Конспект урока сочинения по картине Шишкина "Рожь"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока сочинения по картине Шишкина "Рожь" предназначен для подготовки к уроку развития речи в начальных классах, а также для студентов СПО, изучающих методику преподавания русского языка
Иконка файла материала Конспект урока сочинения по картине Шишикина Рожь.docx

Тема: сочинение-описание  по картине Шишкина «Рожь»

Цель: Формирование умения писать сочинение-описание по картине.

Задачи:

1.     Познакомить с биографией И. И. Шишкина, с его картиной «Рожь»..

2.     Развивать навык выражать свои мысли в связном тексте.

3.     Воспитывать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

 

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

- Здравствуйте.

- Разгадайте ребус.

- И еще один.

- Пейзаж.

- Сочинение.

Актуализация знаний

- Что такое сочинение?

 

 

- Вспомните, что такое пейзаж.

 

- Кто пишет картины?

- Посмотрите на известную картину. Является ли она пейзажем?

- Кто знает, как она называется?

- Кто-нибудь знает, кто её написал (автора этой картины)?

- Сочинение – это наше изложение мыслей на какую-то тему.

- Картина, изображающая природу.

- Художники, пейзажисты.

 

- Да.

- «Утро в сосновом бору»

 

- Шишкин.

Постановка учебной задачи

- Да. Правильно. Это Шишкин. О чем мы уже успели вспомнить?

 

- Как думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим на урок?

 

- С названием картины и ей самой мы познакомимся позже.

- Мы вспомнили о том, что такое сочинение, понятие  «пейзаж», художника – пейзажиста - Шишкина.

- Тема – сочинение по картине Шишкина.

- Написать сочинение по картине Шишкина.

Открытие нового знания

- Давайте сначала пополним наши знания о творчестве Иване Ивановиче Шишкине.

БИОГРАФИЯ ШИШКИНА

- Посмотрим некоторые его работы. (Видео)

- Что вы заметили, смотря на эти картины?

- Главная тема творчества Шишкина – лес, причем лес, как правило, хвойных, вечнозеленых пород. Любимое время года – лето, любимое время дня – полдень.

- Среди этих картин была показана та, по которой мы будем писать сочинение. Отгадайте еще один ребус.

- Да. Эта картина так и называется «Рожь». Написана она в 1878 г. Картина «Рожь» была создана в окрестностях родной для художника Елабуги. Произведение демонстрировалось на VI передвижной выставке, открывшейся в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств, и в этом же году было куплено московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. В картине «Рожь» автор подчеркнул изобразительными средствами те мелочи, красота которых остается незамеченной за однообразными буднями.

- Рожь - это хлебный злак, из зёрен которого изготовляется мука, идущая на выпечку чёрного хлеба. Эта культура может поспеть и летом, так как ей нужно два месяца на то, чтобы созреть.

- Давайте ее рассмотрим. Что здесь изображено?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

- Какие краски здесь использованы?

- Что вам напоминают эти цвета?

- В знаменитом пейзаже «Рожь» торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно-голубым небом поля спелой ржи. Сосны четкими силуэтами выделяются на фоне неба.

- Как думаете, какое время года здесь изображено?

- Как вы это поняли?

- Как выращивают рожь?

- Мир природы связан с жизнью и деятельностью человека. Поспевший урожай – итог его труда и награда за труд и терпение, символ благополучия, божий дар и божья милость.

- Что изображено на первом плане?

- Какая рожь?

- Посмотрите, как она выглядит? Что  нам об этом говорит?

- Да. Колосья прогибаются под весом зерен.

- А какие деревья? Как они называются?

 

- Сосны четкими силуэтами выделяются на фоне неба. Что еще о деревьях можно сказать?

- Посмотрите, похожи ли они?

- Давайте опишем их. Начнем с этого дерева. (правое, самое большое)

 

 

- Как думаете, с чем это связано?

 

 

- Молодцы, правильно. Рассмотрим остальные деревья. Какие они?

 

- Но на их фоне мы также можем выделить еще одну сосну. Какую?

- Возможно, эта сосна, высохшая, изможденная, отражает внутреннее состояние Ивана Ивановича Шишкина. Всего за три года он лишился своей семьи, отчего вторую половину 1870-х годов провел в глубокой депрессии. В этот период, в 1878 г, он и написал эту картину. Его спасала и лечила живопись и работа, связанная с ней.

- Напоминают ли они вам что-нибудь или кого-нибудь?

- Да. Кажется, будто они стоят на страже и защищают это поле. Иван Шишкин детально выписал могучие деревья, придавая им образ мудрых старейшин.

- Что изображено на втором плане?

- Присмотритесь к облакам. Какие  краски использовал автор для их изображения?

 

- А какое же небо?

- Какая тропинка? От чего остались колеи на поле?

 

- Обратите внимание на птиц. Давайте-ка вспомним, когда птицы летают низко?

- Да. Возможно, собирается дождь. А может, это просто еще утро.

- Как думаете, что художник хотел сказать этой картиной?

