Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.
Оценка 4.7

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
Взрослым
10.02.2017
Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.
Школа – особое образовательное пространство, в рамках которого формируется личность, осознающая свои возможности, ресурсы и способности для успешной самореализации. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания. Когда-то школа отказалась от идеологической направленности в системе образования, ее ценностей, традиций, что привело к тому, что воспитание отошло на второй план. Заменили воспитание образованием. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Инновационный образовательный проект.doc
Инновационный образовательный проект  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе. I. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА. Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в  начальной школе. 1.Обоснование актуальности проекта «Души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом  дожде ­ вере, надежде и смысле жизни. Если дождя нет, все в душе умирает,  хотя тело еще живет. Люди могут сказать: «В этом теле когда­то жил  человек». П. Коэльо. Школа – особое образовательное пространство, в рамках которого  формируется личность, осознающая свои возможности, ресурсы и  способности для успешной самореализации.  Современная социокультурная ситуация характеризуется многочисленными  негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого  российским обществом кризиса  духовности. В этой обстановке особенно  актуальным становится поиск путей и способов духовного воспитания детей. Духовное воспитание – новый для педагогов вид воспитательной  деятельности. Острой проблемой не только для школы, семьи, но и для всего нашего общества является проблема воспитания. Когда­то школа отказалась  от идеологической направленности в системе образования, ее ценностей,  традиций, что привело к тому, что воспитание отошло на второй план.  Заменили воспитание образованием. В  соответствии с требованиями ФГОС второго поколения,  «Концепции  духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России» программа духовно­нравственного развития и воспитания младших школьников является ориентиром для формирования всех разделов  основной образовательной программы начального общего образования. В национальной доктрине образования РФ воспитание заняло достойное  место и призвано обеспечить:      историческую преемственность поколений, сохранение,  распространение и развитие национальных культур, воспитание  бережного отношения к историческому наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; воспитание здорового образа жизни; экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе. В   каждом   из   направлений   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся   раскрывается   соответствующая   система   базовых   национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,   наука,   традиционные   религии,   литература   и   искусство, природа, человечество. В федеральном Законе об образовании от 10 июля 1992 г. записано: Ст. 2. Принципы государственной политики в области образования: Государственная   политика   в  области   образования,  основывается   на   следующих принципах: гуманистический  характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни   и   здоровья   человека,   свободного   развития   личности.   Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семьи. Ст.14. Общие требования к содержанию образования: П.2. Содержание образования должно обеспечивать: интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Так как я работаю в национальной школе, где родной язык ­ татарский, я   буду раскрывать воспитательный потенциал одной из мировых религий ­ ислам. Татарский народ вот уже более 10 веков исповедует эту религию. Воспитание духовности, уважение к ценностям культуры и народу, осмысление религиозных   и   философских   учений,   формирование   мировоззрения   и толерантности   является   главным   аргументом   использования   элементов исламской культуры в  учебно ­ воспитательном процессе. Культурно   ­   нравственные   ценности   ислама   рассматриваются   как   одно   из направлений формирования духовной культуры школьников. В   начальной   школе   ценности   ислама   в   воспитательной   работе   в   основном реализуются на представленческом уровне и используются как общечеловеческие ценности при формировании нравственных качеств личности. Рассмотрим качества личности, которые составляют нравственную  основу в исламе. Положительные качества личности Отрицательные качества личности ( которых следует формировать в  школе) (негативные стороны, которых надо  изживать) Сострадание: уважение к старшим,  забота о младших,  доброта,  послушание, чуткость,  сопереживание, любовь, нежность,  сердечность, миролюбие. Великодушие: умение прощать,  милосердие, благодарность,  искренность, вежливость,  бескорыстие. Ответственность:  дисциплинированность,  исполнительность,  чувство долга,  обязательность,  трудолюбие,  упорство,  послушание,  умение  владеть собой,  самостоятельность,  прилежность, самоотверженность. Недоброжелательность: грубость,  злость, враждебность, жестокость,  насилие, месть, насмешка, ярость,  гнев. Зависть: недоверие, злословие,  клевета, придирчивость,  злопамятство, каприз, любопытство,  осуждение, ревность, сплетня. Пессимизм: забывчивость,  замкнутость, лень, праздность,  равнодушие, легкомыслие. Невежество: тупоумие, заблуждение, глупость, несдержанность,  болтливость. Скупость: жадность, индивидуальность, стяжательство,  хамство, мелочность. Тщеславие: высокомерие, гордость,  эгоизм, наглость, зазнайство,  задиристость, самодовольство,  самонадеянность, самоуверенность,  хвастовство, слава, самомнение. Лицемерие: кокетство, лесть,  луквство, несправедливость, низость, подхалимство, притворство,  угодничество, услужливость,  хитрость, ябеда, лесть. Предательство: недоверие, измена,  ложь, трусость, мнительность,  обман, продажность, скрытность,  страх, донос. Активная жизненная позиция:  инициативность, мужество,  заинтересованность,  самокритичность, решительность,  коллективизм, настойчивость, сила  воли, справедливость. Человечность: правдивость,  честность, верность, мудрость,  откровенность, достоинство. Совесть: