Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)
Оценка 4.7

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
04.03.2018
Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)
В условия развития общества наука прочно входит во все сферы жизни современного человека. В дискуссиях по проблемам модернизации отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, технологий учебного процесса и организация образованием. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования.
обобщение опыта.docx
Опыт работы учителя русского языка и литературы Интеграция в обучении. Медлярская   Ирина   Михайловна    учитель     русского   языка   и   литературы. Работаю   в   МАОУ   Гимназии   №3   с   2005.   Закончила   в   2009   г.   филологический факультет   Сахалинский   государственный   университет     по   специальности «Филология» с присвоением квалификации: учитель русского языка и литературы. Общий педагогический стаж работы – 19 лет. Стаж работы в данном учреждении – 11 лет.                                           Почему я обобщаю свой опыт? Вообще   для   профессиональной   деятельности   человека   характерны нововведения, инновации. Инновации являются результатом научных поисков, как отдельных   педагогов,   так   и   целых   коллективов.   Этот   процесс   не   может   быть стихийным, он становятся предметом изучения, анализа и внедрения в практику. Передовой педагогический опыт обеспечивает:  1. решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества;  2. внедрение достижений психолого­педагогических наук в практику;  3. выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса;  4. корректирование   и   доводку   новаций   для   разнообразных   видов   и   условий образования;  Я   решила   провести   самоанализ   своей   работы,   и   хотелось   бы   представить   свое мастерство коллегам или будущими учителями.  Актуальность интегрированного обучения В   условия   развития   общества   наука   прочно   входит   во   все   сферы   жизни современного человека. В дискуссиях по проблемам модернизации отечественного 1 образования   активно   обсуждаются   вопросы   содержания   школьного   образования, технологий   учебного   процесса   и   организация   образованием.   Интеграция   знаний может   выступить   одним   из   путей   мобильности   и   вариативности   содержания образования. Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для   теории,   так   и   для   практики.   Её   актуальность   продиктована   новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она дает возможность раскрыть способности   учащихся,   подготовить   к   жизни,   к   каждому   ученику   найти индивидуальный подход, сохранить здоровье школьников. Ведущая   педагогическая идея.        Моя ведущая педагогическая идея: «Используя интегрированное обучение на уроках русского языка и литературы, можно привить учащимся интерес к изучению многих   предметов. Я   убеждена, что проведение таких уроков и участие в них детей   способствует     лучшему   освоению   материала,   осознанию   культуры   своей собственной страны, включению школьников  в диалог культур.  Проделанный   анализ     источников   позволяет   утверждать,   что   педагогическая интеграция     исследуется   на   всех   уровнях   её   функционирования   ­ методологическом, теоретическом, и практическом . Над   проблемой   работали   такие   известные   педагоги   как   К.   Д.   Ушинский,   Г.   Ф. Федорец, В. С. Безруков, Чапаев Н.К. и др. Длительность работы над опытом. Применяю  интегративный   подход  в  обучении  я  уже в течение 9  лет,  поскольку направление   нашей   гимназии   способствует   этому.   Что   же   такое   интеграция   в обучении? Степень новизны обобщения опыта. 2 Вся система работы включает в себя постепенное воспитание и развитие учащихся посредством   интегративного   обучения   .   