Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №124
с углубленным изучением английского языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
План-конспект
интегрированного урока
по программам:
Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Ч.2. –
М.: Просвещение, 2014.
Верещагина И.Н. Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс. Ч. 1. –
М.: Просвещение, 2012.
Учителя: Соколова Татьяна Вальтеровна
(учитель начальных классов)
Цветкова Наталья Николаевна
(учитель английского языка)
Класс 4
Санкт-Петербург
2015 г.
План-конспект интегрированного урока
Методические пояснения
Основной идеей данного интегрированного урока является сравнение семейного уклада прошлого (на примере славянской Руси IX – X в.) с современным (на примере русской и британской семьи XXI в.). Таким образом, обобщаются знания детей по теме «Семья», формируемые в различное время на разных учебных предметах (Окружающий мир, Английский язык, Изобразительное искусство, Технология). Принимается во внимание также собственный опыт школьников, живущих в современной русской семье. Результатом такого сравнения и обобщения должно стать осознание роли семьи в жизни каждого из нас и общества в целом.
Тема урока: Сравнительная характеристика славянской семьи IX – X в. и современной русской и британской семьи.
Выбранная тема соответствует учебному плану предметов Окружающий мир, ИЗО и Технология, а также приурочена к неделе иностранных языков в школе. Кроме того, в рамках данной темы отрабатывается навык монологического высказывания «О себе и своей семье» на английском языке.
Цель урока: обеспечить применение обучающимися полученных знаний для сравнения семьи в прошлом и в современности. Данная предметная цель способствует более глубокому усвоению и обобщению школьниками знаний, закреплению умений по теме «Семья».
Задачи:
направленные на достижение предметных результатов:
- создать условия для активизации использования изученной лексики по теме «Семья»;
- расширять понятийную базу;
- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по теме Окружающего мира «Жизнь и быт славян» и теме Английского языка «Семья».
направленные на достижение личностных результатов:
- актуализировать жизненный опыт учащихся;
- формировать уважение к истории своей страны, к стране изучаемого языка;
- развивать представление о семейных ценностях и о роли семьи в жизни и обществе;
направленные на достижение метапредметных результатов:
- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;
- развивать навыки аудирования, диалогической и монологической речи на английском языке;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, составлять схемы.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Урок строится с опорой на полученные ранее знания учащихся, что помогает уделить больше внимания повторению и закреплению материала, рассмотрению его с разных сторон, применению его для решения творческих задач.
Средства обучения: бумажные макеты славянских жилищ, фигурки жителей из пластилина, расписанные на уроке ИЗО, бумажные фигурки членов семьи, компьютер, проектор, раздаточные материалы, доска.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- выполнять логические операции сравнения, анализа, синтеза;
- осуществлять осознанное построение речевого высказывания;
- уметь определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Регулятивные:
- самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера, раздаточных материалов;
- осознавать уровень собственных достижений, качества знаний;
- принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Ход урока
Этапы урока |
Описание структуры урока |
Примечания |
|||
1. Вступление. Театрализованное действие. 3 мин.
1 мин.