благородство, стыд,  обязательность, память, чувство  вины, порядочность, угрызение  совести. Общительность:  доброжелательность, умение  радоваться успехам других,  щедрость, благородство, доброта,  юмор, понимание, дружба. Чистота (внутренняя, внешняя):  опрятность, собранность,  скромность, бережливость,  твердость, благородство, строгость. Сравнивая две таблицы положительных и отрицательных качеств личности,  убеждаешься, что воспитание духовной, нравственной культуры дело не из  легких. Школа, семья ­ вот основная база формирования духовности,  человечности. Основы ислама базируются на благочестии, нравственных принципах жизни  человека. Наше село Большой Чирклей большое, действительно. Здесь живут одни  татары. Поэтому у нас сохранились все традиции, обряды, обычаи  мусульманского народа. В наших семьях дети «с молоком матери» воспитываются на исламских  традициях. Нам, учителям, в своей воспитательной работе, да и в учебном  процессе, остается повторить, закрепить эти истины. Всем известно, что больше всего ребенок усваивает, запоминает в детском  возрасте. Если мы в младшем школьном возрасте будем прививать интерес к  жизни своего народа, к своим традициям, обычаям, то мы сохраним свою  национальную культуру. Основой нравственного кодекса и духовной культуры в исламе является  Коран. На протяжении многих веков Коран является азбукой нравственности для  многих поколений, так как в нем сосредоточены моральные нормы  жизнедеятельности человека. Священный Коран был ниспослан для того, чтобы люди его читали,  старались понять, поступали согласно его установкам и применяли их в  течение всей своей жизни. ( Аллах приводит нам в Коране примеры из прошлого, чтобы все люди,  жившие и живущие на земле, извлекли бы из участи народов прошлого уроки  и не совершали бы их грехов и богопротивных деяний). Ислам придает большое значение хорошим нравам. Так, пророк Мухаммад  ( с. а. в.) говорил: « Среди мусульман совершенный в вере тот, кто  совершенен в нравах»… В Коране уделяется большое значение этике, справедливости, праведности,  великодушию, милосердию, уважению к родителям, щедрости,  чистосердечности, тактичности, толерантности, миру, любви и чести. Порицаются такие явления как: насилие. Бесправие, террор, лицемерие,  зависть, жадность, эгоизм, расточительство, гордость, вражда, брань и т.д. Воспитание детей с соблюдением нравственных норм Корана развивает в них разум и зрелость, отзывчивость и почтительность. В школах, где учатся дети, воспитанные в соответствии с нормами Корана, не существует проблемы с  дисциплиной. Обучение происходит в спокойной, созидательной обстановке. Важным компонентом духовной культуры школьников является  нравственность.  Нравственность является важным фактором в жизни  общества, нации и человека.  Что же такое нравственность? Слова «нравственность», «мораль», «этика»  близки по смыслу. Под нравственностью понимаются принципы, ценности,  нормы, определяющие человеческое поведение. Нравственная культура  имеет два основных аспекта: ценности и правила поведения.           В   качестве   нравственных   ценностей   можно   назвать   честность,   верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм и другие. Правила   поведения   ориентированы   на   нравственные   ценности.   В   любой национальной   культуре,   мировой   религии   существует   определенная   система общепризнанных нравственных норм, правил. Так, в исламе такой системой является шариат. Ценности и нормы тесно связаны друг с другом. Если честность есть нравственная ценность, то норма поведения: «Будь честен». Золотым  правилом  нравственности   является  тезис: «Поступай  по   отношению  к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Вот перечень некоторых принципов из исламской этики: Хотеть для других того, чего желаешь для себя, и наоборот, не хотеть для других того, чего не желаешь для себя. Быть таким, каким выглядишь, и выглядеть так, какой ты есть. К младшим­ с любовью, к старшим­с уважением. Прощать, быть великодушным, не искать недостатков у других.                Уметь сдерживать гнев. Уметь держать данное слово, выполнять договоренности. Оставаться на праведном пути. Быть доверительным. Сторониться гордыни и быть скромным. Сторониться скупости, алчности и быть щедрым. Быть терпеливым во всех отношениях. Всегда быть справедливым. Быть внимательным в сохранении материальной и духовной чистоты. Быть внимательным в сохранении данного Аллахом здоровья. Проводить свободное время в благих делах. Ученые разных исторических эпох, народов и мировоззрений сходились на том, что человек как разумное существо обладает способностью познавать мир. И знания человека являются тем богатством, которое делает человека человеком, совершенствует его духовный мир. Сегодня многие ученые ­ исламоведы рассматривают ценности ислама как цельное учение о смысле земного существования человека, в жизни которого науке отведено особое место. Достаточно сказать, что в Коране более 700 раз можно встретить сюжеты, связанные  с наукой и образованием. Кроме Корана, нравственно­этические нормы человеческого существования раскрывают и мусульманские хадисы. Я считаю, что они могут служить темой внеклассных мероприятий, так как несут богатую смысловую нагрузку. Включение   в   содержание   воспитательной   работы   культурно­нравственных ценностей   ислама   будет   способствовать   формированию   целостных,   системных знаний учащихся об этой культуре. Ни   один   урок   в   начальной   школе,   особенно   уроки   литературного   чтения,   не проходят так, чтобы не были использованы  или пословица, или поговорка. Почему бы наряду с ними не использовать и хадисы?! Тем более сейчас появляется все больше литературы об исламе. Мне очень помогает в моей работе с младшими школьниками книга «40 хадисов в рассказах   для   детей»,   автор   М,Яшар   Кандемир.   