Правописание слов с буквами Ъ и Ь знаками.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка по теме "Правописание слов с Ъ и Ь знаками"
Иконка файла материала Технологическая карта урока.docx

 

 

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Савранская Татьяна Михайловна

Класс: 4

УМК: «Школа России» 

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание слов с буквами ъ и ь»

Тип урока: урок систематизации знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: урок систематизации и обобщения знаний

Цели для учителя:

1.       создать условия для обобщения знаний правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков

2.       содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение,

3.       способствовать развитию внимания и наблюдательности,

4.       формировать умение работать в коллективе, давать самооценку учебной деятельности          

Технологии, используемые на урокепроблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий.

Ресурсы для урока:

1. Интерактивное пособие «Шишкина школа»

2. Карточки для самостоятельной работы.

3. Компьютер, проектор, интерактивная доска

4. В.П. Канакина, учебник «Русский язык», 4 класс

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

-применяет изученные правила правописания слов с ъ и ь

-находит отличие между разделительным ъ и разделительным ь; разделительным ь и ь -показателем мягкости

-определяет место орфограммы в

-работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность

-определяет степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

-самостоятельно формулирует тему и задачи урока после предварительного обсуждения

-различает правописание в словах с ъ, ь

-устанавливает причинно-следственные связи

-делает умозаключение

-договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

-высказывает и обосновывает свою точку зрения

-контролирует, корректирует, оценивает действия партнера

-планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

                                                                                                       Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

1.Самоопределение к учебной деятельности

(орг. момент)

Мотивирование

/возникновение у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

 

1.Проверка готовности

 

 

 

 

2.Настрой   на работу

 

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности

включения в учебную деятельность

На доске: «Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну»

Предлагает вдуматься в высказывание и предугадать, о чем пойдет речь на уроке, включиться в учебную деятельность.

Предполагают:

-Мы мало знаем о словах нашей речи, надо активно работать, не отвлекаться, работать дружно. Это поможет узнать новое, получить хорошую оценку;

-Смогу применять новые знания в жизни.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место,

Делают высказывания, суждения

Наблюдение за высказываниями учащихся.

2.

Актуализация знаний и коррекция знаний учащихся.

 

Воспроизведение и применение

правил посадки

при письме.

Организация актуализации нового материала через работу с группой

слов, поиск вариантов ответов.

 

Обсуждение

Комментирует ученик

 

Наблюдение над языковым

материалом.

Индивидуальная работа.

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Напоминает учащимся о правилах работы в группах.

 

-Внимательно рассмотрите слова в карточке. (Приложение1, карточка 1)

-Выберите основание деления и разделите все слова на группы.

 

-Обсудите в группах варианты деления (Лист А3)

 

Выявляет уровень знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение в группе.

 

Классифицируют слова, каждая группа на доске вывешивает свой вариант и аргументирует свой выбор.

1.Единственное и множественное число имен существительных.

2.Одушевленнные и неодушевленные имена существительные.

3. Наличие в словах ъ и ь знаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все варианты ребят помещены на доске, идет обсуждение, делают вывод.

Возникает коллизия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за ответами и позицией учащихся.

 

Наблюдение за взаимоотношениями при работе,за постановкой вопросов .

 

 

 

 

Физминутка

3.

Постановка учебной задачи

Проблематизация

   

 

Формулирование проблемы

 

 

 

 

 

 

Определять границу между знанием и незнанием

 

Обсуждение через побуждающий диалог

 

Организует проблемную ситуацию через вопросы:

-Ребята, вы хорошо потрудились, но верный вариант только один.

Открывает интерактивное пособие «Шишкина школа» (РЯ – 2кл., урок 50).

Вспомните высказывания Веснушки, Коксика и Шуни и среди выполненных вариантов найдите тот, который больше соответствует инструкции. Объясните свое мнение.

-Какую роль выполняют ъ и ь знаки в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сравните местонахождение в слове разделительного ъ и разделительного -ь?

 

 

 

 

 

-Определите по классификации слов о какой роли ь не говорили Веснушка и Коксик.

 

 

-Вспомните правила и сравните правописания ь после шипящих на конце имен существительных.

 

 

 

 

 

 

-Варианты с ъ и ь.

 

 

Делают вывод:

-Слова, в которых буква стоит в середине слова между согласной и гласной и согласная мягкая — это разделительный ь.

-Слова, в которых буква стоит в середине слова между согласной и гласной и согласная твердая — это разделительный ъ.

-Слова, в которых буква стоит в середине слова между согласной и согласной или на конце слова то, ь -показатель мягкости.

-Умение мягкого знака превращать одно слово в другое.

Выполняют сравнительный анализ.

-По сравнению с разделительным ь, разделительный ъ знак находится на стыке приставки и корня.

 

- О ь знаке на конце слов с шипящим на конце имен существительных.

 

-По сравнению с мужским родом, на конце имен существительных женского рода с шипящим на конце всегда пишется - ь.                

Создаётся проблемная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют границу между знанием и незнанием

 

 

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи,  делают сравнительный анализ.

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

4.

Построение плана выхода из затруднения

(«Открытие» детьми нового знания)

Целеполагание

 

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.

Планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью.

 

Работа в группах.

Предлагает сформулировать основной вопрос урока

-В чем трудность возникла при классификации имен существительных?

 

-Ребята, прочитайте правило в учебнике на стр. 65

-Что вы теперь будете знать о ъ и ь знаках?

 

Организует формулировку темы и постановку цели урока

-Какая же тема урока?

Фиксирует тему   на доске.

 

-Какую цель урока поставим перед собой?

 

 

 

-Проговорите метод выбора слова к той или иной группе. Что может вам в этом помочь?

 

 

Формулируют основной вопрос урока

-Чем отличаются слова, одной группы от другой?