|
В класс, на импровизированную улицу, выходят учитель английского языка, Наталья Николаевна, и учащаяся 4 класса, которая изображает школьницу из Лондона Сашу, приехавшую по обмену в Россию. Саша остановилась у Натальи Николаевны. Сегодня у них есть свободное время, они выходят на прогулку и Саша интересуется, нравится ли учителю ее работа. Учитель признается, что работать нелегко, семья также отнимает много времени и сил. Их разговор слышит ученица Натальи Николаевны Лера, которая приглашает учителя и Сашу на урок по Окружающему миру о жизни древних славян. Театрализация: Наталья Николаевна: Look, Sasha, I've got some free time today. Let's go for a walk. Sasha: All right. Do you like your work? Наталья Николаевна: Yes, I do. But you know, Sasha, the work of a teacher isn't easy. And I've got a family. I need to do a lot of work at home and I don't have enough time for this. Лера: Наталья Николаевна, доброе утро! Наталья Николаевна: О, доброе утро, Лера! В школу идешь? А ко мне школьница по обмену из Англии приехала. Давай, я вас познакомлю. This is Sasha. She is from England. She is living with me and my family now. Лера: Nice to meet you! Наталья Николаевна: Sasha, this is Lera. I teach her English at school. Sasha: Nice to meet you too. Лера: Natalya Nikolaevna, I'm sorry, but I heard your words about your family and work. Наталья Николаевна: That's O'k. Лера: What do you know about families of old times? Наталья Николаевна: Not very much. Why? Лера: We've got a lesson about families of those times today. Come with me to our school. Sasha: Oh, it must be interesting! Наталья Николаевна: Let's go to our school then. Подходят к Татьяне Вальтеровне (классный руководитель Леры). Лера: Татьяна Вальтеровна, это Саша, школьница по обмену из Англии. Можно, они с Натальей Николаевной наш урок посмотрят? Татьяна Вальтеровна: Конечно, можно! Лера: Sasha, this is Tatyana Valterovna, our teacher. Sasha: Glad to see you. Лера: And this is our class. Татьяна Вальтеровна: Урок еще не начался, можете пообщаться с ребятами пока. Окончание театрализованного действия. Учащиеся 4 класса задают вопросы Саше, интересуясь, откуда она и большая ли у нее семья, а также известно ли ей что-нибудь о жизни и семье славян. Вопросы ребят (ученики Татьяны Вальтеровны и Натальи Николаевны): 1. Sasha, where do you come from? (Саша, откуда ты?) Sasha: I come from London. (Я приехала из Лондона) 2. Have you got any brothers or sisters? (Есть ли у тебя братья и сестры?) Sasha: No, I haven't. (Нет ни сестер, ни братьев) 3. Do you know how many children people of Russia had many years ago? (Ты знаешь, сколько детей было у людей в древней Руси?) Sasha: No. (Саша не знает о семьях в древности) 4. Do you want to know? (Хотела бы узнать об этом?) Sasha: Of course! (Конечно!) |
|
|||
2.Организационный момент. 4 мин. При подготовке к занятию проведено анкетирование, по результатам которого учащиеся распределены по малым группам (учет мнения детей, консультации учителя и окончательное формирование малых групп).
Проблема на доске, ребята проговаривают ее хором. Учащиеся записывают определения. |
Самоопределение обучающихся в деятельности. «Звенит звонок» (колокольчик). Татьяна Вальтеровна начинает урок. Учащиеся сидят за столами в группах по 4-5 человек. Саша занимает место в одной из групп. Татьяна Вальтеровна: Начинаем урок. Садитесь. Я не изучала английский язык. Объясните мне, пожалуйста, что вы узнали о Саше? 1 вопрос: Откуда приехала девочка? Ответ: Из Лондона. 2 вопрос: Большая ли у нее семья? Ответ: Не большая, она единственный ребенок в семье. 