Эти   тексты   можно   изучать параллельно с текстами программного материала. Да и в Интернете можно найти богатый материал! Крылатыми   выражениями,   афоризмами   являются   мусульманские   хадисы,   в которых   выкристаллизовывалась   вековая   мудрость   многих   мусульманских народов. Такие  качества   человека,  как  доброта,  доброжелательность,  умение  радоваться успехам других, отзывчивость, щедрость очень ярко представлены в следующих хадисах:             Тем, что знаете, поделитесь с другими и научите их. Не будьте обузой для людей. Лучше оставаться одиноким, чем иметь плохого друга. Чего желаешь самому себе, того желай и другим. Тот, кто вспылил, пусть замолчит немедленно. Негостеприимный  человек ­ неполноценный человек. Вознаградите тех, кто сделал вам добро. Добрые дела сделайте без шума. Аллах щедр и любит щедрых людей. Ответить на приветствие и письмо обязан каждый. Не будет разочарован тот,  кто  совершая свои дела, советуется с другими. Пища от  щедрого ­ лекарство, пища от скупого ­ недуг. При проведении воспитательных бесед учителю помогут мусульманские хадисы. Хадисы, посвященные личности мусульманина. Мусульманин  приветствует словом и рукой. Тот, кто обманывает, тот не из нас. Человек, лишенный мягкости, недобрый человек. Старайся не ссориться с людьми, будь добр с тем, кто плохо с тобой обошелся, и говори правду даже в том случае, если она не в твоих интересах. Не   поднимайте   человека   с   его   места,   чтобы   самому   сесть,   а   старайтесь расширить и всем дать место. Не   завидуйте     друг   другу,   не   испытывайте   друг   к   другу   ненависти,   не прислушивайтесь к беседующим. Не выискивайте недостатки у других людей, не ссорьтесь. Подхалиму закрывайте уста. Быть доносчиком недостойно. Не знающий стыда может сотворить всякое. Услышать – это не то, что увидеть. Не отдаляйтесь друг от друга ибо отбившуюся от стада овцу утаскивает волк. За одно благое дело воздастся десятикратно. Правоверный­ зеркало правоверного. Правоверный­ брат правоверному, Он не причинит ему зло так же как и не оставит его в руках злодеев. Слушайся своего отца. Совет мой­ каждому оказывать помощь своей матери. Правдивость ведет к добру, а добро ведет человека в рай. Милостыня не уменьшает благосостояния. Смотрите на тех, кто ниже вас,  а не на тех, кто выше.                      Не   будьте   завистливыми.   Зависть   словно   пожирающий   дрова   огонь растрачивает добрые дела. Увидевший творящееся зло пусть предотвратит его своими руками. Если не сможет предотвратит  руками, пусть предотвратит словом. Если не может и этого пусть отвергнет это зло в сердце. Программа развития школы по теме «Реализация этнокультурного компонента в сельской школе» направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно­нравственное   и   интеллектуальное   развитие,   социальное   и   личностное становление.   Для   реализации   проекта   в   образовательном   учреждении   имеются необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития,   организована   творческая   группа   по   разработке   инновационного проекта,   создана необходимая материально­техническая база. Проект направлен  на обеспечение духовно­нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно­значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического   коллектива   школы,   семьи   и   других   институтов   общества   в соответствии   с   требованиями   проекта   Федерального   государственного образовательного стандарта В нашей школе наработан определённый опыт по духовно­нравственному и патриотическому воспитанию школьников, чему способствовала совместная деятельность   всех   участников   образовательного   процесса   и   социума: педагогического коллектива, родителей, школьников, а также общественных организаций  села Б. Чирклей. На протяжении ряда лет воспитательная работа классных руководителей в нашей школе выстраивалась по основным направлениям: Моя малая Родина. Школьный музей. Защитники Отечества. Ислам и здоровый образ жизни. ? Семья. Гражданское общество. Культура мира. Знания – экология. Целью воспитательной  работы является воспитание школьника с высокой демократической   культурой,   способного   к   социальному   творчеству, умеющего   действовать   в   интересах   совершенствования   своей   личности   и всего общества. В связи с этим мы сформулировали следующие задачи: Поддержка становления активной жизненной позиции школьника. Формирование   гражданского   самосознания,   ответственности   за   судьбу Родины. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся. Формирование   у   учащихся   потребности   к   самосовершенствованию   и саморазвитию. Поддержка общественно­значимых инициатив подростков. Формирование   гуманистического   отношения   школьника   к   окружающему миру. Создание условий для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей. В   школе   на   педсоветах,   заседаниях   МО   учителей   начальных   классов,   на родительских   собраниях     рассматривались   формы   и   методы   работы   по духовно­нравственному   воспитанию   учащихся.   Была   создана   творческая группа педагогов и родителей для разработки школьной комплексно­целевой программы «Духовно­нравственное развитие школьников». Наряду   с  положительным   опытом  работы   выявлены   негативные   факторы, влияющие на формирование нравственной личности гражданина и патриота России.  К ним относятся: ­  недостаточная правовая и психолого­педагогическая  компетентность как родителей, так и отдельных педагогов; ­    отсутствие   у   педагогов   специализированных   курсов   повышения квалификации по данному направлению; ­   недостаточность   учебно­методического   комплекса   по   духовно­ нравственному развитию школьников. В то же время педагоги справедливо отмечают ослабление внимания части  родителей к воспитанию своих детей, снижение роли семьи в формировании личности   ребёнка,   что   не   может   не   сказываться   на   результатах   работы школы. Таким,   образом,   все   указанные   проблемы   показывают,   что   многолетняя работа   по   духовно­нравственному   развитию   школьников   должна   быть систематизирована и продолжена на новом этапе разработки и реализации инновационного образовательного проекта.   Инновационный проект разработан на основе: 1.   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина России; 2.  Программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ФГОС); 3. Закона РФ «Об образовании».  4.Закона  РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка».  5.Конвенции о правах ребёнка.    Муниципального   6.Устава учреждения Большечирклейская   средняя   общеобразовательная   школа   Николаевского района Ульяновской области. общеобразовательного   7.Локальных актов.  8.  Программы развития школы. 9.  