Степень   новизны   заключается   в осуществлении   межпредметной   интеграции   как   средства   приобщения   учащихся разных классов к активному познанию окружающего мира, к осмыслению причинно­ следственных   связей,   к   развитию   логики   мышления,   коммуникативных способностей. Технологии, используемые мною в работе: ­ технология  деятельностного  обучения; ­ ИКТ; ­ здоровьесберегающие технологии. Методы: ­ объяснительно­иллюстративный; ­ репродуктивный; ­ поисковый ­ обобщенный метод Формы работы: ­ Фронтально­коллективная работа ­ групповая; ­ парная;. Средства деятельности: ­ технические и электронные средства обучения . ­ мультимедийные презентации. Интеграция   в   обучении  —   процесс   установления   связей   между структурными   компонентами   содержания   в   рамках   определённой   системы образования   с   целью   формирования   целостного   представления   о   мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка. 3 Интеграция предметов в современной школе ­ одно из направлений активных поисков   новых   педагогических   решений,   развития   творческого   потенциала педагогических   коллективов   с  целью   эффективного  и  разумного  воздействия   на учащихся. Интеграция   способствует   преодолению   фрагментарности   и   мозаичности знаний   учащихся,   обеспечивает   овладение   ими   целостным   знанием,   комплектом универсальных человеческих ценностей. Интегрированный урок основывается на крепких межпредметных связях, дает возможность   продемонстрировать   целостность   образования,   развивать   на   новом качественном уровне творческое мышление, интеллект и эмоциональные образные чувства   детей   разного   возраста.  Процесс   интеграции   требует   выполнения определённых условий: объекты исследования совпадают, либо достаточно близки; в   интегрируемых   предметах   используются   одинаковые   или   близкие   методы исследования;   они   строятся   на   общих   закономерностях   и   теоретических концепциях При   интеграции   появляется   возможность   выйти   за   рамки   одной   учебной дисциплины,   наглядно,   в   действии   показать,   как   всё   в   мире   взаимосвязано,   и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета. Не   секрет,   что   многие   школьные   предметы   издавна   имеют   интегративный характер. Особое   место   русского   языка   и   литературы   в   интеграции   предметов объясняется тем, что они находятся в тесном взаимоотношении с предметами и гуманитарного, и естественнонаучного, и математического циклов: русский язык и литература,   литература   и   история,   литература   и   география,   литература   и обществознание, право, литература и музыка, театр и т.п. Различные виды интеграции: 4 а) проблемная интеграция (обращение на уроке или на ряде уроков к одной и той же идее, которая становится не объектом для повторения, а примером для обнаружения новых оттенков и граней изучаемого явления); б) тематическая интеграция  (создаётся общей темой урока, одновременно давая   возможность   развернуть   главное   содержание   при   обращении   к   разным аспектам); в)   межпредметная   интеграция   (в   рамках   урока  сближаются   предметы, близкие   по   способу   познания   мира:   литература   и   МХК,   музыка   и   литература, русский язык и литература, литература, музыка и ИЗО). В своей деятельности  я  использую различные виды  интеграции, но особенно это   касается  межпредметной   интеграции,  т.к.  само  направление   нашей  гимназии способствует этому. В гимназии есть дополнительное образование по следующим направлениям:   декоративно   ­   прикладное   искусство,   Театр,   КХП   (классическое хоровое пение), фортепиано, классический танец.       В качестве примеров можно привести уроки: 1. «Хозяйка Медной горы» (литература (сказы П.Бажова), география (минералы), театр, танец) 2. «Конфликт   в   произведении   В.   Железникова «Чучело»( литература, обществознание, театр) 3. 4. «Сказки А.Пушкина» (литература, физика, театр, музыка) «Подвиг   любви   бескорыстной   (Женщины   на   ВОВ)»(литература, история, музыка, КХП) 5. «Нивхские   сказки»   (литература+   природоведение+   музыка +театр) Этапы урока, конечно, продумываю, чтобы они не только были составлены методически   верно,   но   и   стали   ступеньками,   преодолевая   которые   ребята   не чувствовали бы большого труда, а шли уверенно  и с легкостью. Для этого подбираю дидактический   материал,   чтобы   осветить   определенное   понятие   системно, 5 целостно,   использовать   возможности   каждого   предмета.   Также   нужно   выбрать соответствующую наглядность так, чтобы она удачно дополняла этапы урока.  Определив   задачи   урока   (учебные,   развивающие,   воспитательные), сопоставляю  уровень освещения определенного понятия в учебниках, возможности каждого   из   предметов,   объединенных   на   уроке,   варианты   использования дополнительного материала.  Следует отметить, что ученики, посетив, например, интегрированный урок по литературе, должны быть заняты не только чтением и анализом произведений, но и различными видами деятельности и подбор этих видов должен быть тщательным.  