УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ ЗАРИСОВКУ
Оценка 4.7

УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ ЗАРИСОВКУ

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
pdf
русская литература +1
8 кл—10 кл
07.01.2017
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЛИТЕРАТУРНУЮ ЗАРИСОВКУ
Литературная зарисовка прекрасно развивает творческие способности ребёнка. Данный методический материал подробно рассказывает, в чём её особенности. Что такое творческая ассоциация, столь необходимая зарисовке? Как быть с обязательным временным лимитом, если у ученика "нет вдохновения"? Как устоять в "законе жизненной правды" и не "заболотить" зарисовку? Примеры приводятся
Зарисовка.pdf

Зарисовка

 

 

Лукашенкова Жанна Васильевна,  учитель православной культуры,  русского языка и литературы 

МБОУ «СШ №34» города Смоленска

 

Среди методик, доказавших свое превосходство в деле развития творческих способностей, прекрасно зарекомендовала себя литературная зарисовка. Она лежит на стыке двух областей, очень живо и прочно связанных с творчеством: журналистики и метода творческого самовыражения Творческое ассоциирование посредством литературного творчества.  Творческая ассоциация – это

                Зарисовка        –        это        небольшое      всегда результат селекции.

Что имеется в виду? Во-

художественное письмо,      литературный      первых, придуманная набросок, каких в большом количестве можно ассоциация должна оказаться далекой от наиболее часто

встретить    в    произведениях    писателей    и

повторяемых, устоявшихся

дневниковых         записях.         Не         путать     ассоциаций. Во-вторых,

созданная ассоциация литературную зарисовку   с        формальным

одновременно адекватна

школьным сочинением – между ними по (гармонична) контексту глубинной сущности нет ничего общего.

Особенность зарисовки как методики находит выражение в жесткой системе требований и ограничений. Учащиеся сталкиваются с ней еще на самом старте творческого развития, ибо каждое требование подобрано специально – в определенном соотношении с тем или иным творческим качеством, за которое оно отвечает.

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя, заставляет вживаться в сюжет, сопереживать. Чтобы этого добиться, необходимо соблюсти следующие требования и ограничения. 

1.                 Первым делом зарисовка, вопреки существующим представлениям о свободе творчества, избегает вольного характера. Дома учащийся может по желанию писать всё, что ему захочется. На занятиях такой счастливой возможности он мгновенно лишается. Поисковая (рабочая) область зарисовки строго ограничивается темой. Учащимся дается определенное название зарисовки, сразу задающее четко очерченную направленность. Название предлагается одно, без альтернатив.

Литературная зарисовка ориентирована на развитие у ученика процессов творческого ассоциирования (см. запись на плашке). При строго заданной теме зарисовка предоставляет учащемуся и свободу мысли, и выбор сюжета (о чем писать). И этот выбор тем шире, чем активнее функционируют процессы творческого ассоциирования. Задача ученика: выйти за рамки стереотипа через яркие, оригинальные ассоциации, оставаясь при этом в границах темы зарисовки. 

Зарисовку нельзя писать по памяти. Необходимо силой воображения построить ситуацию, которой в опыте не было. Зарисовка – это воображение, а не плод опыта. Она, естественно, будет включать элементы опыта. Без этого деятельность воображения не мыслима. Но в целом это должно быть построение воображения, а не памяти.

2.                 Второе требование касается времени написания: время необходимо сразу строго ограничить.

Большое заблуждение считать, что временной лимит как способ активизировать импровизацию – серьезный шок для учащихся. Этот шок не больший, чем писать контрольную работу за 40 минут. Естественно, на первых порах приходится выслушивать от учащихся возражения, что у них «нет вдохновения», они «не могут писать по заказу», что они «не созданы для этого», у них «нет способностей к литературе» и пр. Однако за протестами, как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью. И достаточно бывает всего одного раза попробовать написать, чтобы все встало на свои места. Кстати, как свидетельствует опыт, сопротивляются обычно больше всех те, кто потом показывает если не лучшие, то, по крайней мере, очень достойные результаты. Так что временного лимита напрасно опасаться. Он – прекрасная дисциплина для творческих способностей во главе с импровизацией и обслуживающей ее интуицией.

Опять же по опыту работы, на первое написание зарисовки стоит отвести не больше получаса (30 минут). За это время учащиеся смогут привыкнуть к новой форме занятий и примерить, как им лучше распределять свои силы в дальнейшем. Уже со второго–третьего занятия время следует сократить до 15–20 минут, заранее (еще на первом занятии) предупредив об этом. А в дальнейшем, если это оправдано условиями, достаточно бывает и 10 минут. Через постепенное сокращение времени достигается формирование навыка творческой активизации в заданных обстоятельствах.

3.                 Объем не должен превышать 1–1,5 страницы. Четко и компактно выразите основную мысль зарисовки: что своим произведением вы хотите донести до читателя. Отсейте все лишнее – то, что перегружает текст и «заболачивает» саму мысль.

