Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"
Оценка 4.7

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
русский язык +1
8 кл—10 кл
05.06.2017
Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"
Задачи урока: 1. Провести исследование на основе научного текста электрической природы молнии. 2. Проанализировать поэтическую миниатюру А.И. Солженицына «Молния» с точки зрения «физиков» и «лириков». 3. Сформулировать признаки речевой ситуации и основную мысль представленных текстов. 4. Формировать языковую компетентность: * готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока), * способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности). 5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение). 6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации. 7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле. 8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста. 9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.Интегрированный урок русский язык + физика
urok Бурматова Гостева.pdf

Бинарный урок русского языка и физики

Авторы:

Бурматова О.В., учитель русского языка,

Гостева М.А., учитель физики ГБОУ ПК «Школа-интернат для детей с нарушением зрения»

Тема урока:

Работа с текстом при подготовке к экзаменам.

10 класс (массовая школа 9 класс) Цели урока:

1.               ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом как единицей языка; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов разных стилей речи, научных сведений о природе грозы как физического явления.

2.               ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

3.               РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя научную терминологию; развитие умения аргументировать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1.      Провести исследование на основе научного текста электрической природы молнии.

2.      Проанализировать поэтическую миниатюру А.И. Солженицына «Молния» с точки зрения «физиков» и «лириков».

3.      Сформулировать признаки речевой ситуации и основную мысль представленных текстов.

4.      Формировать языковую компетентность:

*                 готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

*                 способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5.      Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6.      Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7.      Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8.      Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9.      Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Замечания по подготовке и проведению урока

Данный урок готовит учащихся к выполнению заданий ОГЭ (ГВЭ) и является звеном в системной, целенаправленной работе с текстом, направленной на формирование умений выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание, анализировать изобразительно-выразительные средства языка в текстах художественной литературы, строить собственное высказывание разных стилей речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, 3 текста (шрифт Arial, учёт тифлотребований), напечатанные на листах разного цвета, 3 текста для обучающихся по системе Брайля, памятка «Как определить стиль речи?», памятка «Правила работы в группе», бумага для письма. Ход урока Слайд 1 титульный Учитель физики:

-      Сегодня у нас бинарный урок русского языка и физики.

Учитель русского языка:

-      А что значит «бинарный»? Как вы понимаете значение этого слова?

Слайд 2 «Что это значит?»

= Это слово имеет латинский корень и означает сдвоенный.

Учитель физики:

-      Для урока мы приготовили раздаточный материал из 3-х заданий, напечатанных на листах разного цвета, также у вас на столах памятки и бумага для письма. Учитель русского языка:

-      Чтобы определить тему и задачи урока, выполним задание 1 на листе голубого цвета.

-      Прочитайте задание вслух (только само задание). - Что вы будете делать? /Определять стиль речи. / - Какие стили вы знаете?

Слайд 3 «Стили речи»

-      У вас есть памятка, которой вы можете воспользоваться для характеристики стиля речи, на ней и записать свой ответ.

Слайд 4 «Памятка»

1. Самостоятельная работа с текстом «Гроза».

Гроза - это природное физическое явление, сопровождаемое электрическими разрядами, именуемыми молниями, а также звуковыми раскатами, называемыми громом. Ненастье сопровождается сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом.

Гроза возникает в мощных кучево-дождевых   облаках, имеющих сравнительно небольшую высоту, основание которых выглядит темным свинцовым полотном.

Причинами грозовых явлений, по данным метеорологов, становится атмосферное давление, которое за час-два до грозы начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.

Обычно гроза бывает в теплый период года, редко зимой. Чаще возникает между 15 и 18 часами, хотя начинаться может и утром. Средняя продолжительность около 2 часов, наибольшая 18-19 часов.

Учитель русского языка:

- К какому стилю относится текст? - Есть другие ответы? - Докажите.

/Ответ ученика:

Данный текст научного стиля,

так как применяется в условиях общения

(с кем?) со многими людьми

( где?) в официальной обстановке, а именно: в учебнике по физике, энциклопедии, научно-популярной литературе и т.п. Задача речи (зачем?) - сообщение научных сведений о природе такого физического явления, как гроза. (воздействие, сообщение, общение)

Используется (какая?) специальная лексика, термины (электрический разряд, грозовые раскаты, кучево-дождевые облака, ливневые осадки, шквал, град, атмосферное давление), а также нейтральные слова.

