В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные (моторные) и ассоциативные зоны. Данные карты предлагают учащимся ознакомиться с текстовой информацией о зоне коры больших полушарий, с помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найти расположение зрительной зоны и составить рассказ для одноклассников об особенностях зоны, осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и последствиях её повреждения.документ с текстом
Инструктивная карточка для работы в группах.
«Зрительная зона коры больших полушарий»
1. Ознакомьтесь с текстовой информацией о зрительной зоне коры больших
полушарий.
2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение зрительной
зоны Укажите расположение зоны.
3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях зрительной зоны,
осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и
последствиях её повреждения.
В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные
(моторные) и ассоциативные зоны.
В затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны – высшие центры
зрительных ощущений. Именно здесь формируется зрительное изображение. В этой
зоне расположены зрительные поля различной сложности: нейроны одних
реагируют на изменение освещённости, других – анализируют контуры, цвет,
размеры и качество предметов. Повреждение этой зоны приводит к слепоте.
Все зоны коры располагаются вплотную друг к другу, они не имеют чётких
границ. На границах находятся нейроны, которые при повреждении какойлибо
зоны берут на себя выполнение её функции.
Инструктивная карточка для работы в группах.
«Двигательная зона коры больших полушарий»
1. Ознакомьтесь с текстовой информацией о двигательной зоне коры больших
полушарий.
2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение
двигательной зоны Укажите расположение зоны.
3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях двигательной зоны,
осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и
последствиях её повреждения.
В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные
(моторные) и ассоциативные зоны.
Двигательные (моторные) зоны коры – зоны, при раздражении которых возникает
движение. С регуляцией двигательной функции связаны отделы коры больших
полушарий, расположенные перед центральной бороздой в лобной доле. При
раздражении различных участков этой зоны возникает сокращение отдельных
мышц. При её поражении наблюдаются серьёзные нарушения движения. С верхней
частью полушарий связана регуляция движений нижних конечностей, затем
туловища, ещё ниже руки, а затем мышц лица и головы. Наибольшее пространствозанимает двигательная зона кисти и пальцев руки и мышц лица, наименьшее –
туловища.
Инструктивная карточка для работы в группах.
«Слуховая зона коры больших полушарий»
1. Ознакомьтесь с текстовой информацией о слуховой зоне коры больших
полушарий.
2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение слуховой
зоны
Укажите расположение зоны.
3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях слуховой зоны,
осветив в нём информацию о расположении, значении этой зоны и
последствиях её повреждения.
В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные
(моторные) и ассоциативные зоны.
В височных долях расположены высшие слуховые центры – слуховая зона,
содержащая различные виды нейронов: одни из них реагируют на начало звучания,
другие – на определённую частотную полосу, третьи – на конкретный ритм и т.д.
Удаление обеих слуховых зон вызывает глухоту, а одностороннее удаление
понижает остроту слуха.
Все зоны коры располагаются вплотную друг к другу, они не имеют чётких
границ. На границах находятся нейроны, которые при повреждении какойлибо
зоны берут на себя выполнение её функции.
Инструктивная карточка для работы в группах.
«Зона кожномышечной чувствительности коры больших полушарий»
1. Ознакомьтесь с текстовой информацией о зоне кожномышечной
чувствительности коры больших полушарий.
2. С помощью рисунка 96 (стр. 233 учебника) найдите расположение этой зоны.
Укажите расположение зоны.
3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях зоны кожномышечной
чувствительности, осветив в нём информацию о расположении, значении этой
зоны и последствиях её повреждения.
В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные
(моторные) и ассоциативные зоны.
Кожная чувствительность человека, чувства прикосновения, давления, холода и
тепла проецируются в зону кожномышечной чувствительности, которая
располагается в теменной доле, позади центральной извилины. В верхней ее части
находится проекция кожной чувствительности ног и туловища, ниже – рук и ещё
ниже – головы. Абсолютная величина проекционных зон отдельных участков кожи
неодинакова. Так, например, проекция кожи кисти рук занимает в коре большуюплощадь, чем проекция поверхности туловища. Величина корковой проекции
пропорциональна значению данной рецептивной поверхности в поведении.Инструктивная карточка для работы в группах.
«Ассоциативные зоны коры больших полушарий»
1. Ознакомьтесь с текстовой информацией об ассоциативных зонах коры
больших полушарий.
2. С помощью рисунка изучите расположение ассоциативных зон. Укажите
расположение зоны.
3. Составьте рассказ для одноклассников об особенностях ассоциативных зон,
осветив в нём информацию о расположении, значении этих зон и последствиях
их повреждения.
В коре больших полушарий различают чувствительные (сенсорные), двигательные
(моторные) и ассоциативные зоны.
Чувствительные и двигательные зоны занимают в мозге человека небольшую долю
всей поверхности коры. Остальная поверхность занята ассоциативными зонами.
Нейроны этих областей не связаны ни с органами чувств, ни с мышцами, они
осуществляют связь между различными областями коры, объединяя все
притекающие в кору импульсы в целостные акты научения (чтение, речь, письмо),
логического мышления, памяти и обеспечивая возможность целесообразной
реакции поведения.
Основными ассоциативными зонами являются теменновисочнозатылочная,
передняя кора лобной доли.
В лобных долях происходит суммарный анализ информации обо всех ощущениях
и создаётся целостное представление об образе. Если лобная доля коры разрушена,
то не возникает ассоциаций между видом предмета и его названием, между
изображением буквы и звуком, который эту букву обозначает. Обучение
становится невозможным.
Повреждение ассоциативных зон может привести к агнозии – неспособности
узнавать предметы, афазии – потере речи, апраксии – неспособности производить
заученные движения.
Передняя
кора лобной
Теменно
височно
затылочная
ассоциативная
зона