3 вопрос: А известно ли Саше, сколько детей было в славянских семьях? Ответ: Не известно, но она хотела бы узнать. Татьяна Вальтеровна: Спасибо, ребята. Вспомните, какую мы прошли тему на предыдущих уроках по окружающему миру. Ответ: «Жизнь и быт славян». Татьяна Вальтеровна: Сегодня мы немного расширим и дополним этот материал. Хорошо, что Саша с Натальей Николаевной заглянули к нам, они нам помогут. Подумайте, все вы живете в семье. В каком веке находятся наши семьи? Ответ: в XXI веке. Татьяна Вальтеровна: А в каком веке жили славянские семьи? Ответ: в IX-X веках. Татьяна Вальтеровна: Хорошо. Постарайтесь назвать тему нашего сегодняшнего урока. Чем мы займемся? Ответ: Сравнением славянских и современных семей. Татьяна Вальтеровна: Совершенно верно. А почему я упомянула Сашу? Чем она нам поможет? Ответ: Расскажет о современной британской семье. Татьяна Вальтеровна: Да, мы будем сравнивать славянскую семью IX-X вв. и русскую и британскую современную семью. Сегодня я ставлю перед вами проблему: Изменилось ли значение, состав, устои, традиции славянской семьи IX – X вв. по сравнению с современной русской и британской семьёй? Для начала, разберемся, известны ли вам понятия «состав», «устои», «традиции» семьи. Давайте дадим определения. Посмотрите на слайды, пожалуйста. |
|
|||
3. Повторение и обобщение ранее полученных знаний. 7 мин. Лента времени, карта Руси IX-X веков на доске, детские рисунки на стендах по темам: «Избы», «Города», «Воины», «Русские женщины»
|
Ввод в тему. Татьяна Вальтеровна: Каждый народ должен знать свою историю. Посмотрите на ленту времени, кто мне скажет и покажет, в какое время мы сегодня с вами отправляемся? Ответ: В славянскую Русь IX-X веков. Татьяна Вальтеровна: Чем характерно это время? Ответ: Языческая Русь в переходе в христианскую. Татьяна Вальтеровна: Было ли тогда государство? Ответ: Нет, были раздробленные княжества. Татьяна Вальтеровна: Были ли города на Руси? Ответ: Да, городами считались те поселения, которые были обнесены крепостной стеной (валом). (Называют города). Татьяна Вальтеровна: Как люди выбирали место для своего поселения? Ответ: Около рек, на холмах – в защищенных местах. Татьяна Вальтеровна: Поселение – это множество домов. Как назывались у славян дома в те времена? Ответ: Избы, от слова истьба. Татьяна Вальтеровна: Давайте найдем толкование слова «истьба» в словаре. Татьяна Вальтеровна: Какими были первые избы? Ответ: Жили в землянках. Татьяна Вальтеровна: Если строили несколько изб и жили вместе, как это называлось? Ответ: Поселение славян. Татьяна Вальтеровна: Спасибо, ребята. |
|
|||
4. Проверка домашнего задания.
4 мин.
|
Татьяна Вальтеровна: Какая жизнь была у славян и чем они занимались, какие семьи у них были, мы узнаем из ваших презентаций. Вы получили домашнее задание и план подготовки презентаций. Презентация «Славянская семья IX-X веков. Русь». 1 учащийся показывает подготовленную дома презентацию своей группы о семьях и жилищах славян. Татьяна Вальтеровна просит ребят остальных групп дать оценку докладчику и ребят из выступавшей группы дать самооценку. |
|
|||
5.Закрепление изученного материала. 5 мин. Процесс заселения макетов деревень изделиями из пластилина, расписанными на ИЗО. 2 мин. Дети работают в группах, 1 учащийся у доски.
Сравнение схем на партах и на доске
|
Исследование. Татьяна Вальтеровна: Напоминаю проблему урока: Изменилось ли значение, состав, устои, традиции славянской семьи IX – X в. по сравнению с современной русской и британской семьёй? Мы проводим исследования. У вас на столах бумажные макеты изб, заселите их, пожалуйста, людьми, которых вы вылепили на уроке труда.
Составление схем славянской семьи. Татьяна Вальтеровна: Таким образом, у каждой группы получилась семья. Давайте попробуем схематично представить эти семьи. У вас на парте бумажные пиктограммы членов семьи. Сделайте, пожалуйста, схему славянской семьи. Татьяна Вальтеровна: Посмотрите, пожалуйста, на доску. У кого получилась такая же схема? Почему такая? Почему много фигур? Ответы: У славян было много детей, старшее поколение жило вместе с младшим. Татьяна Вальтеровна: Таким образом, мы повторили, как жили древние славяне в IX-X веках. А теперь хотелось бы поговорить о современной семье. Дадим слово Наталье Николаевне. |
|
|||
3 мин. На партах раздаточные материалы с новыми словами в презентации.
2 мин. Составляют схемы современной семьи.
Сравнение схем на партах и на доске.
