Информационные системы и здоровье
(рекомендации для педагогов и родителей)
В образовательном процессе широко используются средства ИКТ. Это является следствием не только стремительного технического развития, но и модернизации системы образования. Существует нормативная база, обосновывающая применение ИКТ в образовании и воспитании. К тому же, современная жизнь уже немыслима без компьютера и прочих средств коммуникации. Взрослые с удивлением и восхищением наблюдают за тем, как уже 4-5-тилетние дети легко и ловко справляются с компьютером, и родители часто восклицают при этом «Ах, какой смышленый! Ну прямо вундеркинд!», не всегда осознавая, какое воздействие оказывают ИКТ на ребенка. Их влияние может быть разным, поэтому важно соблюдать меру, помнить о здоровье, особенностях физического развития, используя ИКТ в образовании и воспитании.
Информационно-коммуникативные и технические средства оказывают такое воздействие на человека, которое может привести к разного рода последствиям.
1. В настоящее время многие дети мало двигаются. Причиной этому, как правило, бывает чрезмерно длительное, возможно, нерациональное выполнение домашних заданий. При этом притягательная сила телевизора и компьютера приковывает ежедневно многих школьников к экрану, забирая свободное время, предназначенное для прогулок и игр на свежем воздухе.
Исследования ученых показали, что средняя продолжительность просмотра телепередач школьниками в обычные дни составляет 2-2,5 часа, а в субботние и воскресные - 4-5 часов, то есть школьники приучаются к пассивной созерцательности. Часы, проведенные у экрана, повышают нагрузку на нервную систему, органы зрения.
Просмотр телепередач для детей младшего школьного возраста не должен превышать одного часа, среднего и старшего — 1,5 -2 часов подряд в дни меньшей учебной нагрузки.
Смотреть телепередачи в вечернее время следует, пользуясь источниками света. Лучше, чтобы источник света (торшер или настольная лампа) не отражался на экране и не находился в поле зрения. При просмотре в темной комнате происходит постоянная переадаптация, и глаза быстро устают. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего или чуть ниже. Расстояние до экрана, в зависимости от величины его, должно быть от 2 до 5 метров.
2. Истощение зрительной системы: работа за компьютером формирует своего рода синдром «застывшего взгляда», возникает ангиопатия сетчатки глаза, пересушивание слизистой.
3. Длительная телевизионная «нагрузка» на органы чувств часто приводит к повышенной возбудимости, что отрицательно влияет на процессы мышления. На следующий день после просмотра длительных вечерних телепередач учащиеся рассеяны, невнимательны, хуже выполняют школьные обязанности и домашние задания.
4. Каждый день все больше людей просиживают за экранами компьютеров по много часов – дома, в школе, на работе, и поэтому возникает вопрос о неизбежном влиянии электромагнитных излучений, исходящих от электронных компонентов компьютера. Конечно, компьютер – чудо 20 века. Ценность и незаменимость его оспаривать неразумно, но знать негативные стороны, влияющие на здоровье при работе с ним, просто необходимо.
К основным факторам неблагоприятного воздействия работы на компьютере можно отнести следующие:
- электромагнитное поле сложного спектрального состава в широком диапазоне частот (от 10 Гц до 1000 МГц);
- электростатический заряд на электронно-лучевой трубке монитора;
- ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучение;
- эргономические параметры экрана (мерцание, блики, контрастность);
- материалы, из которых изготовлен компьютер, могут выделять различные химические соединения.
На биологическую реакцию человека влияют такие параметры электромагнитных полей ЭВМ, как интенсивность и частота излучения, продолжительность облучения и модуляция сигнала, частотный спектр и периодичность действия. Кроме того, следует отметить и такие дополнительные факторы, характерные для пользователей компьютеров, как изменение аэроионного состава воздуха, увеличение нагрузки на зрение, стрессовые факторы, синдром длительной статической нагрузки. По результатам исследований, проведенных Центром элетромагнитной безопасности, в России лишь 15% компьютеров полностью соответствуют международным нормам, 31% - частично, а 54% абсолютно не соответствуют международным стандартам и требуют защиты как пользователя, так и окружающих людей. Долгая работа за компьютером отражается на состоянии главнейших систем – центральной нервной, сердечно-сосудистой и иммунной.