Опыта практической деятельности школы по данному направлению. Проект   направлен   на   обеспечение   духовно­нравственного   развития обучающихся   в   единстве   урочной,   внеурочной   и   общественно­значимой деятельности   в   условиях   совместной   работы   педагогического   коллектива школы, семьи и других институтов общества. Проект выполняет функции: ­ воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную; ­ формирование  личности  с  чувством  человеческого  достоинства  и  долга перед   своей   страной   и   народом,   человека   культурных   традиций многонационального народа Российской Федерации; ­   освоение   базовых   ценностей   российского   общества:   патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, милосердие, справедливость; ­ принятие фундаментальных понятий: человечество, семья, здоровье, труд, наука, искусство, природа; ­ приобщение к культурным национальным ценностям российского общества в контексте формирования гражданской идентичности; ­   формирование   уклада   школьной   жизни,   включающего   все   сферы жизнедеятельности участников образовательного процесса; ­   стимулирование   активной   гражданской   позиции,   потребности   духовно­ нравственного развития.   сформулированная   в   Концепции,   духовно­нравственного развития   определяет Цель   образования, фундаментальность   человека: «Высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России, принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укорененный   в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».   2.          Сфера применения проекта Данный  проект может применяться в любых образовательных учреждениях. Принципы,   задачи   и   цели,   общие   положения   проекта   сохраняются   и   при использовании   его   в   дошкольных   учреждениях   дополнительного образования,   претерпевают   изменения   содержание   и   отдельные   методы работы   по   духовно­нравственному   развитию   в   зависимости   от   уровня педагогической   культуры   родителей,   от   результатов   диагностики   всех участников   образовательного   процесса.   Необходимо   учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности воспитанников.  3.          Концепция духовно­нравственного развития. Данный проект построен на следующих концептуальных положениях: сила любого государства определяется нравственностью и моральным духом её граждан. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно­нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу; ∙   детская   и   подростковая   преступность,   наркомания,   проституция,  беспризорность,   вошедшие   в   повседневную   жизнь,   являются   следствием уничтожения   старых   устоев.   Составной   частью   образования   является гражданско­патриотическое и духовно­нравственное воспитание молодёжи, основанное на сохранении и приумножении исторических традиций, в духе любви   к   малой   и   большой   Родине,   гордости   за   исторические   свершения, преемственности   поколений   и   ответственности   за   будущее.   Особенно актуальной эта сфера является в настоящее время, когда многочисленные политические движения, религиозные организации, криминальные структуры занимают открытые сердца, ум и души молодёжи, а СМИ в большинстве своём являются коммерческими предприятиями;   современным семьям и педагогам досталась сложная проблема – проблема двойственности морали и поведения людей. Такая двойственность – беда и для человека, и для общества в целом. Для решения этой проблемы, прежде всего, важно согласовывать социальные условия жизни и образовательную цель. Ввиду того, что старые идеалы в нашем обществе рухнули, а новые ещё не   утвердились,   духовно­нравственное   воспитание   и   развитие   должно опираться на сложившиеся веками общечеловеческие ценности: знания, труд, мир, человек как высшая ценность, родина и т.д. А условиями реализации этих   направлений   является   комплексная   программа   «Система   духовно­ нравственного развития учащихся как основа   образовательной программы сельской школы». 4.  Описание системы целей и задач с их обоснованием. Цели и задачи духовно­нравственного воспитания В области формирования личностной культуры: ­          реализация творческого потенциала в игровой, учебной, социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; ­          укрепление   волевых   качеств   согласно   совести,   справедливости   и чести; ­          формирование   самоконтроля   и   самооценки   поступков   на   основе нравственных обязательств; ­          освоение   теории   базовых   ценностей   человечества   и   практики осознанного нравственного поведения; ­         осуществление морального выбора и ответственности за результаты; ­         осознание ценности человеческой жизни, нравственного и физического здоровья, эстетических чувств. В области формирования социальной культуры: ­         формирование основ российской гражданской идентичности; ­          развитие навыков сотрудничества, взаимодействия  в разных сферах деятельности; ­          становление   свободы   выбора,   критического   отношения   к   себе   и другим; определение своей позиции; принятие мнения других и выражение плюрализма в разных проявлениях; ­         развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, доверия и сопереживания другим людям; ­          формирование   толерантности   и   основ   культуры   межэтнического общения,   уважения   к   языку,   религиозным   убеждениям   и   образу   жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: ­         осознание статуса семьи как основы общества; ­         укрепление семейных связей, уважительного отношения к родителям и всем членам семьи; ­          содействие   семье   в   формировании   доброжелательных   отношений, комфортного морально­психологического климата; ­         культивирование семейных традиций, духовной связи поколений; ­          формирование поведенческих социальных ролей  в укладе семейной жизни.   