Тема: «Имя числительное под углом истории» (урок обобщающего повторения)
Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.
Цель урока: закрепление и расширение знаний обучающихся об имени числительном, усовершенствование знаний и практических умений по изучаемой теме.
Задачи урока
Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи.
Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.
Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.
Планируемые результаты урока:
Предметные: совершенствование представления о числительном, отработка
правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.
Метапредметные:
УУД: развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.
Познавательные: адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Коммуникативные: формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.
Личностные: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.
Межпредметные связи: математика, история, русский язык.
Технологии: Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового и развивающего обучения. Информационные компьютерные технологии.
Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.
Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 6 класса Ладыженская Т.А. Москва «Просвещение» 2023г.
Подходы:
Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ.
Функциональный: распознавать разряды числительных через постановку проблемных вопросов.
Коммуникативно-деятельный: работа с текстом, мозговой штурм, составление синквейна.
Организация самостоятельной деятельности учащихся: математический диктант, чарворд, пазлы.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, задания.
Ход урока
1 этап. Организационный.
Цель: Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока.
Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах.
Здравствуйте, ребята! Этот урок мы проведем с вами вместе. Работать мы будем не в привычных для вас тетрадях, а на рабочих листах. Всю работу вы будете выполнять в рабочих листах. Положите их перед собой. Запишите число, классная работа (на слайде записано)
2 этап. Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Определить тему работы на уроке нам поможет как нестранно математический диктант. Надеюсь, вы любите математику. Перед вами задание. В столбик за одну минуты вы должны дать ответ. Давайте попробуем со мной. (Слайд ..-2 шт.)
В моем классе обучается 18 учеников, половина из них мальчики. Сколько в классе мальчиков? 9
Если число 9 увеличить в 5 раз, то получится? 45
Если 45 прибавить к 1900, то получится? 1945
К произведению чисел 5 и 5 прибавить 2000 2025
И наконец, если к числу Х прибавить 20, то получится 100. Какое это число? 80
9, 45, 1945, 2025, 80.
Проверим. Поднимите руку те, у кого такие ответы и нет ни одной ошибки. У всех так? Молодцы!
Вызвать одного ребенка -Назовите мне числа, которые состоят из одних единиц
-Из десятков и единиц Спасибо. Присаживайся.
-Какие числа остались? Как сказать, одним словом? (составные)
-О чем они говорят, помогут знания из истории. Они близки сердцу каждого человека.(возможные ответы) Правильно. 9 Мая 2025 года наша страна будет отмечать великий праздник - 80 лет со дня Победы над фашистской Германией. В моих предложениях вы встретили числа. Какая часть речи изучает числа? И так мы подошли к определению темы нашего урока.
Тему записываем в рабочий лист
3 этап. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для обобщения и систематизации знаний по теме.
Ребята, у вас уже есть первоначальные знания об имени числительном.
Обратите внимание на экран. Перед нами предложения с именем числительным -80. (я читаю)
Восемьдесят воинов – освободителей были удостоены высокой награды. Из восьмидесяти городов уцелели только несколько. Местные жители сфотографировались с восьмьюдесятью солдатами – освободителями..
Обратите внимание, что имя числительное – 80 меняет свою форму. В первом предложении 80 стоит в в каком падеже? (И.п, )во втором предложении определим ( Р.п.) в третьем- (Т.п). Меняются ли окончания? Меняется ли середина слова? Мы с вами убедились в том, что склонение связано с правописанием. Чтобы не ошибиться в выборе падежей, вспомним их. Повторение успешно поможет выполнить следующее задание.
Мозговой штурм. Вспомнить падежи. Молодцы
4 этап. Систематизация знаний по теме.
Цель: организовать повторение учащимися изученного материала (фронтально, в парах, группах и индивидуально)
(текст) Ребята, это задание связано с историей родного края. Работаем в паре (друг другу помогаем). - Запишите эти числительные в таблицу.
-Перед вами лежит текст. Каждый прочитает про себя.
7 сентября 1943 года развернулись бои за столицу Донбасса город Сталино(ныне – Донецк). 14 сентября была освобождена вся территория Донбасса. В освободительных боях за Донбасс погибло около 150 тысяч воинов Советской Армии. Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, объявлена благодарность. В Москве был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. За образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и героизм, 80 воинов-освободителей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Прочитали вслух. Сейчас вы сделали первый шаг к экзамену в 9 классе. Так что мы с вами уже готовимся к аттестации.