Необходимо учитывать, что наибольшее излучение компьютера не со стороны монитора, а со стороны задней стенки. Электронно-лучевая трубка – не единственный источник электромагнитных полей. Генерировать поля могут преобразователь напряжения питания, схемы управления и информирования информации на дискретных жидкокристаллических экранах и другие элементы аппаратуры. Поэтому и портативные компьютеры не безопасны. При этом они располагаются гораздо ближе к жизненно важным органам пользователя.
5. Риск использования ИКТ в младшем школьном возрасте связан с особенностями физиологического развития детей. существует сензитивный период (до 10 лет) для развития языка и речи, когда устанавливаются связи между правым и левым полушариями. От того, насколько гармонично будет проходить развитие в этот период, зависит дальнейшее развитие познавательной и эмоциональной сферы детей и подростков. Например, дети и подростки недостатками развития правополушарных и левополушарных взаимодействий в большей степени подвержены суициду. Таким образом, активное использование ИКТ в возрасте до 10 лет вместо активного развития речи ребенка влечет возможность возникновения нарушений развития. Этот процесс должен быть построен грамотно, использование ИКТ – дозировано.
6. ИКТ оказывают влияние на формирование и развитие коммуникативных навыков. Большое разнообразие социальных сетей способствует взаимодействию людей на разных уровнях и в разных формах, Интернет представляет массу возможностей. Но дети и подростки, как правило, не обладают достаточной коммуникативной компетенцией, чтобы избирательно и предусмотрительно относиться к сетевому общению, делать это грамотно. Такое общение происходит невербально, что не способствует активному развитию коммуникативных навыков. Как следствие – повышенная социальная тревожность, сниженная практика общения, трудности в сфере социального взаимодействия, появление агрессии, нарушение процесса социализации.
7. Безопасность в Интернете жестко отслеживается Службой безопасности в образовательных учреждениях, но не всегда обеспечена родителями дома. Необходимо помнить, что родители обязаны контролировать деятельность своего ребенка и заботиться о сохранности его жизни и здоровья, как физического, так и психологического. Интернет таит массу опасностей: группировки, вседоступность разного рода информации. Существуют, вместе с тем, как программные, так и воспитательные средства контроля.
Условия успешного труда за компьютером (рекомендации)
При покупке компьютера необходимо требовать у продавца удостоверение о государственной гигиенической регистрации и сертификат соответствия, выдаваемый Госстандартом.
1. Покупая компьютер, по возможности следует приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у распространенных мониторов с электронно-лучевой трубкой.
2. Устанавливать компьютер следует так, чтобы монитор в комнате стоял у стены или поставить его лучше в угол, чтобы излучение поглощалось стенами. Это обусловлено тем, что излучение от монитора имеет почти круговую направленность.
3. Компьютер должен быть заземлен. Это позволяет уменьшить уровень электромагнитного излучения в 1,5 - 2раза. Если приобрели защитный экран, то его тоже следует заземлить; для этого специально предусмотрен провод, на конце которого находится металлическая прищепка (не цеплять ее к системному блоку). Защитный экран должен иметь документы Минздрава о своей эффективности.
4. Максимальное время, проводимое за компьютером в смену, не должны сопровождаться перерывами от 30. минут до 1 часа. Более продолжительная работа за дисплеем приводит, кроме воздействия электромагнитных полей, к утомлению зрения, центральной нервной системы, гиподинамии.
5. Обязательно наличие компьютерного стола и специального стула. Самые простые правила работы перед монитором:
- нужно сидеть от него не ближе 50 см или на расстоянии вытянутой руки, так как любые излучения резко ослабевают с удалением от их источника;
- если есть отклонения от нормального зрения, достаточно приобрести нужные очки, чтобы не приближаться к экрану;
- удобное рабочее кресло, в котором можно откинуться на спинку, в значительной мере помогает решить практические вопросы безопасности перед монитором.
7. Для того чтобы избежать истощения зрительной системы, следует отходить от компьютера не реже чем каждые полчаса, причем, по возможности, как можно дальше от рабочего места. Работа за компьютером формирует своего рода синдром «застывшего взгляда». Его нужно преодолеть сознательно и просто - чаще моргать, тем самым снимается напряжение с мышц глазного яблока.
8. Не оставляйте компьютер включенным на длительное время, если его не используете. Это уменьшает его износ и полезней для здоровья.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.