4.                 Методика литературной зарисовки зажимает ребят обязательством соблюдать в процессе письма законы жизненной правды. Абсолютно отвергнуты всякого рода фантастика, сказка и т.п. В сюжете отражена исключительно объективная реальность. Зарисовка в данном ограничении преследует две цели: 1) она развивает жемчужину всякого прикладного таланта – адекватность учащихся действительности; 2) а вторая причина, почему писать надо именно так, а не иначе… Потому, что написать реалистично гораздо сложнее, чем создать какую-либо фантасмагорию или голую абстракцию.

5.                 И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным языком. Ради чего? Основной прицел этого требования – вовлечь в творческий процесс эмоционально-чувственную сферу человека, без участия которой творчество выхолащивается.

В последние десятилетия зависимость творчества от эмоций нашла выражение в новой форме. Незамысловатая аббревиатура EQ проникла в психологию, без особого труда потеснив своего антипода – классическое IQ. На Западе теперь даже считается дурным тоном, проводя тестирование на IQ (при приеме на работу и т. п.), обойти стороной EQ. Такой чести «новичок» удостоился неспроста.

EQ – «emotional quality» – дословно переводится как «качество чувств».

Другие его ставшие уже традиционными наименования – «эмоциональный интеллект», «эмоциональное мышление». По результатам исследований Гарвардского Университета выяснилось, что на долю EQ в личном успехе человека приходится 80%, тогда как на долю интеллектуального мышления (IQ) всего лишь 20%. «Успех» в данном случае понимается в самом широком смысле: от профессиональной карьеры до благополучия в разного рода отношениях – семейных, деловых, в кругу друзей, в том числе под категорию успеха подпадают и творческие достижения. Отсюда, и такое внимание к ЕQ.

Зарисовка – произведение хоть и учебное, но тоже творческое. Поэтому, по возможности, писать ее тоже надо эмоционально, вовлекая в творческий процесс всю гамму чувственных переживаний. Тогда, быть может, вероятность получить на выходе качество возрастет.

Если образы зарисовки шаблонные – значит, чувства зажаты, неподвижны, их что-то сковывает. Если же письмо пластичное, заставляя сопереживать сюжету и герою, – чувства свободны, ничто их не сдерживает, кроме, конечно, цели зарисовки…

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных средствах (тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм, аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора, антитеза, градация, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, умолчание, фразеологизм, эллипсис).

 

*            Пример из художественной литературы

Все светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. (Н. В. Гоголь. Отрывок из повести «Ночь перед Рождеством»).

 

*            Пример из ученической работы

 

Рождество (фрагмент)

Рождество Христово! Морозный, хрустальный праздник! Мысль о Рождестве захватывает дух. Представляется сверкающее, живое небо, на котором каждая звездочка – это маленькая жизнь. Они пульсируют, мигают, трепещут. Звезды – влекут, смотрят на тебя миллионами горящих глаз. Нет, это не звёзды, это – взирает само Н е б о .

Серебрится снег рассыпанными замёрзшими крепкими жемчужинами. Хруп-хруп:

идёшь ты по нему к храму…

Ах, как хорошо и чисто на душе, будто заново родился. Это – Рождество!..

Погружаясь в рождественское волшебство, забываешь худое и горестное. Смотришь на Млечный Путь, который представляется дорогой в далёкое и высокое Небо, где летают райские птицы, ангелы. Какая красота! Так и хочется оторваться от земли и подняться в это манящее Небо, подлететь к каждой звёздочке, поговорить с ней, восхититься красотой земли. Земля встречает Рождество Младенца Христа!..

Рождество – особый праздник! Люди возвращаются с Рождественского богослужения. В их взглядах – тепло и нежность. Христос родился! Славьте!..

Морозный воздух звенит и своим звоном вселяет в тебя веру… веру в добро и милосердие, которые задымлены серыми буднями…

Рождество – это новое рождение тебя самого для новой жизни, для Вечной Жизни!

(Дарья Г., 10 класс, МБОУ «СШ» №34 города Смоленска)

 

Зарисовка Лукашенкова

Зарисовка Лукашенкова

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя, заставляет вживаться в сюжет, сопереживать

Успешная литературная зарисовка «цепляет» читателя, заставляет вживаться в сюжет, сопереживать

Однако за протестами, как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью

Однако за протестами, как правило, лежат всего лишь кокетство с элементами самоутверждения или отсутствие мотивации, объясняемое элементарной неопытностью

И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным языком

И последнее требование зарисовки: писать ее надо образным языком

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных средствах (тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм, аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора,…

Образный язык имеет выражение в изобразительно-выразительных средствах (тропы, сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, гипербола, гротеск, литота, оксюморон, перифраз, плеоназм, окказионализм, аллегория, символ, ирония, каламбур, анафора,…

Рождество – это новое рождение тебя самого для новой жизни, для

Рождество – это новое рождение тебя самого для новой жизни, для
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017