/какие средства? /

Слайд 5 «Характеристика стиля»

(примерный ответ)

Целеполагание и оргмомент Учитель русского языка:

-      Как часто вы встречаетесь с текстами научного стиля?

(Постоянно на уроках)

= Именно текст чаще всего является источником информации в той или иной области знаний. В этом и заключается функция текстов научного стиля. - С текстами каких ещё стилей вы сталкиваетесь регулярно в учебной деятельности?

(С художественным, публицистическим - на уроках русского языка и литературы, истории; с деловым - это различные инструкции, документы). = Кроме того задания ОГЭ и ГВЭ, какой бы предмет вы не сдавали, содержат работу с текстом, и именно выполнение этих заданий оценивается выше других.

-      Актуальна работа с текстом для вас сегодня? Почему?

/ Важно уметь выделять главное, вычленять определенную информацию, анализировать содержание, строить сжатое высказывание./

Слайд 6

= Тема нашего урока - работа с текстом при подготовке к экзаменам на примере физического явления, о котором вы прочитали.

Учитель физики:

-      Для организации работы разделимся на 2 группы, представляющих научно-технические и гуманитарные интересы: «физиков» и «лириков».

Деление на группы.

Слайд 8 «Правила работы в группе»

-      Вспомним правила работы в группе (акцент на участие всех членов группы). Часть заданий будут одинаковыми для обеих групп, но в конце занятия каждая группа должна будет выделить главное по теме, исходя из своей роли.

Слайд 7 Учитель физики:

-      О каком физическом явлении вы прочитали в тексте 1 задания.

-      А какие ассоциации у вас вызывает это явление?

•   «Ассоциативный куст» (объединение отдельных слов-«веточек» одной темой).

-      Какие из слов, которые вы назвали, являются понятиями, а какие выражают эмоциональное отношение к явлению.

(Т.о., ассоциативная лексика отражает ваше восприятие мира, возможно, ваши интересы и также определяет стиль речи).

Итак, гроза ассоциируется у многих с молнией.

-      А что такое молния?

Слайд 11 «Молния» (определение)

-      Какова же электрическая природа молнии? По этому вопросу вам предстоит Обсудите предложенные вопросы и сделайте предположение (выдвиньте провести исследование в группах.

гипотезу), занесите ответ в таблицу.

Работа с таблицей в группах.

Теперь познакомьтесь с текстом «Молния» на листе розового цвета самостоятельно и подтвердите или опровергните свои предположения.

2.       Поиск информации в тексте «Молния» по вопросам.

-      Подтвердились ваши предварительные ответы?

-      Прокомментируйте ответы, которые у вас не совпали до и после чтения текста (или представьте комментарий ответа по одному из вопросов на свой выбор)

-      Представление ответов групп. Вывод учителя физики.

Учитель русского языка:

-      После работы с текстами снимем напряжение глаз, проведем пальминг под звуки грозы, вспомним свои ощущения. Ведь вы, конечно, не раз видели или слышали грозу.

Слайд 10 Пальминг под музыку «Гроза»

-      Разогрейте ладони, плотно закройте глаза, представьте черные-черные тучи и приятную прохладу, свежесть воздуха после зноя. Дыхание свободное, мышцы расслаблены.

Выходим из пальминга: сели прямо, под ладошками закрытые глазки слегка зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили, зажмурили - ослабили. Ладошки сняли, с закрытыми глазами слегка помотали головой, восстановили кровоснабжение мозга. Мягко потерли глаза кулачками, вдохнули, выдохнули.

И открываем глаза, быстро-быстро моргая.

Учитель русского языка:

-      Вы рассмотрели молнию как физическое явление,

а сейчас обратимся к тексту художественного стиля. Это поэтическая миниатюра А.И. Солженицына - крохотка «Молния».

Слайд 12 «А.И. Солженицын» - Что вы о нем знаете?

Прослушайте текст, по которому вам предстоит составить вопросы от лица «физиков» и «лириков».

Чтение текста учителем.

