Технологическая карта урока по обучению грамоте на тему "Чтение слов и предложений с буквой Щ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Чтение слов и предложений с буквой Щ.docx

 

Организационно-мотивационный

Здравствуйте, уважаемые ученики, меня зовут Евгения Рашидовна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Часто ли вы ходите в магазин?

Что покупаете? 

Вы когда-нибудь видели, что ваша мама или ваш папа покупает, чтобы приготовить суп?

Сегодня я вам предлагаю отправиться в магазин и тоже купить нужные продукты на суп.

-Здравствуйте!

 

-(Свои варианты ответа)

Целеполагание

Для этого нам нужно посмотреть, а что же у нас уже есть, какие знания?

Что вы проходили на прошлом уроке обучения грамоте?

Читали ли вы слоги с буквой Щ?

А что можно составить из слогов?

А из слов что можно составить?

Как вы думаете, тогда какая цель будет у нашего урока?

У меня есть пункты плана, как вы думаете, в каком порядке их нужно расставить?

(1.Повторить всё, что мы знаем о звуке Щ

2. Отработать навыки чтения с слов и предложений с буквой Щ)

-Букву Щ

-Да

-Слова

-Предложения

-Научиться читать слова и предложения с буквой Щ

(Расставляют пункты плана в правильном порядке)

 

Актуализация

Тогда приступим к выполнению первого пункта плана. Начнем с небольшой игры, чтобы мы точно могли запомнить список продуктов, мы ей в этом поможем.

Глаз-фотограф

Показываю 4 карточки, ваша задача запомнить буквы на этих карточках. (а р к в ) Дайте характеристику хотя бы одной из букв.

Ой-ой-ой, нам мешают пройти голуби, которые слетели с крыши, давайте их отгоним.

 Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:

пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

 

Какой звук обозначает буква Щ? Дайте ему характеристику.

Назовите слова с буквой щ. Звуковые модели с ними на доске.

 

 

Физминутка
В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмахи руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (широко разводят руки)
И до дома донесли. (руки домиком над головой).

Чтобы смочь прочитать слова с буквой щ в магазине, что мы должна уметь делать в первую очередь? Из чего состоят слова?

В парах расставьте слоги по витринам, на верхнюю витрину слоги, который начинаются с мягкого звука, а на нижнюю – с твёрдого звука. (ЩИ, ЩА, ЩУ, РА, МИ, КА, ШИ, ЖУ)

(дается картинка, должны соотнести слоги)

Верхняя витрина: ЩИ ЩА ЩУ МИ

Нижняя витрина: РА КА ШИ ЖУ слова составить почитать

(проверка по образцу)

 

Разве звуки а и у смягчают другие звуки? Почему они оказались на верхней витрине?)

Какую задачу мы сейчас выполнили? Положим тогда в наш шопер овощи, закрасьте любой выбранный на рабочем листе

И переходим ко второй задаче.

- Буква «А», гласная, обозначает звук [а]

-Буква «Р», согласная, звонкая, непарная, обозначает звуки  [р] и [p’]

-Буква «К», согласная, глухая, парная [c], обозначает звуки [к] и [к’]

-Буква «В», согласная, звонкая, парная [ф], обозначает звуки[в][в‘]

 

(хлопают на словах пищать, гуща, трещать, угощать)

 

 

-согласный, мягкий, глухой

 

 

 

 

(физминутка)

 

 

 

-Читать слоги

 

 

(выполняют задание)

 

 

 

-Не смягчают. Слоги с этими звуками оказались на верхней витрине, так как буква Щ обозначает мягкий звук.

-Первую

 

Чтение слов с буквой Щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение предложений с буквой Щ

Слоги по витринам расставили, самое время, чтобы пойти в магазин. Только что-то тут не так. Что случилось, как вы думаете?

Какой буквы на них не хватает?

(На доске написано, рядом картинки)

ЛЕ

ИТ

ОВО..И

ЕНОК

АВЕЛЬ)

Какой звук обозначает буква Щ в этих словах?

А какой-то другой звук она может обозначать?

 Как вы думаете, а из чего, написанного здесь, мы можем сварить суп?  Вот и мы покупаем себе овощи и отправляемся домой (Анимация на слайде)

Какие овощи вы знаете?  Какие же овощи мы купили?  Такие можно покупать?

 

Я сделала звуковую модель одного из слов, отгадайте, что это за слово.  ( щавель ) Куда падает ударение?

ФИЗМИНУТКА

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе.

(потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт.

(правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать.

(приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива.

(потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного.

(потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

(дети садятся)

 

 

 

 (В конверте на группу по 4 человека дается 2 слова.)

 Объединитесь в группы по 4 человека, каждой группе выдаю конверт и звуковые модели , ваша задача: выложить звуковые модели для слов, а под ней буквы и распределить задачи: двое выкладывают слова, а двое звуковые модели. (Щука, шило, касса, покупка, витрина, кастрюля, тележка, работа, овощи, капуста, продукты, чек, цена, покупатель, вещи, товар)

Сходите к другому столу и проверьте, правильно ли они сделали (затем проверка по образцу)

 

  Скажите, каким слово мы можем обобщить эти слова? Где можно это всё найти? 

Перед чтением предложений нужно размять наши губы, поэтому повторяем за мной, громко четко.

Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.

Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

 

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

А ЧТО ЗНАЧИТ НЕМОЩНЫЙ? Слабый, больной.

 

 

 

Как вы думаете, а какой овощ самый полезный? Откройте азбуки на странице номер 64.

Picture background 

Сейчас мы это и узнаем. Поставьте пальчик на название произведения, как оно называется? (хором)

Посмотрите на картинку, как вы думаете, о чем будет этот текст?

Прочитайте этот текст самостоятельно и скажите, правильно ли мы предположили?

Начиная с первой парты первого ряда, начинаем читать по цепочке по предложению. (Чтение по цепочке) О каких овощах идёт речь? Можно ли назвать это произведение сказкой? Что необычного происходит в этом произведении? Какой всё-таки овощ самый полезный?

Вот поэтому овощи нужно есть чаще, чтобы обогащать свои организм витаминами.

А в названии каких супов есть буква Щ? Ели ли вы эти супы? А готовить помогали родителям?

Какую задачу мы выполнили?

 

-У ценников стерлись буквы

 

-Буквы Щ

(Выходят и дописывают букву, хором читают слово)

 

 

 

 

 

-Мягкий

-Не может

-Из овощей и леща

 

-Морковь, помидор, капуста, огурец и т.д.

 

 

-Это слово щавель

 

 

 

 

-На второй слог. щавЕль

 

(физминутка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В магазине

 

-Вторую задачу, мы читали слова

 

 

(повторяют за учителем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-(Варианты детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Овощи

 

 

 

 

-Картошка, капуста, морковь, горох, петрушка, свёкла

-Можно. Овощи разговаривают между собой.

 

 

-Все овощи полезные, так как в каждом свои полезные свойства.

-Борщ, Щи. Ели

 

 

 

 

 

Рефлексия

Ребята, чему вы научились на уроке? Достигли ли цели?

(На доску вывешивается кастрюля и овощи)

Если вам всё понравилось, и с заданиями вам было легко справляться, — добавьте в наш суп яркий, красный помидор.  

Если задания были трудными, неинтересными, — добавьте лук.