Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему "Буква Г, звук [г]

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буква и звук г.docx

Целеполагание

Тема:  Звуки [г], [г‘]. Буква Г г

Цель (перспективная): формирование умений первоначальных навыков чтения.

Цель актуальная: ознакомление  со звуками [г], [г‘]; буквой б; формирование навыка чтения.

Задачи:

Обучающая: ознакомить с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки; научить читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Развивающая: развивать мышление через сооотношение слов с иллюстрациями; развивать память через заучивание отрывка стихотворения А. Барто.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Пр.1.-вычленяют звуки из слова;

Пр.2.-различают согласные звуки: мягкие и твёрдые; звонкие и глухие;

Пр.3.-различают понятия звук и буква;

Пр.4.-читают вслух короткие тексты с соблюдением пауз.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Базовые логические действия

П1-сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей: определять отличительные особенности гласных и согласных звуков; твёрдых и мягких согласных звуков;

П2-характеризовать звуки по заданным признакам;

Базовые исследовательские действия

П3-проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу, подбирать слова к модели;

Работа с информацией

П4-анализировать графическую информацию модели звукового состава слова;

П5- самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

Коммуникативные УУД:

Общение

К1-корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Регулятивные УУД:

Самоорганизация

Р1-определять последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

Самоконтроль

Р2-оценивать правильность написания букв, соединений букв

Совместная деятельность;

Р3-принимать цель совместной деятельности;

Р4-ответственно выполнять свою часть работы.

Личностные результаты:

Лр.1.- бережное отношение к физическому здоровью.


 

Конспект урока обучения грамоте

Тема: «Звуки [г] [г,]. Буквы Г, г»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Доброе утро, уважаемые ученики, я очень рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем своему соседу по парте хорошего дня.

-Отлично, проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. Что у нас должно лежать на столе?

-Теперь садятся девочки, затем мальчики. Посадкой мы показываем нашу готовность к уроку, спинку выпрямили, ручки сложили друг на друга

- Доброе утро

 

 

 

 

-Азбука, пенал, карточки для обозначения звуков

Мотивационный момент

-На протяжении этого урока на доске будет висеть табличка с  буквами, которые мы с вами уже проходили, однако одной буквы будет не хватать для понимания смысла слова. И чтобы его отгадать, нам нужно будет хорошо постараться, изучая новую букву.

 

Пишет на доске буквы «ерой».

 

Актуализация знаний

Внимательные покупатели»

 (Раскладывает на своем столе карточки с изображениями. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук)

- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к],[м],[р‘],[в‘],[л‘],[п],[н],[з‘]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

 

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторы

которых  начинаются  на  звук  [к]  или  [м].  Эти  игрушки  вы  можете  взять.  Выбирайте,  но

будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность  задания  в  том,  чтобы  вместо  игрушки,  название  которой  начинается,

допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается

на звук [м'] (мяч, мишка)

 

(Двое детей сидят на кассе. Проверяют за правильностью выполнения. Остальные выбирают нужные им предметы)

 

 

Целеполагание

-Ребята, я на доске развесила карточки, но совсем забыла в каком порядке они должны быть, поможете мне их развесить правильно?

-На этих карточках изображены шаги изучения новой буквы, кто сможет выйти к доске и развесить их в правильном порядке?

-Большое вам спасибо, без вас я бы не справилась. Порядок чего у нас с вами получился?

 

-Отлично, раз мы знаем план нашей работы, то начнем его выполнять.

-Да

 

 

 

-Сначала ухо, потом буква, потом книга

(выходят два человека и переставляют по одной карточке в нужном порядке)

-Изучения новой буквы

Открытие нового знания:

-Ребята, мне на телефон пришло голосовое сообщение от настоящего  тигра, представляете? Хотите послушать, что он мне сказал?

 

-Поможем Тигу?

(На экран выводится слайд со звёздами, которые обозначают загадки)

-Видимо нам с вами нужно собрать эти звёздочки, чтобы выбраться из лиан. Но звёздочки непростые, в каждой из них есть загадки.

-На столе передо мной

.Закрутился шар земной:

Арктика, экватор, полюс

-Уместил всю землю…

 

-Здесь на ветке чей-то дом,

Ни дверей в нём, ни окон

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут…

 

-Листья, опавшие в кучу гребли, землю на грядке рыхлили, скребли

Долго трудились-ослабли

Спят между грядками …

 

-Весь я сделан из железа

У меня ни ног, ни рук

Я по шляпку в доску лезу,

А по мне все стук и стук.

 

-Гном стоит в лесу на ножке,

В шапке, в лаковых сапожках,

Лезь в корзину, мой дружочек,

Будет к ужину…

 

-Как вы думаете, чем эти слова схожи между собой?

