примерно 85115 баллов. У умственно отсталых людей
этот показатель ниже 70.
Ведущий 2. Примерно каждый из 200 показывал интеллект на уровне 140
баллов. Чаще всего это были студентыотличники. Ученые отметили и такую
закономерность: люди с низким IQ (меньше 85) чаще страдают от болезней,
бедности, безработицы, да и преступность среди них в 4 раза выше, чем у людей с
высоким IQ. А вообще, человечество с каждым годом умнеет его средний IQ
ежегодно увеличивается на единицу.
Ведущий 3. Средний IQ различается по странам. В Германии средний 125, в
Австралии 130, а в Индии, которую причисляют к странам третьего мира, 140! Это
самый высокий средний коэффициент.
Все, у кого IQ свыше 140, могут быть приняты в международную организацию,
которая называется Менса. Во всем мире таких людей сейчас около 100 тысяч.
Горячие новости
Ведущий 1. Горячие новости науки и техники. Их можно узнать из научно
популярных журналов, из газет, и Интернета. Все самое интересное в обзоре
{имена, фамилии).
Ведущий 4. Самые известные научнопопулярные журналы «Наука и жизнь»,
«Техника молодежи», «Знания сила», «Юный натуралист», «Моделист
конструктор» и другие. Есть много научно популярных сайтов и в Интернете. На их
страницах постоянно печатаются новости мировой науки, сенсации, загадки,
головоломки, занимательные материалы. Те, кто интересуется техническим
творчеством, тоже найдет здесь немало интересных идей. Меня, например,
заинтересовали такие факты (коротко пересказывает).
Ведущий 5. А вот новость из журнала «Техника молодежи» (№ 3,2008). Первому
прогнозу о том, что мировые запасы нефти вот вот иссякнут, более 130 лет. Его
сделал в 1875 г. американский геолог Ньюберри. С той поры такие предсказания
появляются с завидной регулярностью и с завидной же регулярностью не
сбываются. Ученые считают: неточность прогнозов связана с несовершенством
современных методик оценки запасов полезных ископаемых.
Ведущий 4. И 2 новости из Интернета*: американские психологи опровергли миф
о женской болтливости. Считалось, что женщины говорят 20 тысяч слов в день, а
мужчины всего 7. Но ученые в ходе эксперимента доказали, что и женщины, и
мужчины произносят примерно 151 б тысяч слов в день. Ведущий 5. А один немецкий врач доказал, что любители телевизора подрывают
свое здоровье: чем больше времени проводят пациенты перед телеэкраном, тем
чаще они болеют.
Это любопытно
Ведущий 1. Любопытные факты из мира науки можно найти и в книгах. Об этом
рассказывают {имена, фамилии).
Ведущий 6. Историю человечества можно представить и как череду событий, и
как серию биографий выдающихся людей, можно показать ее через историю
литературы, искусства, через историю войн. Такова идея популярной книжной
серии, которая называется «100 великих». Великие россияне, великие битвы,
великие чудеса природы, великие гении, великие тайны Вселенной.
Ведущий 7. Нас заинтересовала книга «100 великих изобретений». За всю
историю человечества было сделано столько изобретений! Как же отобрать из них
самые важные? Авторы книги решили, что величайшим можно считать только такое
изобретение или открытие, которое очень заметно изменило жизнь человеческого
общества.
Ведущий 6. Больше всего таких изобретений относится к сфере транспорта:
весло, лодка, колесо, повозка, парус, пароход, самолет, ракета. На втором месте
орудия труда: рубило, прялка, гончарный круг, рычаг, мельница. На третьем месте
изобретение новых материалов: бронза, железо, бумага, сталь, железобетон. В
книге рассказывается об изобретениях в военном деле, сфере информации, связи,
электроники. А в области медицины авторы выделили только 2 изобретения:
прививка оспы и пенициллин.
Ведущий 7. Еще одна книга из этой серии «100 великих чудес природы».
Большую часть занимает описание чудес России. Остров Врангеля, Курильские
острова, остров Валаам прямо маршруты для путешествий.
Ведущий 6. Озеро Байкал. Самое глубокое озеро планеты. Глубина 1637 м. Но,
оказывается, это еще и самое старое озеро Земли ему около 3040 миллионов лет.
А другим озерам Земли только Десятки тысяч лет. В Байкале обитают 1200 видов
животных, 3/4 из них нигде в мире не встречаются. Например, абсолютно
прозрачная рыбка голомянка, байкальская нерпа, байкальский омуль. Чудесна
природа Байкала, дикая, нетронутая, почти необитаемая настоящий рай для
современных робинзонов.