|
Повторение темы «Семья» на английском языке. Наталья Николаевна просит Сашу рассказать о современной семье в Великобритании. У Саши есть презентация на эту тему. Наталья Николаевна: Sasha, do you like the lesson? Could you tell us about families in Britain? Sasha: Yes, it was very interesting. And we had a lesson about British families at school, too. Let me show you. Показ презентации о Британской семье. Речь в презентации идет о том, что: 1. современные британцы стремятся иметь собственную семью, но прежде они пытаются найти хорошую работу, поэтому не женятся рано. 2. семьи обычно небольшие: родители и двое детей. Бабушки и дедушки живут отдельно от детей и внуков. Права в семье равны. 3. и мужчины, и женщины работают. Дети ходят в школу. 4. вместе все родственники собираются на праздники и дни рождения. 5. каждая семья стремится иметь свой собственный дом. Это для британцев очень важно. Составление схем современной семьи. Наталья Николаевна просит Сашу составить схему современной британской семьи с помощью пиктограммы на доске. Группам также дается задание представить, что они современная русская или британская семья и изобразить ее схематично на местах. Наталья Николаевна: Sasha, try to make a scheme of a usual British family on the board. Here are some paper figures for you. And every group of you imagine, please, that you are a family and make up a scheme of your family on your desks, like Sasha. Do you understand the task? Один из учащихся переводит задание на русский язык. Учащиеся сравнивают получившуюся у Саши схему со своей. Наталья Николаевна: Why don’t you use many paper figures? Ответ: There are not many children in a family. Наталья Николаевна: Why don’t you put the big figures together with the small ones? Ответ: Grandparents don’t usually live with their children and grandchildren. |
|
|||
6.Обобщение и систематизация знаний. 2 мин. Составление описания семьи по плану в группах, письменно на листках с планом.
3 мин. Работа в группах, письменно на листочках с планом.
Устная фронтальная работа. 5 мин. Проблема на доске, схема сравнения на слайде.
|
Сообщение о славянской семье. Татьяна Вальтеровна: Давайте постараемся повторить то, что вы услышали и увидели о славянских и современных семьях. У вас на партах находятся 2 плана описания семьи, на русском и английском языках. При заполнении плана на русском языке вы вписываете в пропуски сведения о славянской семье, которая у вас в каждой группе получилась при заселении макетов домов. Будьте готовы также рассказать о семье устно (1 группа проговаривает устно). Развитие монологической речи по теме на английском языке. Наталья Николаевна просит ребят снова поработать в группах, представить, что они современная семья и описать ее по плану на английском языке. Наталья Николаевна: And now work in groups again. Think of a modern family and describe it in writing using a plan. Затем учитель просит группы проговорить по 1-2 предложения о своей семье по цепочке, чтобы получился общий рассказ. Выводы. Татьяна Вальтеровна: Вы посмотрели презентации, описали семьи по планам, составили пиктограммы. Давайте дадим ответ на проблему нашего урока, сделаем выводы. Изменилась ли семья (ее состав, роль старшего поколения, мужская и женская роли внутри семьи) с давних времен? В чем общее и в чем различия? 2 учащихся кратко отмечают на доске в таблице сходства и различия славянской и современной семей. |
План описания славянской семьи 1.Состав семьи. 2. Главенство в семье. 3. Где жили (изба). 4.Занятия каждого в семье.
Plan: 1. Members of a family. 2. The main role in a family. 3. The place, where a family lives. 4.What do the members of a family do?
|
|||
7. Рефлексия. 2 мин. |
Татьяна Вальтеровна: Понравился ли вам урок? Что интересного было на уроке больше всего? Как вы характеризуете свою работу на уроке? Наталья Николаевна: Were the tasks difficult? What tasks? (Были задания сложными? Какие?) Татьяна Вальтеровна: Считаете ли вы цель сравнения славянской и современной семей достигнутой? Наталья Николаевна просит Сашу рассказать, что она запомнила из урока. Sasha: It was about families in old times and today. The families of old times were big, and today they are not very big. (Он был о семьях давних времен и о современных семьях. Раньше семьи были большими, а теперь они не многочисленны). |
|
|||
8. Домашнее задание. 1 мин. |
Дома подготовьте описания семьи в Англии IX-X вв. на русском языке, пользуясь дополнительной литературой, Интернетом и планом. |
|
|||
9.Выставление оценок. 1 мин. |
Татьяна Вльтеровна: Спасибо за работу на уроке, ребята! Наталья Николаевна: Thank you for your work! |
|
Список использованной литературы:
1. Человек в кругу семьи. – М., 1996.
2. «Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси»: Удмуртский университет; Ижевск; 2003.
3. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
Используемые сайты:
http://tradicii.com/troica-den-svyatojj-troicy-pyatidesyatnica.html
(http://webquestkuskova.ucoz.ru/)
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Ссылка на интегрированный урок. Снято на кинокамеру:
https://drive.google.com/file/d/0Bwg6BFy5HA6iaTZWUXY4amw3eHM/view?usp=sharing
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.