- Мир Шишкина основан на фундаментальных ценностях – земле, стране, народе, благодати жизни и неба. Три основных цвета – желтый, голубой, зеленый – соответствуют трем основным первоэлементам картины – хлебу, небу, деревьям. Мир природы связан с жизнью и деятельностью человека. Поспевший урожай – итог его труда и награда за труд и терпение, символ благополучия, божий дар и божья милость. Деревья, обладающие своим индивидуальным характером, статью, в пейзажах Шишкина одушевлены, неслучайно в литературе о Шишкине прижилось их сравнение с васнецовскими богатырями.

- Давайте подумаем, что должно быть написано в наших сочинениях?

- Составим вопросный план сочинения.

- Что нужно сказать во вводной части?

1.     Что мы можем сказать об авторе картины, как она называется?

- Что в основной части должно быть?

2.     Как вы опишите картину?

- Нужно ли попытаться понять, что автор хотел показать нам этой картиной?

3.     Какую мысль хотел донести автор?

- И что нужно сказать в заключении?

4.     Какие чувства вызывает картина?

- Запишите пункты плана в тетрадь.

- Составьте из предложенных слов словосочетания.

- А теперь давайте попробуем составить предложения из слов и словосочетаний.

- И подберем синонимы к некоторым словам.

- Прочитайте слова. Какая в них орфограмма?

- Запомните, что, если будете использовать данные союзы в сочинении, перед ними нужно ставить запятую.

 

 

 

 

 

 

- Все эти картины были пейзажами.

 

 

 

 

 

- Рожь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рожь, небо, деревья (сосны), тропинка/дорожка, облака, трава.

- Зеленый, голубой и желтый.

 

 

 

 

 

 

 

- Лето. Примерно июль, август.

- Рожь золотого цвета.

- Сначала ее сеют, потом пропалывают и только осенью, когда она созреет, собирают.

 

 

- Деревья, рожь.

- Она золотистая.

- Она наклонена. Ее зерна очень тяжелые.

 

 

- Это сосны. Они зеленые, большие, высокие. На них падает свет от солнца.

 

- Нет.

- Оно очень высокое, видно, что ему много лет. У него с одной стороны веток больше, чем с другой.

- Со сторонами света. Возможно, там, где веток меньше, – север.

- Они хоть и не такие огромные как предыдущая, но такие же внушительные и статные.

-Высохшую. У нее нет веток, она стоит обнаженная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Деревья такие большие и могущественные, что напоминают богатырей.

 

 

 

- Облака, небо, тропинка.

- Это кучевые облака. Они в бело-розовых тонах, кое-где с фиолетовыми переливами..

- Оно голубое.

- Тропинка заезжена тележкой. Видно, что по ней много ходили.

- По примете, птицы низко летают перед дождем.

 

 

- Хотел показать, что ничего не дается просто так. Даже за простой булкой хлеба стоит огромное количество работы и усилий.

- Шишкин хотел показать величие нашей природы. Ее красоту и необыкновенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы должны сказать об авторе и названии картины.

 

- Описание самой картины.

Самостоятельная работа

- У каждого в тетрадях есть план написания сочинения. Опираясь на него, можете приступать к работе

- Проверьте сочинение.

 

Итог. Рефлексия.

- Какая была тема урока?

 

- Какая была цель урока?

 

- По какой картине писали сочинение?

- Что нового узнали о Шишкине?

- Кому можете рассказать о том, что узнали на уроке?

 

- Тема – сочинение по картине Шишкина.

- Написать сочинение по картине Шишкина.

- Картина «Рожь».

 

 

 


Справочные материалы для учителя

Биография Шишкина.

Иван Иванович Шишкин (1832–1898 гг.) – великий русский художник – пейзажист, профессор, член Академии Художеств.

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

В 1852 году 20-летний Иван Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – одно из лучших в стране профильных учебных заведений. В 1856 году он с успехом окончил училище и перебрался в Санкт-Петербург, где с 1857 года продолжил развивать талант уже в Императорской академии художеств, в мастерской пейзажиста и портретиста профессора С.М. Воробьёва.

В годы учёбы Иван Шишкин активно занимался живописью, создавая пейзажи на основе натуры в окрестностях Петербурга и на острове Валаам. Его работы получали признание на академических выставках, что подтверждается множеством наград, включая серебряные и золотые медали за картины и этюды, выполненные в этих местах. Это время стало основой для его дальнейшего творческого развития и увлечения гравюрой.

После окончания академии Шишкин получил возможность продолжить обучение за границей благодаря пенсионному гранту. Он провёл два года в Мюнхене, обучаясь у известных художников, а затем изучал анималистическую живопись в Швейцарии и работал в Дюссельдорфе. Эти поездки обогатили его опыт и позволили освоить новые техники, что способствовало его профессиональному росту.

Вернувшись в Россию в 1866 году, Шишкин быстро завоевал популярность и признание, участвуя в выставках и получая награды, включая орден Святого Станислава. Он продолжал путешествовать по стране, выставлял свои работы как в России, так и за границей, и стал активным членом художественных объединений. В 1871 году он присоединился к «Обществу русских аквафортистов» и в дальнейшем занимал преподавательские должности в Академии художеств, передавая свои знания новым поколениям художников.

До конца дней Шишкин развивал свою творческую манеру, экспериментировал с техниками и цветом. Ученики запомнили его как внимательного и тактичного педагога, который, несмотря на эстетические разногласия с новым поколением художников, всегда интересовался модными тенденциями и настаивал на том, что настоящий мастер ни на минуту не должен останавливаться в развитии.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.