Ведущий 7. Еще одно чудо природы красноярские столбы. Это скалы
причудливой формы на берегу Енисея, напротив Красноярска. Очертания их
напоминают какието фигуры, поэтому имеют названия: «Дед», «Бабушка»,
«Внучка», «Большой Беркут», «Воробушки», «Верблюд», «Бегемот». В середине XIX
в. первые смельчаки стали взбираться на скалы, причем без всякого альпинистского
снаряжения и без страховки. С тех пор скалолазание стало любимым развлечением
молодежи. Причем молодежь и установила неписаные правила охраны природы в
этом заповедном уголке.
Ведущий б. Для тех, кто считает, что в мире не осталось белых пятен, еще одна
книга серии «100 великих загадок природы» Тунгусский метеорит, зыбучие пески,
поющие барханы, цунами, торнадо, загадки мирового океана, таинственные
самоубийства китов не сотни, а десятки тысяч загадок ждут ответа. И каждый день
ученые раскрывают все новые и новые тайны.
«Научный хит»
Ведущий 1. Научным хитом сегодня у нас будет бионика. Что это за наука,
расскажут (имена, фамилии).
Ведущий 8. Бионика это наука, которая ищет в природе решение технических
проблем. Одним из первых использовал бионику французский инженер Густав Эйфель для своей знаменитой Эйфелевой башни. В 1889 г. в качестве образца он
взял бедренную кость человека. Инженер обнаружил, что внутри этой кости много
маленьких косточек, которые берут на себя часть нагрузки и не дают кости
сломаться под тяжестью человека.
Ведущий 9. Другая знаменитая идея, взятая у природы, при шла к ее автору
случайно. Швейцарский инженер Джордж Местрал во время прогулки с собакой
заметил, что к шерсти ее часто прилипали какието растения. Это были плоды
дурнушника (репейника) Устав постоянно чистить собаку, инженер решил выяснить
причину, по которой сорняки прилипают к шерсти. На этом растении он обнаружил
маленькие крючочки. В результате инженер сделал открытие запатентовал
удобную «липучку» Velcro, которая сегодня широко используется при изготовлении
не только военной, но и гражданской одежды.
Ведущий 8. Много решений заимствовано у живой природы. Классический
пример висячие мосты. Обычно мосты строили на опорах. Но вот понадобилось
соорудить переход через глубокую впадину. Поставить опору было невозможно. И
тут инженер обратил внимание на паутину, переброшенную между деревьями. Так
родился проект небывалого моста.
Ведущий 9. Паутина подсказала решение и советским инженерам. Они заметили,
что при самом сильном ветре, который ломает деревья и сметает все на своем пути,
паутина остается невредимой. По образцу такого «чуда» люди смоли построить
крышу здания. Конструкция оказалась не только прочной, но и дешевой, что
позволило сэкономить около пятой части материалов.
Ведущий 8. В наше время появились новые технологии, новые материалы,
которые позволяют копировать природные конструкции с небывалой точностью. Так,
несколько лет назад ученые смогли проанализировать ДНК пауков и создать
искусственный аналог шелковидной паутины кевлар.
Ведущий 9. Природа может подарить человеку бесчисленное количество идей:
высокие скорости передвижения дельфинов, способность рыб и птиц
ориентироваться в пространстве, кита справляться со злокачественными
опухолями и много других. С помощью современных компьютерных технологий
ученые обязательно воплотят эти идеи в технике.
Крупным планом
Ведущий 1. В рубрике «Крупным планом» мы рассказываем о выдающихся людях
и их судьбах и характерах. Сегодня эту рубрику представляет (имя, фамилия).
Ведущий 10. Мы расскажем несколько эпизодов из жизни великого русского
ученого, имя которого вам очень хорошо известно. Попробуйте угадать, о ком идет
речь.
Ведущий 11. Он считал, что нужно изнурять себя работой, если хочешь чегото
достигнуть. В его трудолюбии, терпении и упорстве была какаято богатырская
русская былинность.
Ведущий 10. Высокий, широкоплечий бородач, с длинными русыми волосами (мы
его почемуто представляем стариком), с ярко синими глазами, удивительно
подвижный, весь какойто заметный, с богатейшей мимикой таким его описывали
современники.
Ведущий 11. В нем сочетались нежность и раздражительность. Он очень любил
возиться с детьми, устраивал им праздники, кормил, а на подчиненных мог
накричать и даже считал, что раздражение таить в себе вредно. «Ругайся себе
направоналево и будешь здоров», говорил он.