Наша практическая задача – распределить по колонкам.
Простые Сложные Составные
имеют один корень имеют два и более корней состоят из двух и более слов
Седьмого(Р.п.), четырнадцатого(Р.п.), двадцатью(Тв.п), Восемьдесят(И.п) Тысяча девятьсот сорок третьего(Р.п.), ста пятидесяти(Р.п), двухсот двадцати четырех (Р.п.)
- 3 человека называют (устанавливаем падеж).
5 этап. Физкультминутка
Прием Чайнворд.
Записать имя числительное в указанном падеже и у вас получится ответ на Чайнворд
1.Катера военной флотилии (одиннадцать) (Т.п.) ударом повергли дивизию противника.
2. Из подвигов (миллион) (Р.п.) советских граждан сложилась Великая Победа .
3. За годы Великой Отечественной войны (восемьдесят) (И.п.) городов были полностью разрушены.
4.Много (тысяча) (Р.п.) дней наша земля горела в огне.
5. В некоторых боях потери доходили до (четыреста)(Р.п) человек.
6. Солдаты входили в состав роты (три) (Р.п.) батальона.
7. Я видел у(один)(Р.п.) солдата на гимнастерке много орденов.
Собираем пазлы (по вариантам)
И.п. восемьдесят
Р.п _______десяти
Д.п. восьми_____
В.п. восемь_____
Т.п. _____ десятью
П.п(о) восьми______
И.п.тысяча девятьсот сорок пятый
Р.п _______ девятьсот сорок __того
Д.п тысяча девять___сорок пят___
В.п. _______ девять__ сорок __тый
Т.п.тысяча____ девятьсот сорок пят___
П.п _______ девять__сорок __ом (два человека читают).
Эти числа связаны с великими датами нашей Родины.
А сейчас внимательно послушайте текст и задание к нему.
В тот далекий день - 9 мая 1945 г. притихший после сражений Берлин, взорвался салютом долгожданной Победы. Советские воины обнимали друг друга. В полночь в Москве грянул невиданный салют. Было дано 30 залпов из 1000 орудий.
И сейчас мы с вами составим Салют.
Задание всему ряду. Каждой команде я дам лист, на котором приклеена звездочка с ключевым словом, а рядом красненькие звездочки. Вы должны составить синквейн, своеобразное стихотворение и приклеивать в виде салюта по строчке.
Вспомним правило.
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно
существительное. Оно уже приклеено.
2 строчка – два слова (прилагательные). Пишите на двух звездочках
прилагательные по одному слову на каждой и приклеиваете и т.д.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает
отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы
в 1-ой строчке, обычно существительное.
Как закончите, поднимаете руки.
Мир День Победы
Помощники
Мир (синквейн)
Прилагательное: долгожданный, радостный, всеобщий, бесценный, великий, окончательный.
Глаголы: окрыляет, радует, удивляет, заинтересовывает, увлекает, хранит, оберегает, желает, помогает.
Предложение: Он дарит мне счастье. Он позволит нам мечтать. Всё то, что нас окружает. Нужен каждому на планете. Я люблю мир без войны
Синоним: Спокойствие. Солнце. Счастье. Земля.
День Победы (синквейн)
Прилагательное: славный, яркий, важный, запоминающийся, близкий, грустный, радостный, замечательный, всеобщий.
Глаголы: празднуем, побеждаем, помним, победим, отмечаем, вспоминаем, любим, благодарим.
Предложение: Праздник со слезами на глазах. Праздник для всего мира. Это значимый день для всей страны. Праздник со слезами на глазах.
Синоним: великий день. Счастливый день. Важный день. Замечательный день.
8 этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: интенсифицировать рефлексию учащихся по эмоциональному состоянию; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.
- Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, вспомните какие задания, мы выполняли, с чем работали. Какие моменты урока вам больше всего запомнились? Что было легко? А когда возникли трудности? Скажите, что помогло нам преодолеть трудности и достичь
успеха? Покажите, какое настроение в конце урока у вас?
Домашнее задание - упражнение по учебнику.