Слайд 13 «дерево»

• Приступайте к работе: подготовьте вопросы (3 -5) по тексту, учитывая свою роль - «физика» или «лирика».

3. Составление вопросов по тексту «Молния» А.И. Солженицына.

-         Представление вопросов групп.

(Примерные вопросы лириков:

-         Что поразило писателя?

-         О чем заставляет задуматься миниатюра? - Какой вывод делает Солженицын?) Оценка выполнения задания друг друга.

Учитель русского языка:

-Вопрос «физикам»: - Как, на ваш взгляд, соответствуют вопросы «лириков» поставленной задаче?

-         комментарии учителя русского языка: Вопросы лириков направлены на анализ подтекста.

(Примерные вопросы физиков:

-         Куда чаще всего попадает молния?

-         Почему именно в липу ударила молния? -    Что произошло с почвой после раскола дерева?) Учитель физики:

-         Вопрос «лирикам»: -Как, на ваш взгляд, соответствую вопросы «физиков» поставленной задаче?

-         комментарии учителя физики: Да, вопросы физиков основаны на фактах.

Учитель русского языка:

-         В чем же главное отличие двух текстов с одним названием?

(1-й дает информацию о природе данного явления, а 2-ой обращен к чувствам читателей и заставляет задуматься над поступками людей, об ударах карысовести). 5. Рефлексия. Слайд 14

Учитель физики:

-         В заключение нашего урока составьте синквейн по теме «Молния»: «Физики» используют научную и нейтральную лексику.

«Лирики»  -        средства художественной выразительности и нейтральную лексику.

Слайд15

Учитель русского языка:

Домашнее задание

1.Составить инструкцию «Поведение во время грозы в городе, на природе (в лесу, около водоема)» (письменно).

-         В каком стиле будет ваше высказывание?

2.Ответить на вопросы, подготовленные группами (устно).

Приложение

Раздаточный материал

Текст 1 «Гроза»

Гроза - это природное физическое явление, сопровождаемое электрическими разрядами, именуемыми молниями, а также звуковыми раскатами, называемыми громом. Ненастье сопровождается сильным порывистым ветром, ливневыми осадками, иногда градом, шквалом.

Гроза возникает в мощных кучево-дождевых облаках, имеющих сравнительно небольшую высоту, основание которых выглядит темным свинцовым полотном.

Причинами грозовых явлений, по данным метеорологов, становится атмосферное давление, которое за час-два до грозы начинает быстро падать вплоть до внезапного усиления ветра, а затем начинает повышаться.

Обычно гроза бывает в теплый период года, редко зимой. Чаще возникает между 15 и 18 часами, хотя начинаться может и утром. Средняя продолжительность около 2 часов, наибольшая 1819 часов.

Повышенная опасность грозы заключается в частом проявлении электрических разрядов, нередко соединяющихся с поверхностью земли и высокими предметами. Сила таких разрядов способна воспламенить или оплавить даже самые негорючие материалы, а также вывести из строя оборудование. (134 слова)

Текст 2 «Молния»

Электрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. В 1750 году он опубликовал работу, в которой описал эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Франклин запустил змея в грозовое облако и обнаружил, что змей собирает электрический заряд.

Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках - образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. Сухой снег представляет собой типичное сыпучее тело: при трении снежинок друг о друга и их ударах о землю снег должен электризоваться. При низких температурах во время сильных снегопадов и метелей электризация снега настолько велика, что происходят зимние грозы, наблюдается свечение остроконечных предметов, образуются шаровые молнии.

При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие - положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы падают к его основанию.

Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искрового разряда. Сила тока разряда составляет 20 кА, температура в канале искрового разряда может достигать 10 000 °С. Разряд прекращается, когда большая часть избыточных электрических разрядов нейтрализуется электрическим током, протекающим по плазменному каналу молнии. (226 слов)

Текст 3 А.И. Солженицын «Молния»

Поэтическая миниатюра

Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.

А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня - да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, - ударище грома: шагов двеститриста от дома, не дальше?

Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу а за что? И от верха, чуть ниже маковки, - прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа - соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.

И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая - ещё подержалась денёк, стояла - какою силой? - она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом - и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.

Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет. (187 слов)

Правила работы в группе

1.     В совместной работе все равны: и вы, и я!