Основные направления духовно­нравственного развития   Организация духовно­нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям: направление ценности воспитание гражданственности   и   и патриотизма любовь   к   России,   своему   народу,   своему   городу, закон   и   порядок,   правовое   государство, гражданское   общество,   свобода   личная   и национальная, поликультурный мир Воспитание   нравственных чувств   и   этического сознания   Жизнь   и   смысл   жизни,   нравственный     выбор, справедливость,   честь,   достоинство,   милосердие,   равноправие,   свобода   совести, чувство   долга,   толерантность,     духовная   культура   и   светская этика, принципы морали Воспитание трудолюбия Творчество   и   созидание,   стремление   к   познанию, бережливость, ответственность, инициативность Формирование   здорового образа жизни Здоровье нравственное, психологическое, нервно­психическое и социальное физическое,     Экологическое воспитание Окружающая   природа, экосистема, планета Земля   заповедные   зоны, Этическое воспитание Красота,   гармония,   духовный   мир   человека, самовыражение   в   творчестве, нравственные идеалы   искусстве,   Все   направления   составляют   комплексную   систему   воспитания   и образования   учащихся.   На   основе   этой   системы   разрабатываются   задачи, виды и формы деятельности коллектива педагогов, учащихся и родителей для   достижения   результатов   духовно­нравственного   развития   граждан нашего общества.  Принципы построения содержания программы.  Содержание   программы   предполагает   уход   от   набора   мероприятий   по разным   направлениям   школьной   деятельности   к   формированию   уклада школьной жизни. Для его построения необходимо интегрировать основные виды деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественную,   трудовую,   досуговую     в   системе   базовых   нравственных ценностей с учетом следующих принципов: ­          принцип   ориентации   на   идеал;   он   способствует   единению   всех субъектов школьной жизни; ­          принцип следования нравственному примеру; этот принцип является ведущим в социальном опыте ребенка; ­          принцип идентификации; выбор образа, подражание, отождествление себя с идеалом – характерные черты детства; ­         принцип диалогического общения; ­          принцип     полисубъектности     воспитания;  ценности  формируются  в многоплановой   деятельности     игровой, коммуникативной, социальной;   информационной, – ­          принцип   системно­деятельностной   организации   воспитания;   он объединяет   урочную,  внеурочную,  внешкольную   работу   на   фоне   учебной, семейной и общественной деятельности.  5.  Содержание духовно­нравственного развития. Основное содержание процесса духовно­нравственного развития составляет система мероприятий для учителя и для ученика. Учитель: Осваивает философию содержания духовно­нравственного развития; Осваивает методы социального проектирования и компетентного подхода; Придерживается демократического стиля работы, стремится к компромиссу, умеет слышать и поддерживать собственное мнение ребёнка, имеет высокую коммуникативную культуру.  Ученик: Осваивает систему ценностей, основанную на признании многообразия мира и толерантности; Участвует в общественной жизни школы; Умеет   давать   нравственную   оценку   всех   компонентов   жизни,   общества, истории, политики, культуры.  Содержание программы должно объединить школу, семью и общество в   обеспечении   полноценной   жизни   детей   на   основе   общепризнанных духовно­нравственных ценностей.  Задачи духовно­нравственного развития и виды деятельности Воспитание гражданственности и патриотизма: знание политического устройства государства, важнейших законов, символов Российской Федерации и Ростовской области; знание   институтов   государственно­общественного   управления   на   всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном; конституционные права и обязанности граждан РФ; понимание гражданской активной позиции в обществе; уважительное отношение к русскому языку как государственному; понимание уклада многонационального государства; интерес к важным событиям государства, области, района; проявление активности в делах школы, класса, села; участие в общественных детских и молодежных движениях, организациях; уважение к защитникам Родины; выполнение своих обязанностей и ответственность за свои поступки; любовь к Родине, родному краю, школе. Виды деятельности: Экскурсии по родному краю, по стране, в музеи.  Круглые столы по проблемам духовно ­ нравственного воспитания. Библиотечные уроки «Знакомство с татарскими традициями и обычаями». Месячники, декады, посвященные военно­патриотической работе. Совместные проекты «Наши родители – наши выпускники», «Наши родители на службе Отечеству», «История школы: время, события, люди». Акции «Подарок ветерану», «Весенняя неделя добра». Кружковая работа. Работа школьного  музея.  Воспитание нравственных чувств и этического сознания: знание базовых общечеловеческих ценностей; соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в обществе; уважение   религиозных   мировоззрений,   культурных   традиций   разных народов; любовь и уважение к родителям, к членам семьи; выстраивание дружеских отношений со сверстниками, забота о младших и почитание старших; бережное   отношение   ко   всему   живому,   проявление   милосердия   и сострадания; знание и соблюдение правил этикета, соблюдение культуры речи; умение делать нравственный выбор и аргументировать его; давать критическую оценку поступкам своим и других людей; развивать   рефлексивное   мышление, самоконтроль.   формировать   самооценку   и Виды деятельности: Этические беседы,  проблемно­ценностные дискуссии, ролевые игры. Библиотечные   уроки   «Знакомство   с   религиозными   мировоззрениями, культурными  традициями разных народов». Акции «Подарок ветерану», «Весенняя неделя добра». Совместные проекты «Моя родословная», «Мои знаменитые предки», «Моя малая родина».  Кружковая работа.    Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к   учению,   труду, жизни: знания о роли образования, труда и творчества в жизни человека и общества; уважение к труду, понимание культуры труда; знания   о   профессиях,   о   рынке   труда,   о   конкурентной   среде   в   рыночных отношениях; ценность творчества в учебной деятельности; роль знаний, науки в современной экономике; понимание   процессов   технологизации,   оптимизации,   интенсификации   в развитии экономики; навыки коллективной работы; дисциплинированность и ответственность; бережное отношение к результатам труда, к школьному имуществу, личным вещам; порицание лени, неряшливости, небрежности. Виды деятельности: Тематические беседы, утренники, викторины, сюжетно­ролевые игры. Библиотечные уроки, выставки. Совместные проекты «Профессии моих родителей», «Кем быть?». Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.  Кружковая работа.  Формирование культуры здорового образа жизни: ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей; понимание   взаимосвязи   физического,   психологического,   нравственного   и социального здоровья; важность физической культуры, спорта для здоровья; выполнение   санитарно­гигиенических   правил, сберегающего режима дня;   соблюдение   здоровье ведение активного образа жизни – прогулки, подвижные игры, спортивные соревнования; взаимосвязь природы и человека; важность профилактических мероприятий; пагубность влияния на организм человека вредных привычек.  Виды деятельности: Тематические беседы о ЗОЖ, дискуссии, сюжетно­ролевые игры. Библиотечные уроки, выставки. Спортивные секции, оздоровительные процедуры. Школьные и районные спортивные соревнования.  Лекторий для родителей и учащихся. Субботники, детская пришкольная трудовая практика, трудовые десанты.   Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде: развитие   познавательного   интереса   к   природе,   природным   явлениям, понимание взаимосвязи природы и человека; важность   экологических   проблем   личного,   социального   и   глобального характера, проявление активности в решении этих проблем; понимание ценности растительного и животного мира, бережное отношение ко всему живому. Виды деятельности: Образовательные экскурсии в природу, исследовательские работы. Библиотечные уроки, выставки. Экологические  проекты и акции  « Мусор – это серьезно», « Не сжигайте, люди, листья!», « Чистый  родник » и т.д. Субботники, трудовые десанты.   Воспитание ценностного отношения к прекрасному: представление о душевной и физической красоте человека; формирование   эстетических   идеалов,   чувства   прекрасного   в   искусстве, труде, природе, творчестве; интерес к чтению, к произведениям искусства, театру, музыке; потребность в занятиях художественным творчеством; культура внешнего вида, выражение стиля, вкуса, гармонии. Виды деятельности: Тематические беседы, утренники, концерты, конкурсы. Библиотечные уроки, выставки. Совместные проекты «Неделя детской книги».  Совместная деятельность школы, семьи и общественности Основные участники реализации программы – педагоги, учащиеся, родители, общественные   учреждения   дополнительного   и профессионального   образования,   учреждения   культуры,   социальные структуры.   организации, Формы взаимодействия разнообразные: организация совместных праздников, проведение   уроков   в   музеях   и   библиотеках,   родительские   тематические собрания,   круглые   столы,   дискуссии,   экскурсии,   кружковая   работа, выставки детского творчества. И   все   же   в   духовно­нравственном   развитии   фигура   родителя   является ключевой.   Поэтому   необходимо   развивать   совместную   деятельность родителей и школы, построенную на принципах:      ­   совместная педагогическая деятельность семьи и школы;       ­   сочетание   педагогического   просвещения   с   самообразованием родителей;        ­   уважение,   внимание   и   требовательность   к   родителям   со   стороны педагогов;        ­   индивидуальная   работа   с   родителями   по   поддержке   развития   их педагогической культуры;       ­ оказание помощи родителям в решении проблем с детьми;        ­ опора на положительный опыт семейного воспитания. Виды деятельности: Родительский лекторий. Дискуссионная площадка по проблемам нравственного воспитания. Библиотечка для родителей. Консультационный центр «Родительский успех». Совместные проекты «Семейные праздники», «Вечер вопросов и ответов», «Родительские секреты».  Структура духовно­нравственного развития включает в себя как урочную, так   и   внеурочную   деятельность.   Это   обусловливает   необходимость взаимодействия субъектов образовательного процесса: учителей, учеников, родителей. Между субъектами складываются определённые отношения при осуществлении   различных   форм   взаимодействия:   уроков,   внеурочной деятельности, собраний, внеклассных мероприятий и пр. В соответствии с этим   каждый   из   субъектов   несёт   определённую   ролевую   функцию. Выполнение рекомендаций для учителей, родителей будут способствовать результативному коммуникативному общению.  6.   Планируемые результаты духовно­нравственного развития Результативность воспитания  представляется тремя уровнями: 1) приобретение знаний о нормах нравственного поведения, 2)   практическое   использование   социальных   знаний   и   получение   опыта эмоционального   переживания   в   специально   организованной   практической деятельности, 3) совершение самостоятельных поступков в открытой социальной среде. Воспитание   гражданственности   и   патриотизма:   ценностное   отношение   к России,    к   Симбирскому   краю,   к   родному   селу;   опыт   реализации гражданской и патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации;   знание   прав   и   обязанностей   человека,   гражданина, семьянина. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: знание моральных норм   и   нравственного   поведения,   уважение   к   традиционным   религиям, соблюдение   традиций   семьи   и   школы,   анализ   поступков,   умение сочувствовать и сопереживать, не проявлять равнодушия и жестокости.  Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: склонность   к   творчеству,   готовность   к   профессиональному   выбору,   опыт общественно   значимого   труда,   мотивация   к   самореализации   в познавательной, социальной, трудовой деятельности. Формирование культуры здорового образа жизни: сохранение и укрепление здоровья,   неприятие   вредных   привычек,   занятие   спортом,   физической культурой, наличие высоких показателей физического и психологического здоровья, соблюдение режима дня. Воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде: эмоциональное   отношение   к   природе,   участие   в   экологических   проектах, соблюдение экологической этики.  Воспитание   ценностного   отношения   к     прекрасному:   ценить   душевную красоту,   знать   художественные   ценности   отечественной   культуры,   иметь опыт эстетических переживаний, опыт самовыражения в творчестве. Результаты   духовно­нравственного   развития   персонально   оцениваются только   в   рамках   освоения     обучающимися   образовательных   программ учебного   плана.   