Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Предложения простые и сложные. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала. Данный конспект подробно дает ход работы урока.
Иконка файла материала конспект урока.docx

Урок русского языка в 5 классе

 

Тема: Предложения простые и сложные. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью.

 

Цели:

- познакомить с простыми и сложными предложениями;

- научить различать простые и сложные предложения;

- познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;

- научить ставить ставить запятые и определять средства связи простых предложений в составе сложных.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

 

Этапы  урока:

1.     Организационный момент.

2.     Мотивирование к учебной деятельности.

3.     Актуализация знаний.

4.     Формулирование темы и цели урока.

5.     Изучение нового материала.

6.     Закрепление изученного материала. 

7.     Диагностический тест.

8.     Домашнее задание.

9.     Оценивание

10. Подведение итогов.

11.  Рефлексия.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Зовут меня Мария Николаевна. Я сегодня проведу у вас урок русского языка. Урок наш с вами очень важный, познавательный.

Давайте закроем глаза и представим себя на этом уроке. (Закрыли, представили) А теперь нам всем скажите, какими же вы будете на этом уроке? (1-1,5 мин.)

 

3. Актуализация опорных знаний

Ребята, вы знаете, что этот год 2024 объявлен годом семьи?

И я позволила себе пригласить к нам на урок одну из самых значимых семей русского языка – СИНТАКСИС. Вы знакомы с этой семьей? Мне она тоже очень знакома. Я каждый день хожу в гости к этой семье. А если она вам знакома, то вы, наверное, знаете и родственников её? Можете их описать?

Тогда я предлагаю составить небольшую фотостраницу.

(Работа в группе)

Ребята, перед вами портреты и родственников синтаксиса и соседи. Внимание! Задача: вам нужно выбрать только родственников синтаксиса и расположить их на фотостраничке. Подумайте сначала, кого вы выберете и как вы расположите их на странице. (Время до 2 мин.)

(Фотостраницы дети магнитят на доску. Для сравнения фото с презентации. (слайд 1)

(Выводы по работе)

А теперь давайте дадим портретную характеристику семье синтаксис. Предлагаю характеризовать ее по начальным буквам названия семьи – СИНТАКСИС: сильная, интересная и т.д.) (1 мин.)

 

Подлежащее и сказуемое – главные члены

Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены.

 

4. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, перед вами два текста (слайд 2)

 

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное. Она от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе.

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких гусят на прогулку, перед ними раскинулся огромный луг. Гусята щипали травку, а гусыня наблюдала за детьми. Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. Гусята подбежали к маме, и она спрятала их под своими крыльями.

Прочитайте. (Кто-то вслух)

Задача на внимание: понаблюдайте за предложениями в текстах и скажите, чем они друг от  друга отличаются. (Построением или составом) Предложения в первом тексте какие? А во  втором? Так тема урока какая будет? (называют) Цели? (называют) А теперь еще раз внимательно посмотрите на предложения во втором тексте. Между собой они чем различаются? (наличием союзов). (Дописываем тему, называем цели)

(слайд 3)

 

5. Изучение нового материала.

Для изучения нового материала я предлагаю вам послушать видеолекцию. Её нужно слушать как? (внимательно). И здесь снова задача: после внимательного прослушивания видеолекции вам нужно будет по новой теме задать вопросы друг другу. (Задают вопросы, отвечают на них) (3 мин.)

 

Я хотела бы ваше внимание обратить на то, как правильно различать простые предложения и сложные. На стр. 137 учебника, вверху, есть рассуждение по этому поводу. Давайте мы его прочитаем (кто-то читает вслух). Обратим внимание на предложение, выделенное жирным шрифтом в конце рассуждения. Так для чего ставят запятую в сложных предложениях? (чтобы разделить части сложного предложения или простые предложения в составе сложного).

Чтобы правильно определить, какое перед вами предложение – простое или сложное - я предлагаю составить некий алгоритм работы над предложением.