Урок­исследование по теме: «Хозяйка Медной горы»  требовал серьезной подготовки и от  детей и от учителей.  Необходимо было   выучить текст по литературе,     выучить характеристики минералов и выполнить постановку нескольких сцен из сказов П.Бажова. Конечно же, подобрать костюмы к инсценировке. Также ребята исполняли танец хозяйки Медной горы.  Урок­конференция «Конфликт в произведении В. Железникова «Чучело» Сначала   даются   следующие     понятия   :   конфликт,   преступление,   человечность, сострадание. Потом ребята анализируют главы повести , участвуют в инсценировке, просматривают   видеофрагмент   фильма   «Чучело»   ученики   пытаются   разрешить конфликт   спокойно,   рассудительно,   опираясь   на   человечность,   сострадание   и, конечно, закон . В конце урока создается синквейн ­  интересный и простой способ описать кого­либо или что­либо. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать   информацию,   излагать   сложные   идеи,   чувства   и   представления   в нескольких   словах,   требует   вдумчивой   рефлексии.   Это   быстрый,   но   мощный инструмент для рефлексии. Урок­ память «Подвиг любви бескорыстной (Женщины на ВОВ)» также требовал   серьезной   подготовки.   Это   и   выступление   ребят   (заучивание   писем   с 6 фронта),   выступление   вокалистов   с   романсом,   постановка   некоторых   сцен   из произведения Н.Некрасова « Русские женщины»)   Урок­   путешествие  «Нивхские   сказки»  (литература+   природоведение+ музыка +театр)   На этом уроке инсценируется   нивхская сказка, ребята узнают о том,   какие   животные   водятся   в   сахалинских   лесах     и   какие     рыбы   плавают   в Охотском море. К тому же, производится анализ сказки. Результаты такого обучения проявляются в развитии творческого мышления школьников.   оптимизации   учебно­ познавательной   деятельности,   что   особенно   важно,   например,     для   подготовки   Оно   способствует   систематизации, учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе     В настоящее время невозможно останавливаться на месте, так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Во времена информатизации общества, школьный процесс обучения отстает от времени, следовательно, надо осваивать в полном объеме ИКТ и внедрять их в процесс обучения русскому языку   и   литературе.   С   введением   ЕГЭ   как   итоговой   аттестации   встает необходимость   разработки   методических   подходов,   приемов,   технологий   на уроке, чтобы подготовить ученика к сдаче ЕГЭ.  Поэтому необходимо внедрять в процесс обучения как можно больше интегрированных уроков. Ведь   в ЕГЭ по литературе   присутствует   интегративный   подход,   (это   касается   заданий   с развернутым ответом № 8,9,15,16) Таким   образом,   интегрированные   уроки   развивают   потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию окружающего мира.                            Это   уроки   здоровьесберегающие:   снимают   утомляемость, перенапряжение               учащихся   за   счет   переключения   на   разнообразные  виды деятельности.   7 Успехами в своей работе   в немалой степени я обязана своим коллегам. Многие из них являются моими помощниками. Я в свою очередь стараюсь оказывать всем членам педагогического коллектива любую помощь.   Таким образом, можно сделать вывод: несмотря на то, что помимо интеграции существуют   другие   технологии,   позволяющие   ребятам   получить   образование. Преимущество   интеграции   в   обучении   —   это   создание   предпосылок   для формирования   не   узко   информированного   специалиста,   а   творческой   личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной   сфере.   Система   образования   реализует   и   предъявляет   все большие требования к человеку, а в соответствии с этим, и к качеству образования, и   задачей   учителя   является   стремление   все   к   большему   повышению   качества преподавания   урока,   качества   предоставляемых   знаний   и   связи   с   другими предметами за счет интегрированного обучения. Использованная литература 1. Мартынова   М.В.   Интегрированное   обучение.   Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков,­ Томск, 2003г. 2. Сухаревская   Е.Ю.   Технология   интегрированного   урока.   Ростов­на­ Дону: Изд­во «Учитель», 2006. 3. Федорец   Г.Ф.   Проблемы   интеграции   в  теории   и   практике   обучения.­ Л.,1990. 8 9

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)

Интеграция в обучении (опыт работы учителя русского языка и литературы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018