Инструктивная карта к самостоятельной работе "Зоны коры больших полушарий головного мозга."(8 класс, биология)

  • Карточки-задания
  • doc
  • 26.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны. Данные карты предлагают учащимся ознакомиться с текстовой информацией о зоне коры больших полушарий, с помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найти расположение зрительной зоны и составить рассказ для одноклассников об особенностях зоны, осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и последствиях её повреждения.документ с текстом
Иконка файла материала инстр.карт. по зонам коры.doc
Инструктивная карточка для работы в группах. «Зрительная зона коры больших полушарий» 1. Ознакомьтесь   с   текстовой   информацией   о   зрительной   зоне   коры   больших полушарий. 2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение зрительной зоны  Укажите расположение зоны. 3. Составьте   рассказ   для   одноклассников   об   особенностях   зрительной   зоны, осветив   в   нём   информацию   о   расположении,   значении   этой   зоны   и последствиях её повреждения.                                                                              В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.  В затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны – высшие центры зрительных ощущений. Именно здесь формируется зрительное изображение. В этой зоне   расположены   зрительные   поля   различной   сложности:   нейроны   одних реагируют   на   изменение   освещённости,   других   –   анализируют   контуры,   цвет, размеры и качество предметов. Повреждение этой зоны приводит к слепоте. Все   зоны   коры   располагаются   вплотную   друг   к   другу,   они   не   имеют   чётких границ.  На   границах   находятся   нейроны,  которые   при   повреждении   какой­либо зоны берут на себя выполнение её функции.  Инструктивная карточка для работы в группах. «Двигательная зона коры больших полушарий» 1. Ознакомьтесь с текстовой информацией о двигательной зоне коры больших полушарий. 2. С   помощью   рисунка   96   (стр.   233   учебника)   найдите   расположение двигательной зоны  Укажите расположение зоны. 3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях двигательной зоны, осветив   в   нём   информацию   о   расположении,   значении   этой   зоны   и последствиях её повреждения. В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.  Двигательные (моторные) зоны коры – зоны, при раздражении которых возникает движение.   С   регуляцией   двигательной   функции   связаны   отделы   коры   больших полушарий,   расположенные   перед   центральной   бороздой   в   лобной   доле.   При раздражении   различных   участков   этой   зоны   возникает   сокращение   отдельных мышц. При её поражении наблюдаются серьёзные нарушения движения. С верхней частью   полушарий   связана   регуляция   движений   нижних   конечностей,   затем туловища, ещё ниже руки, а затем мышц лица и головы. Наибольшее пространствозанимает   двигательная   зона   кисти   и   пальцев   руки   и   мышц   лица,   наименьшее   – туловища. Инструктивная карточка для работы в группах. «Слуховая зона коры больших полушарий» 1. Ознакомьтесь   с   текстовой   информацией   о   слуховой   зоне   коры   больших полушарий. 2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение слуховой зоны   Укажите расположение зоны. 3. Составьте   рассказ   для   одноклассников   об   особенностях   слуховой   зоны, осветив   в   нём   информацию   о   расположении,   значении   этой   зоны   и последствиях её повреждения. В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.  В   височных   долях   расположены   высшие   слуховые   центры   –   слуховая   зона, содержащая различные виды нейронов: одни из них реагируют на начало звучания, другие – на определённую частотную полосу, третьи – на конкретный ритм и т.д.  Удаление   обеих   слуховых   зон   вызывает   глухоту,   а   одностороннее   удаление понижает остроту слуха. Все   зоны   коры   располагаются   вплотную   друг   к   другу,   они   не   имеют   чётких границ.  На   границах   находятся   нейроны,  которые   при   повреждении   какой­либо зоны берут на себя выполнение её функции. Инструктивная карточка для работы в группах. «Зона кожно­мышечной чувствительности  коры больших полушарий» 1. Ознакомьтесь   с   текстовой   информацией   о   зоне   кожно­мышечной чувствительности коры больших полушарий. 2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение этой зоны.  Укажите расположение зоны. 3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях зоны кожно­мышечной чувствительности, осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и последствиях её повреждения. В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.  Кожная чувствительность человека, чувства прикосновения, давления, холода и тепла   проецируются   в   зону   кожно­мышечной   чувствительности,   которая располагается в теменной доле, позади центральной извилины. В верхней ее части находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже – рук и ещё ниже – головы. Абсолютная величина проекционных зон отдельных участков кожи неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большуюплощадь,   чем   проекция   поверхности   туловища.   Величина   корковой   проекции пропорциональна значению данной рецептивной поверхности в поведении.Инструктивная карточка для работы в группах. «Ассоциативные зоны коры больших полушарий» 1. Ознакомьтесь   с   текстовой   информацией   об   ассоциативных   зонах   коры больших полушарий. 2. С   помощью   рисунка   изучите   расположение   ассоциативных   зон.   Укажите расположение зоны. 3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях ассоциативных зон, осветив в нём информацию о расположении, значении этих зон и последствиях их повреждения. В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны.  Чувствительные и двигательные зоны занимают в мозге человека небольшую долю всей   поверхности   коры.  Остальная   поверхность   занята   ассоциативными   зонами. Нейроны   этих   областей   не   связаны   ни   с   органами   чувств,   ни   с   мышцами,   они осуществляют   связь   между   различными   областями   коры,   объединяя   все притекающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо), логического   мышления,   памяти   и   обеспечивая   возможность   целесообразной реакции поведения.  Основными   ассоциативными   зонами   являются   теменно­височно­затылочная, передняя кора лобной доли. В лобных долях происходит суммарный анализ информации обо всех ощущениях и создаётся целостное представление об образе. Если лобная доля коры разрушена, то   не   возникает   ассоциаций   между   видом   предмета   и   его   названием,   между изображением   буквы   и   звуком,   который   эту   букву   обозначает.   Обучение становится невозможным. Повреждение   ассоциативных   зон   может   привести   к   агнозии   –   неспособности узнавать предметы, афазии – потере речи, апраксии – неспособности производить заученные движения. Передняя кора лобной Теменно­ височно­ затылочная ассоциативная зона