Итак, пред вами предложение

Старик наклонился к самому уху мальчика, и мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. (НА ДОСКЕ)

Прочитайте его. Значит, первый пункт алгоритма каков? (прочитать предложение) и т.д. (записывают в тетрадь) (слайд 4)

1)    Прочитать предложение.

2)    Определить, сколько грамматических основ в этом предложении.

3)    Подумать, какое это предложение: простое или сложное.

4)    Поставить запятую между частями сложного предложения.

5)    Если предложение сложное, то указать: союзное или бессоюзное.

6)    Если союзное, то союз взять в овал.

7)    Составить схему предложения.

 

Таким образом, ребята для чего мы составили с вами алгоритм? (чтобы правильно определить, какое перед нами предложение) (5 мин.)

 

6. Закрепление нового материала.

1)    Работа у доски

Давайте мы немного попрактикуемся на предложениях с помощью алгоритма. Записать предложения и рассказать о них по алгоритму.

 

Мать тихо подняла крылья, и гусята выбежали на траву.

Бабушка улыбнулась, в ее глазах светилась радость.

Физминутка.

Если простое предложение, то поднимаем одну руку, если сложное – две руки.

 

Мама стояла на кухне с полотенцем.

Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

Мама посмотрела на белый ствол, где он разделялся надвое.

Папа достал из конверта фотографию.

Дети задумались, и каждый из них вспомнил своего отца.

 

Если предложение сложное союзное, то приседаем, если сложное бессоюзное, то подпрыгиваем.

 

Бабушкин фартук Маша повесила на кухне, а дедушкины газеты сложила на журнальном столике.

Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. 

Целую ночь бабушка не спала, у нее болело сердце.

 

А теперь закройте глаза и представьте, что у вас длинный нос, как у Буратино. Напишите этим носом в воздухе слова: 1гр. – простое, 2 гр. – сложное.

 

2)    Работа в парах

Лингвистический эксперимент (прочитайте предложения: один – одно, другой – другое. Что это за предложения? (простые) Почему? Сконструируйте данные предложения в одно сложное.

 

Федька давно мечтал о велосипеде. Он ему даже снился.

Поехала однажды Мать в гости к сыну. Сын жил далеко-далеко.

Галя нажала  на звонок. Дверь ей отворила сестра.

В выходной день мама готовила вкусные пироги. Вся семья пила чай с пирогами и вареньем.

 

3)    Фронтальная работа. Составить по картинке по одному сложному предложению  и записать его в тетрадь. (слайд 5)

 

4)    Групповая работа. Подберите к первой части пословицы ее вторую часть. (слайд 6)

 

Вся семья вместе,

счастливым быть. 

Семьей дорожить -

когда над ней крыша одна.

Семья в куче,

такова и сестра.

Семья сильна,

не страшна и туча.

Каков брат,

так и душа на месте. 

Куда мать,

туда и дитя.

 

Вся семья вместе, так и душа на месте.  Семьей дорожить – счастливым быть.  Семья в куче, не страшна и туча. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Каков брат, такова и сестра. Куда мать, туда и дитя.

 

7. Диагностический тест (в режиме он-лайн)

 

8. Домашнее задание. (слайд 7)

¾   на «5» - составить текст о семье, употребив в нем и простые, и сложные предложения (5-8 предложений);

¾   на «4» - выполнить упр. 174, учить правило и  алгоритм;

¾   на «3» - выучить правило и алгоритм.

 

9. Оценивание

 

10. Подведение итогов.

 

11. Рефлексия.

(на доске схема простого предложения) Ребята, в этой схеме спрятано ваше настроение. Придумайте, пожалуйста, предложение к этой схеме, но такое, чтобы выражало ваше сегодняшнее настроение.

Схема какого предложения? (простого) Значит, и предложение у вас должно получится простое. Но я хочу, чтобы вы сначала мне позволили выразить свое настроение. Можно?

 

Я очень рада нашей с вами встрече.


 

Посмотрите также