2.     Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!

3.     Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

4.     Говорить нужно по своему вопросу, избегая лишнего!

5.     Если что-то не вполне ясно, уточни.

6.     Если не понравилось сказанное другим, предложи своё.




Что это значит?

       Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», что в переводе означает «дважды» или «двойной».

       Бинарный  (сдвоенный) урок учебное занятие, объединяющее

содержание двух предметов в одном уроке при участии двух учителей.



Памятка

«Характеристика стиля речи»

Данный текст  ________________________стиля, так  как применяется  в условиях общения

(с кем?) ______________________________________

( где?) в ____________________________обстановке, а именно: _______________________________________

Задача речи (зачем?)  - ______________________

(воздействие, сообщение, общение)

Используется (какая?) _______________________ лексика,

/какие средства?/

Данный текст научного стиля, так  как применяется  в условиях общения

(с кем?) со многими людьми

(где?) в  официальной обстановке, а именно: в учебнике по физике, энциклопедии, научнопопулярной литературе  и т.п.

Задача речи (зачем?)  - сообщение научных сведений о природе  такого физического явления, как гроза.

Используется (какая лексика?) специальная лексика, термины (электрический разряд, грозовые раскаты, кучево-дождевые облака, ливневые осадки, шквал, град, атмосферное давление),а также нейтральные слова.





Правила работы в группе

1.        В совместной работе все равны: и вы, и я!

2.        Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!

3.        Следует говорить так, чтобы тебя понимали.

4.        Говорить нужно по своему вопросу, избегая лишнего!

5.        Если что-то не вполне ясно, уточни.

6.        Если не понравилось сказанное другим, предложи своё.

МОЛНИЯ

Молния электрический разряд в атмосфере, сопровождаемый вспышкой света и последующим громом.







Как составить синквейн

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – фраза из четырех слов,

несущая определенный смысл или выражающая личное отношение к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), ассоциация с первым словом; своего рода резюме.


Бинарный урок русского языка и физики

Бинарный урок русского языка и физики

Данный урок готовит учащихся к выполнению заданий

Данный урок готовит учащихся к выполнению заданий

Учитель русского языка: - К какому стилю относится текст? -

Учитель русского языка: - К какому стилю относится текст? -

Слайд 7 Учитель физики: -

Слайд 7 Учитель физики: -

Мягко потерли глаза кулачками, вдохнули, выдохнули

Мягко потерли глаза кулачками, вдохнули, выдохнули

Лирики» - средства художественной выразительности и нейтральную лексику

Лирики» - средства художественной выразительности и нейтральную лексику

Повышенная опасность грозы заключается в частом проявлении электрических разрядов, нередко соединяющихся с поверхностью земли и высокими предметами

Повышенная опасность грозы заключается в частом проявлении электрических разрядов, нередко соединяющихся с поверхностью земли и высокими предметами

При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие -…

При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие -…

А иссилясь, не дошла до низа - соскользнула? иссякла?

А иссилясь, не дошла до низа - соскользнула? иссякла?

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Что это значит? • Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», что в переводе означает «дважды» или «двойной»

Что это значит? • Слово «бинарный» происходит от латинского слова «bis», что в переводе означает «дважды» или «двойной»

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Памятка «Характеристика стиля речи»

Памятка «Характеристика стиля речи»

Данный текст научного стиля, так как применяется в условиях общения (с кем?) со многими людьми (где?) в официальной обстановке , а именно: в учебнике по…

Данный текст научного стиля, так как применяется в условиях общения (с кем?) со многими людьми (где?) в официальной обстановке , а именно: в учебнике по…

осадки, шквал, град, атмосферное давление),а также нейтральные слова.

осадки, шквал, град, атмосферное давление),а также нейтральные слова.

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Правила работы в группе 1.

Правила работы в группе 1.

МОЛНИЯ Молния электрический разряд в атмосфере, сопровождаемый вспышкой света и последующим громом

МОЛНИЯ Молния электрический разряд в атмосфере, сопровождаемый вспышкой света и последующим громом

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Интегрированный урок физика + русский язык по теме "Работа с текстом при подготовке к экзаменам"

Как составить синквейн Первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства…

Как составить синквейн Первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017