 

 

 

 

 

 

 

–Да

 

 

 

 

-Глобус

 

 

 

 

 

-Гнездо

 

 

 

-Грабли

 

 

 

 

-Гвоздь

 

 

 

 

 

-Грибочек

 

 

 

-Они все начинаются на звук [г]

1) выделение и характеристика изучаемых звуков:

• полный звуковой анализ слова с изучаемыми звуками

 

• выделение нужного звука, его произнесение, характеристика;

 

- Верно, давайте решим, какой это звук и какой фишкой его надо обозначать.

-Для начала определимся, это гласный или согласный звук? Есть ли какая-то преграда воздуху?

-Твёрдый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

 

-Какой карточкой мы его обозначим?

-Отлично, ребята, идём помогать Тигу дальше.

(На экран выводится слайд с картинками-отгадками и новые картинки. Гитара,глобус,гепард.)

-Здесь нам предлагается разделить слова на группы и даны подсказки как именно это сделать, но среди отгаданных слов появились новые, что новые объединяет?

-А что это за звук? Дайте ему характеристику на примере слова гитара.

 

-Конечно, именно поэтому вторая подсказка это карточка с обозначением мягкого звука [г’]

 

 

 

 

– [ггг]. Язык прижимается к верхним зубам.

– Согласный.

– [г]. Твёрдый.

– [г] (кладут руку на горло). Звонкий.

(Показывают фишку с колокольчиком и одной линией)

 

– Они начинаются на звук г

 

-[г’г’г’]итара. Язык мешает. Звук [г’] согласный.

[Г’г’г’] звук мягкий, так как губы расплываются в полуулыбке.

(Закрывает уши)

[Г’г’г’] он звонкий, так как есть звон в ушах.

 

 

• сопоставление парных по твердости-мягкости звуков

-Какие звуки нам встретились в этом задании?

-В чем их сходство?

-А различие?

 

-Отлично, переходим к следующему заданию. Нам с вами дана звуковая схема какого слова?

(На экран выводится звуковая схема слова гнездо и не заполненная звуковая схема слова гитара.)

-А какое слово предлагается сделать самим? Составьте его на своих партах самостоятельно.

(Составляет на доске)

-У кого получилось так же, вы молодцы.

 

– [г] и [г’].

-Они согласные и звонкие

-Один твёрдый, другой мягкий

-Гнездо

 

 

-Гитара

(составляют звуковую схему на партах)

 

 

 

 

 

·         упражнения в слышании звука

-Смотрите, как наш Тиг испугался, кто это с ним?

(Слайд с картинкой тигра)

 

-Давайте поможем ему и спугнем орла. Я буду называть слова, если вы слышите звуки [г] [ г’] в начале слова, то хлопаете один раз, в середине-два раза, в конце-три раза.

 

-Снег

-Гирлянда

-Вагон

-Снегирь

-Газета

-Берег

-Мы молодцы, орел улетел ни с чем.

 

 

-Орёл, который забрал гербарий.

 

 

 

 

 

 

(Хлопают три раза)

(Хлопают один раз)

(Хлопают два раза)

(Хлопают два раза)

(Хлопают один раз)

(Хлопают три раза)

2. Обозначение выделенных звуков буквой.

 

(На слайд выводятся листья, внутри которых правильное и неправильное изображение буквы «Г»)

 

- Мы нашли гербарий Тига! Но здесь не все листочки его, нам нужно выбрать два листочка, которые принадлежат ему. Для этого мы с вами познакомимся с буквой «Г».

 

-Глянь, на стройке буква «Г»

На громаднейшей ноге.

И до неба головой-

Кран подъемный грузовой.

 

-А чтобы лучше запомнить как выглядит буква «Г», мы сначала напишем её пальчиком на своей ладошки, а затем мы все встанем и покажем её своим телом.

 

 

-Молодцы, а что насчёт листиков? Где буква «Г» изображена правильно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Пишут слово на ладони, а затем встают со своих мест и показывают разными способами)

 

 

(Выходят к интерактивной доске и показывают правильный вариант ответа)

 

 

 

 

3. Обучение чтению слогов с новой буквой

-И с эти мы тоже справились! Настало время последнего задания! Тигу нужно распределить слияния букв к нужным схемам, чтобы получить последние листики.

 

-Но сначала мы откроем азбуку на странице 119 и попробуем по цепочке прочитать слияние в красной рамочке.

 

 

 

 

-Умнички, вернемся к Тигу. Какие слияния мы отнесём к мягким? Почему?

 

 

 

 

-А какие к твёрдым?

 

-Ура! Мы смогли помочь Тигу собрать свой гербарий снова. Он всем вам передает слова благодарности и очень ждёт следующей встречи!

 

 

 

 

 

 

(Читают по цепочке)

-Ги

-Гу

-Га

-Ге

-Го

 

-Ге и гю

-Потому что звук г мягкий, его смягчает последующий гласный.

 

 

-Гу,га,го. Потому что звук г твердый