Результаты   личностного   развития   не   подлежат персональной оценке и отслеживаются в условиях мониторинга с помощью наблюдений, бесед, опросов, анкет. Позитивная   динамика   результатов   образования   на   основе   показателей   и индикаторов: повышение уровня учебных и внеучебных достижений; повышение уровня мотивации к обучению; позитивное отношение к школе учащихся и родителей; снижение конфликтных ситуаций; повышение уровня социализации (группа риска, преступность, травматизм, культура здоровья); снижение уровня тревожности; новое качество взаимоотношений «учитель­ученик»; рост показателей степени воспитанности учащихся; повышение активности родителей в делах школы; повышение   уровня   профессиональной   компетентности   педагогов   по формированию личностных результатов учащихся. Предложения о возможности трансляций результатов: Обобщение опыта педагогов. Создание   рабочих   материалов   проекта,   определение   их   эффективности   и целесообразности. Распространение   опыта   педагогов   и   школы   через   средства   массовой информации. Проведение   районного   семинара   для   педагогов, образовательных учреждений Николаевского района.   руководителей                                           Из опыта работы.   Основными формами формирования у школьников нравственности являются этические беседы, обсуждения. Однако этические беседы ­ это не просто разговор, это интересный творческий процесс, требующий тактичности, деликатности и особой душевной гармонии. Классный час. Тема: «Трудный путь прощения». Цель беседы:      ­объяснить, что прощать необходимо всем людям;    ­научить детей проявлять готовность прощать других; ­поговорить о путях, ведущих к прощению; ­научить, как выражать готовность прощать. На доске высказывания: «Все люди совершают ошибки. Но добрый человек признает   их   и   исправляет.   Есть   только   одно   преступление:   гордость» (Софокл). «Достойное дело простить тому, кто тебя обидел, дать тому, кто тебе отказал, протянуть руку мира тому, кто с тобою ссорится» (хадис). Слайд.               Простить ­ это значит:                          ­не таить обиду;                           ­перестать сердиться;                           ­не ждать, пока обидчик первым помирится;                            ­не ставить в вину человеку дурной поступок или мысль;                                                      Ход беседы. 1.Умение   прощать   ­   очень   важное   качество   для   человека.   Простить человека ­ значит перестать винить его. Простить – значит сделать все возможное,   чтобы   восстановить   хорошие   отношения   с   тем,   кто   тебя обидел. 2. Выполнение заданий по карточкам. 1)   назовите   плохие   поступки,   которые   совершили   другие   по отношению   к   вам.   Напишите   рядом,   какие   страдания   вам   пришлось перенести. Обведите кружочком те обиды, которые вы хотели забыть. 2) Выберите и обозначьте те черты характера, которые помогают вам прощать обиду: смелость, сострадание, великодушие, любовь, уважение, чувство ответственности, жалость. 3) Что вы ощущаете, когда прощаете обиду: удивление, счастье, радость, облегчение, желание начать новую жизнь, легкость. 4)   Распределите   слова   в   две   колонки.   Слева   расположите   слова   о человеке,   который   хочет   простить   другого,  справа­   слова   о   человеке, который не хочет прощать других. Разочарованный,   добрый,   счастливый,   озабоченный,   несчастный,   довольный, угрюмый,   веселый,   мрачный,   деликатный,   спокойный,   жизнерадостный, подавленный,   сердитый, дружелюбный, чуткий.   подозрительный,   свободный,   мстительный, 3. Решение конфликтных ситуаций. Класс делится на группы. Каждой группе даются ситуации, например: «Ильдар толкнул меня, да еще обозвал  дураком». « Сегодня  Алсу обидела Амину, посмеялась над ее прической». «Раиля взяла у меня мою любимую ручку, а когда вернула, она была сломана». Ребята готовятся 5 минут и отвечают. Учитель делает вывод: Прощение   восстанавливает   добрые   отношения   человека   с   друзьями,   семьей, обществом. Злоба и мстительность разобщают людей, отнимая у них радость совместной учебы, работы, игры и общения. Как выразить прощение? 1. Человек осознал, что виноват, и попросил извинить его; надо принять его извинения. 2. Сделай доброе дело тому, кто вас обидел. 3. Написать дружеское письмо тому, кто вас обидел. Затем дается домашнее задание: ­написать сочинение­миниатюру «Прости меня, мама»; ­нарисовать дома рисунок на тему «Не жди ни час, прости сейчас». Итог урока: «Ребята, находите в себе силы прощать, т.к. прощая друг друга, вы разрываете   порочный   круг   озлобленности   и  мести.  Прощение   избавляет   нас   от ощущения вины и возвращает нам уверенность в себе. Получая прощение, люди становятся   радостными,   счастливыми,   им   хочется   жить,   любить,   учиться   и созидать на благо всех людей». Тест     « Добрый ли вы человек?» Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы «да» и «нет». 1. У вас появились деньги, могли бы вы их потратить на подарки  друзьям? 2. Ваш друг рассказывает о своем горе, вы ему скажете, что вам  неинтересно? 3. Если ваш друг плохо играет в шахматы, будете ли вы ему поддаваться? 4. Часто ли вы говорите людям приятное, чтоб поднять настроение? 5. Любите ли вы злые шутки? 6. Вы злопамятны? 7. Можете ли вы терпеливо выслушивать, если вам неинтересно? 8. Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать? 9. Умеете ли вы на практике применять свои способности? 10.Если вы правы, то отказываетесь ли слушать своих оппонентов? 11.Вы охотно выполняете просьбы? 12.Станете ли вы подшучивать, чтобы развеселить окружающих? За ответ «да» одно очко на вопросы 1,3,4,7,11 и за ответ «нет» на  вопросы 2,5,6,8,9,10, 12. Если 8 баллов ­ вы любезны, общительны, много друзей, добрый. От 4 до 8 баллов ­ ваша доброта вопрос случая. Добры вы не со всеми. Если вы набрали 4 балла и меньше – будьте доброжелательны и у вас  будут  больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.                                              