интегрированный урок по письму и ИКТ в 3 классе

  • Интерактивная доска
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Структура данного интегрированного урока отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока. Для реализации возможности использовать достаточно большое количество материала учителями была выбрана нестандартная форма урока – урок-путешествие. На уроке были использованы разнообразные методы обучения. Словесный метод объяснения материала беседа был дополнен демонстрацией материала (дети вставали, алфавит в презентации). В беседе с учеником учителя исправляли неточности речи, требовали от детей полных ответов. Наглядные методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей, поэтому они были применены на данном уроке в виде показа, демонстрации, анимации, интерактивного тренажера (презентация, выделение изучаемого слога цветом, плакат с правилом, кубики Чапыгина, карточки с рисунками). Практические методы как вид деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями использовались на всех этапах урока (интерактивная игра Алфавит, чтение, письмо, тренажер, работа по карточкам).Цели урока:  организация деятельности обучающихся по закреплению умения применения правила «Сочетание ча-ща»; – создание условий для формирования у обучающихся понятия Множество.
Иконка файла материала Интегрированный урок.docx

Тема урока письма и развития речи: Сочетание ча-ща.

Тема урока по ИКТ: Множество.

Цели урока:

-        организация деятельности обучающихся по закреплению умения применения правила «Сочетание ча-ща»;

–    создание условий для формирования у обучающихся понятия Множество.

Задачи:

Образовательные:

1.      Учить находить и дифференцировать слоги ча, ща в словах.

2.      Учить правило «Сочетание ча-ща».

3.      Учить применять правило при написании слов.

4.      Продолжить формирование понятия Множество на основе понятий русского языка.

Коррекционно-развивающие:

1.      Развивать навыки анализа и синтеза (слогового, понятийного).

2.      Формировать умение анализировать предложение по словам.

3.      Совершенствовать  оптико-пространственные представления обучающихся.

4.      Закреплять навык чтения слогов и слов.

5.      Обогащать словарь.

6.      Развивать, коррегировать произвольное, непроизвольное внимание, переключение внимания путем выполнения заданий.

7.      Развивать долговременную и кратковременную память.

8.      Коррегировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.

9.      Развивать познавательную активность.

Воспитательные:

1.      Воспитывать информационную культуру путем рационального использования широко распространенных инструментов и технических средств информационных технологий.

2.      Воспитывать уважение к личности.

3.      Воспитывать самостоятельность.

 

Оснащение урока: интерактивная доска, ПК, компьютерная презентация, кубики Чаплыгина, конверты с карточками-словами по числу обучающихся, карточки с цветной маркировкой.

                                        Ход урока:

I.                    Организационный момент.

Учитель ИКТ:           Прозвенел звонок для нас,

Мы зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Учитель письма:                   Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда!

Так начнём урок, друзья!

Звучит аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково»      (слайд 2)

Учитель ИКТ: – Ребята, вы узнали, из какого мультфильма прозвучал отрывок? (ответы) Давайте отправимся в путешествие с паровозиком и поможем ему не опоздать ни на одну станцию. Согласны? (ответы)

II.                 Актуализация знаний.

– А сейчас давайте отгадаем название первой станции.                        (слайд 3)

 

С какой буквы начинается предложение? (ответы)Ищем большую букву и дальше соединяем буквы по указателям в слово… Какое слово получилось? (ответы)

Учитель ИКТ:– Правильно, множество! Тема нашего урока по ИКТ и название первой станции – Множество.

 Учитель письма: – Открываем тетради, отступаем две строки и записываем число, классная работа. С новой  красной строки записываем слово Множество.                           (слайд 4)

 

Учитель ИКТ:– На какое слово похоже слово множество?  – Правильно, на слово много.

Какие множества мы с вами разбирали на прошлом уроке? Правильно, это множества фруктов, овощей, множество машин. Молодцы!

Но бывают и другие множества. Вы – множество учеников. Множество девочек, подымите руку! Очень хорошо! Множество мальчиков, встаньте! Умницы!

Итак, на первую станцию мы прибыли вовремя, спасибо, ребята!       (слайд 5)

 

 

Учитель ИКТ:– Следующая станция – Алфавитная.                              (слайд 6 Алфавит)

– Посмотрите, ребята, перед нами множество букв – алфавит. Давайте откроем множество гласных букв! (Вызвать двух человек для работы с интерактивной доской). Проверяем, все буквы гласные открыты? Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие шипящие звуки мы знаем. Какие шипящие вы знаете?(ответы) Откроем множество букв, обозначающих шипящие звуки. Очень хорошо. Эту станцию мы тоже проехали без опозданий.