Ведущий 10. Однажды он пришел в Палату мер и весов в большом раздражении
и накричал буквально на всех, до сторожей включительно. Потом в кабинете сел в
кресло, улыбнулся и сказал весело: «Вот как я сегодня в духе!». Ведущий 11. Он был профессором Петербургского университета, и студенты
просто боготворили его. Им нравился его демократизм. Однажды на экзаменах
(студенты вызывались по алфавиту) один студент, подойдя к столу, представился:
«Князь В.»
На букву «К» я экзаменую завтра, резко сказал профессор.
Ведущий 10. Этот ученый прожил большую сложную жизнь. Солидный,
известный профессор, отец семейства, влюбился вдруг в девушку, студентку.
Мучился, плакал, понимал всю безрассудность этой страсти, приговаривал себя не
видеть ее. Уезжал за границу, усылал ее за тридевять земель, а сам, тоскуя, 4 года
писал ей письма и не отправлял, складывал в ящик, где хранил завещание.
Ведущий 11. Все его интересовало, кроме политики: металлургия, угле и
нефтедобыча, метеорология, воздухоплавание, агрономия. Громил спиритизм. С
гордостью писал: «Сам удивляюсь, чего только я не делывал в своей научной
жизни».
Ведущий 10. Неохотно ездил в гости, редко бывал в театре, но посещал все
художественные выставки, дружил с Репиным, Суриковым, Васнецовым, Крамским,
Шишкиным.
Ведущий 11. Свое главное открытие он сделал во сне. Но перед этим он много
месяцев обдумывал его. Накануне всю ночь он работал, а уже под утро, не
раздеваясь, повалился на диван и уснул. Здесь и явилась ему таблица. Он даже во
сне обрадовался своему открытию.
Вот теперь вы все догадались, что это... (Дмитрий Иванович Менделеев).
Оказывается, он был очень интересным человеком. Но большинство людей знают его
только как ученого, создателя периодической таблицы элементов. Кстати, когда
хоронили Менделеева, впереди огромной процессии несли его таблицу символ
бессмертия ученого.
Курьезные истории
Ведущий 1. Ученые это люди яркие, интересные. Многие из них становились
героями легенд, рассказов и курьезных историй. Небольшую коллекцию таких
историй подготовили (имена, фамилии).
Ведущий 12. Известно, что Михаил Васильевич Ломоносов отличался большой
физической силой. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском
острове. Ломоносов так разозлился, что одного уложил без чувств, другого с
разбитым лицом обратил в бегство, а третьего решил ограбить сам: снял с него
куртку, камзол, штаны, связал узлом и принес «добычу» домой. Недаром Пушкин
замечает: «С ним шутить было накладно».
Ведущий 13. Оказывается, знаменитый Альберт Эйнштейн в школе считался
тупым ребенком. Он очень поздно заговорил, был букой, чурался сверстников. «Из
вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», сказал ему один учитель в
гимназии. Хорошо, что Эйнштейн его не послушался!
Ведущий 12. Еще один факт из жизни Эйнштейна. Великий физик был
абсолютно безразличен к деньгам. Однажды фонд Рокфеллера вручил ему чек на
15 тысяч долларов. Эйнштейн тут же забыл об этом чеке и использовал его как
закладку в книгах.
Ведущий 13. Говорят, что в начале 20х годов XX века в Германии первая
женщинафизик защищала диссертацию по теме «Проблемы космической физики».
Одному журналисту это название показалось немыслимым для женщины. И он
написал в газете, что женщина защитила диссертацию по теме «Проблемы
косметической физики».
Трибуна Ведущий 1. Последняя рубрика классного канала называется «Трибуна». На
нашей трибуне открытый микрофон. Может быть, ктото хочет поспорить с
авторами сегодняшних материалов, у кого то вызвал сомнение источник
информации? Кто хочет высказаться, оставить критические замечания, пожелания?
{Дети встают, высказываются.)
Спасибо всем за внимание, за умные и дельные замечания. Время работы нашего
канала истекло. Следующее включение будет (называет дату). Ждем новых
интересных фактов, событий, новостей.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Какие впечатления остались от нашего канала? Кто вас
сегодня удивил? Захотелось ли и вам стать ведущими рубрик?
Литература
Голованов Я. Этюды об ученых. М.: Молодая гвардия, 1983.
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Информационно-познавательный классный час для старших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.