Русский язык.Орфография. Основные орфограммы.Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков».
Составитель:
Малышева В.Н.
Цель. Задачи урока.
***Уметь определять написание мягкого знака в словах в нужном месте: середина или конец слова. ***Выявлять принадлежность буквы мягкий знак : показатель мягкости или разделительный.
Закрепить знания по теме»Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков».
Находить место написания мягкого знака в слове: середина или конец.
Упражнения для урока.
Упражнение 1.
*** Правило.
---МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. На конце слова мягкость согласных звуков обозначается буквой Ь.
***ПРИМЕРЫ:
пень, лень, тень, бровь, олень, сирень, голубь, свирель, уголь, медаль, окунь, морковь, степь,
февраль, октябрь, ноябрь, декабрь, январь…
Типы упражнений.
Упражнение 2.
*** Списать и подчеркнуть показатель мягкости.
РЬ МЬ ПЫ БЬ НЬ ВЬ СЫ ЬЯ МЫ ЗЬ ЬЁ ЛЬ ТЬ ЗЫ ФЬ ЬЮ ЬЕ ДЬ ЬИ ЬП ЬШ СЬ БЫ ЛЫ ГЫ ЬЯ НЬ ЩЬ ЧЬ ВЫ ЛЫ ДЫ МЬ
Типы упражнений.
Упражнение 3.
Разделите слова на две группы. Объясните правильность выбора.
Угол, мель, укол, быль, боль, шест, тень, вяз, клад, был, вязь, ел, мат, ель, уголь, кладь, пыль, пол, плыл, петь, есть, плот, год.
Типы упражнений.
Упражнение 4.
Запишите слова группами, подчёркивая мягкий согласный на конце слова.
*** Рябь, зыбь, голубь, дробь, зябь, особь, прорубь, Обь.
*** Любовь, морковь, бровь, кровь, червь, правь.
*** Медь, гвоздь, дождь, заводь, медведь, гладь,
лошадь, изгородь, глядь, впредь, груздь, грудь.
*** Топь, сыпь, поступь.
Типы упражнений.
Упражнение 5.
Запишите и подчеркните мягкий согласный в конце слова.
Король, корабль, метель, акварель, вдоволь, картофель, озимь, познакомь, очень, лень, огонь, плетень, Сибирь, ширь, государь, отмерь, гляделась, спалось, карась, надпись, оглянись, пройдись, новость, радость, решать, двенадцать, верфь.
Подчеркните в словах знакомые орфограммы.
Типы упражнений.
Упражнение 6.
***Буква мягкий знак обозначает мягкость согласного в середине слова.
Примеры:
Пеньки, огоньки, полька, банька, угольки, деньки, редька, зорька, горькое, галька, Булька, стальной, беленький, льняной, апельсин, только, долька, большой, зверьки, васильки, льдинка, горький.
Закрепление.
Упражнение 7.
***Вставить букву Ь, где нужно.
Воп…рос, звер…ки, цвет…ки, книж…ка, васил…ки, шумят…, креп…ко, л…дина, обув…, щавел…, ел…ник, бол…шие, желат…, март…, мыл…ница, отряд…, гулят…, побел…ка, кор…зина, воз…дух, огон…, кран…, хор…ки, охот…ник.
Самостоятельная работа.
Упражнение 8.
*** Выпишите слова в два столбика.
Мыл*ный, заин*ка, читат*, л*виный, лин*ка, декабр*, пол*за, медвед*, вол*ная, осен*, сил*ный, горет*, сет*, сверкат*, тетрад*, топол*, пал*то, звер*, стебел*, сосул*ка, школ*ница, сел*ский.
I. Конец слова Ь. II. Середина слова Ь.
Самостоятельная работа.У вас всё получится.
Упражнение 9.
***Спишите, заменяя выделенные слова антонимами.
СЛАБЫЙ мальчик, БОЛЬШОЙ куст, ЗДОРОВЫЙ юноша, ВЕСЁЛЫЙ человек, СЛАДКИЙ перец, БЛИЖНИЙ парк, ДАЛЬНИЙ родственник, СИЛЬНЫЙ мороз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.