 

Дети читают правило   в учебнике

 

 

 

-Правописание слов с буквами ь и ъ.

-Применять изученные правила правописания слов с ъ и ь

-Находить отличие между разделительным ъ и разделительным ь; разделительным ь и ь -показателем мягкости

-Определять место орфограммы в слове.

Определяют и формулируют цель учебной деятельности.

 

Разрабатывают план учебной деятельности.

 

Разрабатывают критерии учебной деятельности.  Понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности в соответствии с критериями.

 

 

Устанавливают причинно-следственные связи, делают умозаключения

Разработка критериев диагностики

 

 

Наблюдение за высказываниями, позицией учащихся, фиксация результатов высказываний учащимися

 

5.

Первичное закрепление

умений – применение знания.

 

Организовать усвоение детьми нового способа

 действий при решении данной учебной задачи

с их проговариванием во внешней речи:

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

Открывает слайд

- Прочитайте инструкцию на слайде.

Приложение 1 (карточка 2)

- Что вы будете выполнять?

-Запишите слова, вставив пропущенную орфограмму.

 

 

 

Проверяет выполнение задания.

- Что вам помогает справиться с заданием?

 

Работают по слайду, выполняя задание

 

 

Пересказывают инструкцию пошагово.

Объясняют и пишут в словах нужную орфограмму.

 

 

Проверяют выполнение задания в паре, проговаривают вывод:

-Чтобы правильно выбрать ь или ъ нужно  

Определить место орфограммы в слове и между какими буквами находится знак.

 

 

 

 

 

 

 

Применяют правила групповой работы

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают правило.

 

 

 

 

 

Проверяет и оценивает выполнение заданий вместе с детьми

6.

Обобщение и систематизация знаний

Сохранять цель учебной. Де.

Презентовать продукт (схему) исследования

слов.

Осуществлять оценивание по

наработанным критериям.

Составить схему понимания темы урока о буквах ь и ъ.

Нацеливает учащихся на выполнение схематизации понимания темы.

-В группах необходимо составить схему понимания темы урока.  

(Приложение 2)

 

Организует обсуждение результатов

Совместно с учащимися соотносит работу в группах с критериями.

 

Составляют схему понимания тему урока

Представители от групп представляют результаты, отвечают на вопросы одноклассников.

Остальные учащиеся задают вопросы на понимание, вносят свои предложения по теме.

Выбирают схему наиболее приемлемую (см.ниже)

 

Строят сообщения по результатам схематизации темы в соответствии с поставленной целью.

 

Руководители групп оценивают работу группы в соответствии с разработанными критериями.

 

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

 

 

Критериальное оценивание.

7.

Применение знаний и умений

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Индивидуальная работа по карточкам

с текстом.

Предлагает работу с текстом по карточкам.

(Приложение 3)

Организует помощь учащимся при выполнении.

-Сейчас из данного текста необходимо выписать сначала слова с разделительным ь, затем слова с разделительным ъ, далее слова с ь как показатель мягкости и ь показатель грамматической формы.

 

 

Выполняя задание, используют план своих действий, выделяют место знака в слове, определяют роль знака ставят и соотносят в нужную группу.

Взаимопроверкой контролируют правильность выполнения и оценивают

Применяют алгоритм правильного выполнения данного задания

Наблюдение,

помощь и оценивание работы.

8.

 Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

 

 

 

 

Организует работу по обсуждению материала, оценивает работу детей

– Назовите ключевые слова урока.

«Прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну.»

–Какую тайну слов с ь и ъ раскрыли на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто помог вам в понимании темы урока? Поблагодарите ребят.

 

Конкретизирует домашнее задание

Домашнее задание:

1. Упр 114    

2. Выучить правило на с. 66

Нарисовать рисунок Ь и Ь (по желанию)

                    Спасибо за урок!

Отвечают на итоговые вопросы урока

Анализируют свою работу на уроке

 

Оценивают свою работу на уроке

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

Делают выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью.

Определяют дальнейшие действия по решению учебной задачи.

 

Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Карточка 1.

Подъём, деньки, объявление, друзья, дочь, вьюга, жизнь, рожь.

 

Карточка 2.

 Причитай. Вспомни правила. Спиши, вставив пропущенные буквы.

В...юнок, учен...е, об...ем, счаст...е, раздол...е, бур...ян, врач…, ступен…ки, бел...е, в...езд, сынов...я, тиш…,  об...явление, жил...е, от...езд, ател...е, уст...е, зел...е, доч…, от...ехал, об...яснил, с...едобный, апел…син.

Карточка 3.

Вьюнок, ученье, объем, счасть.е, раздолье, бурьян, врач, ступеньки, белье, въезд, сыновья, тишь,  объявление, жилье, отъезд, ателье, устье, зелье, дочь, отъехал, объяснил, съедобный, апельсин.

Приложение 2.

 

 

Ъ (только разделительный!)

после приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я:

                                                                             Ь

разделительный

обозначает мягкость предшествующего согласного

 

 

показатель грамматической формы:

в корне перед Е, Ё, Ю, Я, И:;

 

показатель мягкости

У существительных после шипящих на конце женского рода

 

Приложение 3.

 

Зимой в лесу.

Пришла снежная зима. Друзья пошли в лес на лыжах. Мальчики съехали с горы и въехали в лес. Кругом следы птиц и зверей. Вот с сосны на сосну прыгнула белка. Она съела грибок. По тропе пробежал заяц. Под снегом пищала мышь.

      Вдруг подул ветер. С берез упали хлопья снега. Синички, воробьи съёжились от холода. Под елью большой сугроб. Там спит медведь.

     Скоро наступит ночь. Друзья поспешили домой.


 

Скачано с www.znanio.ru