Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

разработка к уроку русского языка
Иконка файла материала Методическая разработка урока русского языка в 4 классе, тама склонение.docx

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе

Тема: «Склонение имён существительных»

Цели урока:

·         Образовательные:

o    повторить падежи и их вопросы;

o    научить определять склонение имён существительных;

o    отработать алгоритм определения склонения.

·         Развивающие:

o    развивать логическое мышление через анализ языковых примеров;

o    совершенствовать орфографическую зоркость.

·         Воспитательные:

o    воспитывать внимательность к слову;

o    формировать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

·         учебник «Русский язык. 4 класс» (по программе);

·         карточки с заданиями;

·         интерактивная доска (или таблицы);

·         презентация (опционально).


Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

·         Приветствие, проверка готовности к уроку.

·         Мотивация:

«Сегодня мы отправимся в грамматическое путешествие по стране "Склонение". Чтобы не заблудиться, нужно знать её законы!»

2. Актуализация знаний (5 мин)

Устное задание:

·         Повторить падежи (вопросы, вспомогательные слова).

Игра "Угадай падеж":
Учитель называет словосочетания (писать в тетради, подойти к школе), ученики определяют падеж.

3. Постановка проблемы (3 мин)

·         На доске записаны слова: земля, окно, степь.

«Почему у этих слов разные окончания в одном и том же падеже?»

·         Подводим детей к выводу: существительные делятся на группы — склонения.

4. Открытие нового знания (10 мин)

Объяснение:

1.    Склонение — это изменение существительных по падежам.

2.    3 типа склонения (таблица на доске):

o    1-е: сущ. ж.р. и м.р. с окончанием *-а/-я* (мама, дядя).

o    2-е: сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с *-о/-е* (стол, окно).

o    3-е: сущ. ж.р. с мягким знаком на конце (степь, мышь).

Закрепление:

·         Упражнение из учебника: распределить слова (конь, радость, деревня) по склонениям.

5. Практическая работа (15 мин)

Задание 1 (индивидуально):

·         Определить склонение слов: тетрадь, солнце, герой.

Задание 2 (в парах):

·         Составить предложения с существительными 1-го, 2-го и 3-го склонения.

Задание 3 (игра "Сортировка"):

·         На карточках написаны слова (метель, камень, роща). Дети распределяют их по столбикам-склонениям.

6. Рефлексия (5 мин)

·         Вопросы:

o    Какие существительные относятся к 1-му склонению?

o    Как определить склонение?

·         Самооценка: Дети поднимают карточки:

o    🟢 — понял тему;

o    🟡 — остались вопросы;

o    🔴 — не разобрался.

7. Домашнее задание

·         Учебник: упр. 123 (выписать 5 слов каждого склонения).

·         Творческое задание: нарисовать схему-подсказку по склонениям.


Приложения

1.    Таблица "Склонения" (для выдачи детям):

Склонение

Окончание

Примеры

1-е

-а, -я

мама, дядя

2-е

-о, -е или нулевое

окно, конь

3-е

мышь, рожь

2.    Дифференцированные задания:

·         Для сильных: придумать стихотворение-подсказку.

·         Для слабых: вставить пропущенные буквы в словах (в тетрад.., на деревн..).


Критерии оценки:

·         Умение определять склонение — 5 баллов.

·         Правильность выполнения упражнений — 3 балла.

·         Активность на уроке — 2 балла.

Урок сочетает теорию, практику и игровые элементы, что соответствует возрастным особенностям четвероклассников.

составь карточки игра Угадай падеж

Карточки для игры «Угадай падеж»

Цель: закрепить знание падежей и их вопросов в игровой форме.

Правила игры:

1.    Учитель (или ведущий) раздаёт карточки с предложениями.

2.    Ученики определяют падеж выделенного существительного и объясняют свой выбор.

3.    Можно играть индивидуально, в парах или командами.


Вариант 1: Карточки с предложениями

Предложение

Выделенное слово

Правильный ответ

1

Мама купила яблоко.

яблоко

Винительный (кого? что?)

2

Кот спрятался под кровать.

кровать

Творительный (под чем?)

3

Птица села на ветку.

ветку

Винительный (на что?)

4

Дети гуляли в парке.

парке

Предложный (в чём?)

5

Подарок для сестры.

сестры

Родительный (для кого?)

6

Лампа стоит на столе.

столе

Предложный (на чём?)

7

Ветер дует из окна.

окна

Родительный (из чего?)

8

Мальчик рисует карандашом.

карандашом

Творительный (чем?)

9

Цветок растёт у дороги.

дороги

Родительный (у чего?)

10

Мы говорили о лете.

лете

Предложный (о чём?)


Вариант 2: Карточки с вопросами-подсказками

(Для усложнения игры можно убрать выделение слова.)

Вопрос

Пример ответа

Падеж

1

Кого испугался щенок? (кота)

кота

Родительный

2

Чем режут хлеб? (ножом)

ножом

Творительный

3

На чём сидит воробей? (на ветке)

ветке

Предложный

4

Кому подарили книгу? (другу)

другу

Дательный

5

Что упало со стола? (яблоко)

яблоко

Именительный


Вариант 3: Карточки с пропущенными словами

(Дети вставляют слово в нужном падеже.)

Предложение

Варианты

Падеж

1

Собака бежит за _______. (кошка/кошкой)

кошкой

Творительный

2

Нет _______ в доме. (свет/света)

света

Родительный

3

Письмо от _______. (бабушка/бабушки)

бабушки

Родительный

4

Мечтаю о _______. (море/море)

море

Предложный

5

Подарил _______ (подруга/подруге)

подруге

Дательный


Как использовать:

1.    Для фронтальной работы:

o    Учитель зачитывает предложение, дети поднимают карточку с названием падежа.

2.    Для групповой игры:

o    Разделить класс на команды. Каждая команда тянет карточку и обсуждает ответ.

3.    Для интерактива:

o    Дети по цепочке исправляют ошибку в предложении («Подошел к дерева» → «к дереву»).


Дополнительные идеи:

·         «Падежный квест»:
Разложить карточки по классу, дети ищут их и определяют падеж.

·         «Исправь ошибку»:
Дать предложения с неправильными окончаниями («иду к мама»).

Игра подходит для повторения перед контрольной или в качестве разминки на уроке. Можно адаптировать под любой УМК.


 

Посмотрите также