Тема урока письма и развития речи: Сочетание ча-ща.
Тема урока по ИКТ: Множество.
Цели урока:
- организация деятельности обучающихся по закреплению умения применения правила «Сочетание ча-ща»;
– создание условий для формирования у обучающихся понятия Множество.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить находить и дифференцировать слоги ча, ща в словах.
2. Учить правило «Сочетание ча-ща».
3. Учить применять правило при написании слов.
4. Продолжить формирование понятия Множество на основе понятий русского языка.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки анализа и синтеза (слогового, понятийного).
2. Формировать умение анализировать предложение по словам.
3. Совершенствовать оптико-пространственные представления обучающихся.
4. Закреплять навык чтения слогов и слов.
5. Обогащать словарь.
6. Развивать, коррегировать произвольное, непроизвольное внимание, переключение внимания путем выполнения заданий.
7. Развивать долговременную и кратковременную память.
8. Коррегировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства.
9. Развивать познавательную активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать информационную культуру путем рационального использования широко распространенных инструментов и технических средств информационных технологий.
2. Воспитывать уважение к личности.
3. Воспитывать самостоятельность.
Оснащение урока: интерактивная доска, ПК, компьютерная презентация, кубики Чаплыгина, конверты с карточками-словами по числу обучающихся, карточки с цветной маркировкой.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель ИКТ: Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Учитель письма: Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Так начнём урок, друзья!
Звучит аудиозапись из мультфильма «Паровозик из Ромашково» (слайд 2)
Учитель ИКТ: – Ребята, вы узнали, из какого мультфильма прозвучал отрывок? (ответы) Давайте отправимся в путешествие с паровозиком и поможем ему не опоздать ни на одну станцию. Согласны? (ответы)
II. Актуализация знаний.
– А сейчас давайте отгадаем название первой станции. (слайд 3)
С какой буквы начинается предложение? (ответы)Ищем большую букву и дальше соединяем буквы по указателям в слово… Какое слово получилось? (ответы)
Учитель ИКТ:– Правильно, множество! Тема нашего урока по ИКТ и название первой станции – Множество.
Учитель письма: – Открываем тетради, отступаем две строки и записываем число, классная работа. С новой красной строки записываем слово Множество. (слайд 4)
Учитель ИКТ:– На какое слово похоже слово множество? – Правильно, на слово много.
Какие множества мы с вами разбирали на прошлом уроке? Правильно, это множества фруктов, овощей, множество машин. Молодцы!
Но бывают и другие множества. Вы – множество учеников. Множество девочек, подымите руку! Очень хорошо! Множество мальчиков, встаньте! Умницы!
Итак, на первую станцию мы прибыли вовремя, спасибо, ребята! (слайд 5)
Учитель ИКТ:– Следующая станция – Алфавитная. (слайд 6 Алфавит)
– Посмотрите, ребята, перед нами множество букв – алфавит. Давайте откроем множество гласных букв! (Вызвать двух человек для работы с интерактивной доской). Проверяем, все буквы гласные открыты? Молодцы! А теперь давайте вспомним, какие шипящие звуки мы знаем. Какие шипящие вы знаете?(ответы) Откроем множество букв, обозначающих шипящие звуки. Очень хорошо. Эту станцию мы тоже проехали без опозданий.
Учитель письма:На пути следования нашего поезда – станция Правил. (слайд7 Правила)
Давайте вспомним, какие правила правописания шипящих мы с вами уже знаем? (ответы) Как мы пишем жи-ши? (ответы) А вчера мы учили, как мы пишем ча-ща. Расскажет правило … (ответ)
Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Значит, из множества правил вы учитесь использовать правила «Жи-ши пиши с буквой» и «Ча-ща пиши с буквой а»
III. Закреление.
– Название следующей станции – Путаница. (слайд8 Путаница)
– Посмотрите, сейчас перед нами множество чего? – Множество слогов.
Учитель письма:А каких слогов больше всего в этом множестве? Совершенно верно! И тема нашего урока русского языка – Правописание ча, ща. Повторим правило, которое мы учили на прошлом уроке. (ответы, указание на заранее вывешенный плакат)
А теперь находим первый слог на доске. Кто догадался, какой это слог? (ответы) Сейчас наша задача из слогов собрать слова. Указатели нам в этом помогают. (коллективное проговаривание)
– Читаем все вместе, что у нас получилось? (слайд 9 Четверостишие)
Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
(ответы детей на поставленный в четверостишии вопрос)
– Отвечаем: В сочетаниях ча-ща (слайд 10)
Пишем только букву а!
– Нам встретились два новых слова – чаща и каланча. (слайд 11)
Чаща – это густой частый лес, заросль. Каланча – это наблюдательная вышка над зданием пожарной части.
Учитель ИКТ:– Молодцы, ребята! Станцию Путаница мы проехали тоже вовремя! Теперь на пути – станция Физкультурная.
Учитель письма:– Без опозданий мы прибыли на станцию Физкультурная. Встаньте рядом с партами. (Физминутка – выполнение движений с проговариванием)
Поезд мчится скрежеща же-че – ше-ща, же-че – ше-ща! (повторить три раза с ускорением темпа)
Колесики, колесики по рельсам тарахтят, привозят заниматься множество ребят.
Учитель ИКТ:– Множество ребят размялось и приближается к станции Собирай-ка. (слайд 12)
– У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них множество карточек и разложите на партах. Что написано на карточках? (ответы) Правильно, слова! Множество слов нашего четверостишия. Выберите из этого множества слов те, которые пишутся по правилу: «Ча-ща пиши с буквой а». Слова, в которых есть слог «ча» соберите в один столбик, а слова со слогом «ща» - в другой. А два человека идут работать с множеством кубиков – собирите слоги ча, ща.
– Что получается? (ответы) А куда мы поставим слово чаща? Молодцы! Мальчики, покажите слоги на кубиках. (демонстрация)
Учитель письма:– А название последней станции – Сочиняй-ка. (слайд 14 Карточка)
Вы получили карточки. Какие картинки здесь нарисованы? Те ребята, у кого на карточке стоит желтый и зеленый кружок, читаем задание. Читай, … Итак, составить предложение, с каким словом? (ответы) Приступаем к работе. (индивидуальное объяснение для обучающихся третьей группы обученности)
– Итак, какое предложение составил … (зачитать 2-3 ответа, лучшее предложение записать на доске)
Резерв
Учитель письма:– Молодцы, ребята! Следующая станция – Вставляй-ка! (слайд 13)
Слушаем задание. К доске идет … Записывай слово на доске… Какую букву ты вставил? Проверяй! (проверка с помощью интерактивного тренажера) Записываем слово в тетрадь. (отработка 3-5слов, резерв – 3 слова)
Учитель ИКТ:– Из множества рыбок вы выбирали рыбку с нужной буквой. Отлично!
Эту станцию мы тоже покидаем вовремя.
Учитель ИКТ:– Это была наша последняя станция. И на нее мы не опоздали. Мы проехали множество станций.
IV. Словарная работа.
Множество, чаща, каланча.
V. Аналитическая часть урока.
Учитель ИКТ:– Мы с вами и паровозиком сегодня путешествовали по станциям, на которых мы учились правильно писать слоги ча-ща и знакомились с понятием множество.
Учитель русского языка: – Вы отлично потрудились на уроке и получаете по русскому языку и по ИКТ пятерки. Паровозик благодарит вас и передает вам подарки – закладки, чтобы вы всегда правильно писали жи-ши, ча-ща. А вам понравился наш урок-путешествие? (ответы)
Урок окончен!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.