 

Учитель письма:На пути следования нашего поезда – станция Правил. (слайд7 Правила)

Давайте вспомним, какие правила правописания шипящих мы с вами уже знаем? (ответы) Как мы пишем жи-ши? (ответы) А вчера мы учили, как мы пишем ча-ща. Расскажет правило … (ответ)

 Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Значит, из множества правил вы учитесь использовать правила «Жи-ши пиши с буквой» и «Ча-ща пиши с буквой а»

 

III.               Закреление.

 

– Название следующей станции – Путаница.                                          (слайд8 Путаница)

– Посмотрите, сейчас перед нами множество чего? – Множество слогов.

Учитель письма:А каких слогов больше всего в этом множестве? Совершенно верно! И тема нашего урока русского языка – Правописание ча, ща. Повторим правило, которое мы учили на прошлом уроке.  (ответы, указание на заранее вывешенный плакат)

А теперь находим первый слог на доске. Кто догадался, какой это слог? (ответы) Сейчас наша задача из слогов собрать слова. Указатели нам в этом помогают. (коллективное проговаривание)

 

 – Читаем все вместе, что у нас получилось?                                          (слайд 9 Четверостишие)

Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

(ответы детей на поставленный в четверостишии вопрос)

 

– Отвечаем: В сочетаниях ча-ща                                                           (слайд 10)

 Пишем только букву а!

– Нам встретились два новых слова – чаща и каланча.                          (слайд 11)

 Чаща – это густой частый лес, заросль. Каланча – это наблюдательная вышка над зданием пожарной части.

Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Станцию Путаница мы проехали тоже вовремя! Теперь на пути – станция Физкультурная.

 

Учитель письма:– Без опозданий мы прибыли на станцию Физкультурная. Встаньте рядом с партами. (Физминутка – выполнение движений с проговариванием)

Поезд мчится скрежеща же-че – ше-ща, же-че – ше-ща! (повторить три раза с ускорением темпа)

Колесики, колесики по рельсам тарахтят, привозят заниматься множество ребят.

 

Учитель ИКТ:– Множество ребят размялось и приближается к станции Собирай-ка. (слайд 12)

– У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них множество карточек и разложите на партах. Что написано на карточках? (ответы) Правильно, слова! Множество слов нашего четверостишия. Выберите из этого множества слов те, которые пишутся по правилу: «Ча-ща пиши с буквой а». Слова, в которых есть слог «ча» соберите в один столбик, а слова со слогом «ща» - в другой. А два человека идут работать с множеством кубиков – собирите слоги ча, ща.

– Что получается? (ответы) А куда мы поставим слово чаща? Молодцы! Мальчики, покажите слоги на кубиках. (демонстрация)

 

Учитель письма:– А название последней станции – Сочиняй-ка.                    (слайд 14 Карточка)

Вы получили карточки. Какие картинки здесь нарисованы? Те ребята, у кого на карточке стоит желтый и зеленый кружок, читаем задание. Читай, … Итак, составить предложение, с каким словом? (ответы) Приступаем к работе. (индивидуальное объяснение для обучающихся третьей группы обученности)

– Итак, какое предложение составил … (зачитать 2-3 ответа, лучшее предложение записать на доске)

 

Резерв

Учитель письма:– Молодцы, ребята! Следующая станция – Вставляй-ка! (слайд 13)

Слушаем задание. К доске идет …            Записывай слово на доске… Какую букву ты вставил? Проверяй! (проверка с помощью интерактивного тренажера) Записываем слово в тетрадь. (отработка 3-5слов, резерв – 3 слова)

Учитель ИКТ:– Из множества рыбок вы выбирали рыбку с нужной буквой. Отлично!

Эту станцию мы тоже покидаем вовремя.

Учитель ИКТ:– Это была наша последняя станция.  И на нее мы не опоздали. Мы проехали множество станций.

IV.               Словарная работа.

Множество, чаща, каланча.

V.                 Аналитическая часть урока.

Учитель ИКТ:– Мы с вами и паровозиком сегодня путешествовали по станциям, на которых мы учились правильно писать слоги ча-ща и знакомились с понятием множество.

Учитель русского языка: – Вы отлично потрудились на уроке и получаете по русскому языку и по ИКТ пятерки. Паровозик благодарит вас и передает вам подарки – закладки, чтобы вы всегда правильно писали жи-ши, ча-ща. А вам понравился наш урок-путешествие? (ответы)

Урок окончен!