Примерные анкеты. « Мое самосознание». (да, нет) 1. Знаешь ли ты достаточно хорошо свой родной язык?    2. Слушаешь ли татарское радио, смотришь ли телепередачи, читаешь  ли газеты на татарском языке? 3. Читаешь ли художественную литературу на родном языке? 4. Знаешь ли татарские песни, сказки, танцы? 5. Участвуешь ли ты в национальных праздниках: Сабантуй, Курбан­ байрам, Рамазан­байрам? 6. Хочешь ли ты изучать арабский язык? 7. Ты гордишься тем, что ты татарин (татарка)? 8. Где бы ты хотел жить, когда станешь взрослым: в России, за  рубежом? «Ислам и я». 1. Знаешь ли ты, что такое ислам? 2. Посещал ли ты мечеть? 3. Знаешь ли ты правила поведения в мечети? 4. Ваша семья живет по традициям ислама? 5. Кто в вашей семье совершает намаз? 6. Знаешь ли ты мусульманскую молитву? 7. Есть ли в вашей семье Коран? 8. Знаком ли ты с Кораном? 9. Как ты считаешь, нужно в школе учащимся давать знания об  исламе? «Я­чирклеец». 1. Сколько лет селу Большой  Чирклей? 2. Почему село так называется? 3. Сколько в селе мечетей? 4. Сколько лет вашей школе? 5. Когда была открыта первая библиотека? 6. Когда был открыт музей в школе? 7. Кого из ветеранов Великой Отечественной войны вы знаете? Игровые задания. 1.Соедините линией правильный ответ: Имя Бога  Слово Бога Первый пророк на земле Пророк, сын Марьям Последний из пророков Мухаммад(с.а.в.) Иса(Айся) Аллах Коран Адам 2. Выберите правильную последовательность совершения  тахарат и впишите номера пунктов в соответствующие  клеточки:               умыть лицо вымыть руки до локтей, начиная с правой              увлажнить голову мокрыми руками              вымыть ноги по щиколотки, начиная с правой              протереть уши снаружи и изнутри               прополоскать рот и нос               произнести «Бисмиллях 3.Соедините линией правильное значение выражений: Ас­саляму –Алейкум Аллаха! Нет бога кроме Аллаху Акбяр Во имя Аллаха! Ля­иляха­илляллах Мир вам! Бисмиллях Хвала Аллаху! Ва­Алейкумус­салям Свят Аллах! Альхамду­лиллях И вам мир!            Субханаллах   Аллах велик! Выполнен большой объем работы и получены положительные результаты по духовно­нравственному   воспитанию.   Требует   дополнительных   усилий   и ресурсов   духовно­нравственное   воспитание   учащихся   в   условиях современного   общества.   Духовно­нравственное     воспитание   должно включить   в   деятельность   не   только   учащихся,   но   и   родителей,   имамов мечетей. Для обеспечения качества реализации проекта необходимо:  ­ обеспечение школы информационно­компьютерными средствами; ­ внедрение новых идей в сознание общественности, села и родителей  учащихся; ­ мотивация педагогов на реализацию идеи о том, что педагог, непременно  должен выступать как личность, воплощающая в достаточной мере ценности  гражданского общества, должен обладать развитыми умениями организации  совместной деятельности, ярко выраженным стремлением к согласию и  умением его достигать; способностями видеть перспективы, проектировать  будущее и осуществлять проектные замыслы; кроме этого ему необходимы  навыки социальных исследований, умения использовать новейшие  педагогические технологии, владение активными и интерактивными  методами воспитания Средства для реализации проекта: № Направление 1. 2. 3. 4. расходов Повышение квалификации педагогов Улучшение материально­ технической базы Рекламно­ издательская деятельность Проектная и научно­ исследовательская деятельность учащихся Курсы повышения квалификации «Основы духовно­ нравственного воспитания школьников». Участие в Международной выставке­ ярмарке инновационных образовательных проектов. Средства ИКТ – 2 комплекта. Электронные учебные пособия. Приобретение учебников, методических пособий по духовно­нравственному воспитанию. Создание картинной галереи «Красоты родного края». Выпуск методического пособия «Проектная деятельность в воспитательной работе школы». оплата труда педагогов учебные пособия участие детей в областных, всероссийских конкурсах 5. Развитие проведение экскурсий, путешествий, праздников, воспитательной системы мероприятий Заключение. Мы, взрослые, с благими намерениями хотим научить ребенка,  подрастающее поколение жить в современном ему обществе. Главное в этом деле ­ сохранить целостность, духовность. Духовно­нравственное воспитание ­ вот главная цель школы и основной  критерий оценки ее работы. Дело воспитания является основной нравственной задачей учителя, как  решать ее ­ самый важный вопрос. Важность развития духовного и нравственного облика воспитанника ведет  свою историю с Аристотеля, Я.Коменского, К. Насыри, К.Ушинского,  Я.Корчака, В. Сухомлинского и ее продолжают представители современной  российской педагогической мысли. Разрабатываются концепции,  современные подходы, определяются новые технологии воспитательной  работы. Свою работу хочу закончить словами из пособия «Программа духовно­ нравственного воспитания младших школьников» А.А. Давлетшиной,  Д.М.  Давлетшина: «К сожалению, традиционная система воспитания  ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание  ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его  духовно­нравственного сознания. В современных условиях, когда  происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов  морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным  становится формирование у школьников способности к нравственному  выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности. Для учеников начальной школы это выражается в осознании таких  моральных понятий, как «можно ­ нельзя», «хорошо – плохо». ( Мои  ученики совсем по ­ другому реагируют на слово «харам»  (« нельзя  этого делать»).  Для  них это слово святое). Умение руководствоваться этими принципами в повседневном поведении в  школе и дома, в общественных местах и в природе является ярким  показателем эффективности воспитательной системы учителя начальных  классов». Нравственные ценности мировых религий являются актуальными и  востребованы сегодня. Поэтому использование духовно­нравственного  потенциала религии в деле воспитания подрастающего поколения становится все более приоритетной в сфере образования.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект. ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.

Инновационный образовательный проект.  ТЕМА ПРОЕКТА: Интеграция ценностей ислама и воспитательного процесса в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017