Восемнадцатое февраляКлассная работа
Математический диктант
В моем классе обучается 18 учеников, половина из них мальчики. Сколько в классе мальчиков? | |
Если число 9 увеличить в 5 раз, то получится? |
Если 45 прибавить к 1900, то получится? |
К произведению чисел 5 и 5 прибавить 2000 |
И наконец, если к числу Х прибавить 20, то получится 100. Какое это число? |
Проверь себя
В моем классе обучается 18 учеников, половина из них мальчики. Сколько в классе мальчиков?
| 9
|
Если число 9 увеличить в 5 раз, то получится?
| 45
|
Если 45 прибавить к 1900, то получится?
| 1945
|
К произведению чисел 5 и 5 прибавить 2000
| 2025
|
И наконец, если к числу Х прибавить 20, то получится 100. Какое это число?
| 80
|
Имя числительное под углом истории
Восемьдесят воинов – освободителей были удостоены высокой награды.
Из восьмидесяти городов уцелели только несколько.
Местные жители сфотографировались с восьмьюдесятью солдатами - освободителями
7 сентября 1943 года развернулись бои за столицу Донбасса - город Сталино (ныне - Донецк). 14 сентября была освобождена вся территория Донбасса. В освободительных боях за Донбасс погибло около 150 тысяч воинов Советской Армии. Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, объявлена благодарность. В Москве был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. За образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и героизм, 80 воинов-освободителей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Проверь себя
7 сентября 1943 года развернулись бои за столицу Донбасса - город Сталино (ныне – Донецк). 14 сентября была освобождена вся территория Донбасса. В освободительных боях за Донбасс погибло около 150 тысяч воинов Советской Армии. Войскам, участвовавшим в освобождении Донбасса, объявлена благодарность. В Москве был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. За образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и героизм, 80 воинов-освободителей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Прочитали вслух. Сейчас вы сделали первый шаг к экзамену в 9 классе. Так что мы с вами уже готовимся к аттестации.
Простые | Сложные | Составные |
имеют один корень | имеют два и более корней | состоят из двух и более слов |
седьмого(Р.п.), четырнадцатого(Р.п., двадцатью(Тв. п) | восемьдесят(И.п) | тысяча девятьсот сорок третьего(Р.п.), ста пятидесяти(Р.п), двухсот двадцати четырех (Р.п.) |
Записать имя числительное в указанном падеже и у вас получится ответ
1.Катера военной флотилии (одиннадцать) (Т.п.) ударом повергли дивизию противника.
2. Из подвигов (миллион) (Р.п.) советских граждан сложилась Великая Победа .
3. За годы Великой Отечественной войны
(восемьдесят) (И.п.) городов были полностью разрушены.
4.Много (тысяча) (Р.п.) дней наша земля горела в огне.
5. В некоторых боях потери доходили до (четыреста)(Р.п) человек.
6. Солдаты входили в состав роты (три) (Р.п.) батальона.
7. Я видел у(один)(Р.п.) солдата на гимнастерке много орденов.
Собери пазлы
1 вариант
И.п. восемьдесят Р.п _______десяти Д.п. восьми_____ В.п. восемь_____ Т.п. _____ десятью П.п(о) восьми______
| 2 вариант И.п. тысяча девятьсот сорок пятый Р.п _______ девятьсот сорок __того Д.п тысяча девять ___сорок пят___ В.п. _______ девять__ сорок __ тый Т.п. тысяча_ девятьсот сорок пят_ П.п ______ девять __сорок __ ом
|
Собери пазлы
1 вариант
И.п. восемьдесят Р.п восьмидесяти Д.п. восьмидесяти В.п. восемьдесят Т.п. восьмьюдесятью П.п (о) восьмидесяти
| 2 вариант И.п. тысяча девятьсот сорок пятый Р.п тысяча девятьсот сорок пятого Д.п тысяча девятьсот сорок пятому В.п. тысяча девятьсот сорок пятый Т.п. тысяча девятьсот сорок пятым П.п тысяча девятьсот сорок пятом
|
С и н к в е й н МирПобеда
Правила
1 строчка – одно слово
2 строчка – два слова (прилагательные).
3 строчка – три слова (глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение.
5 строчка – одно слово–ассоциация, синоним, который
повторяет суть темы
Домашнее задание
Упражнение №518 (Составьте предложения, используя данные материалы)
9 Мая (к знаменательной дате);
23 февраля (к празднику – Дню защитника Отечества).
Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
Что было легко?
А когда возникли трудности?
Скажите, что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?